Даешь цивилизованный Владивосток!

Солидная сумма - 100 млрд. рублей, - обещанная президентом Путиным Владивостоку на организацию форума АТЭС в 2012 году, в том числе на реконструкцию аэропорта, возведение дороги-дублера, двух мостов - на Чуркин и остров Русский, не дает народу покоя.

9 февр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2094 от 9 февр. 2007
7cd31e584df7f228b412f2de87b3e5a0.jpg

Солидная сумма - 100 млрд. рублей, - обещанная президентом Путиным Владивостоку на организацию форума АТЭС в 2012 году, в том числе на реконструкцию аэропорта, возведение дороги-дублера, двух мостов - на Чуркин и остров Русский, не дает народу покоя.

Если добавить к этому новый микрорайон на Патрокле; океанариум, здание Института биологии моря, гостиницы и зоны отдыха на Русском острове - понятно, голова идет кругом.

А что на этот счет думают профессионалы? Корреспондент «В» встретился с Владимиром Нескоблиновым, заслуженным строителем РСФСР, который за 50 лет прошел путь от мастера до управляющего трестом, 10 лет, начиная с 1988 г., возглавлял Главвладивостокстрой - Приморкрайстрой.


- Меня не может не радовать, что наконец-то президент вместе с правительством обратил должное внимание на Дальний Восток. Это первое серьезное заявление начиная с 1960 года, когда Хрущев обещал превратить нас во второй Сан-Франциско (не получилось: до сих пор не справились с канализационной проблемой).

Хотя, должен сказать, вскоре после программной речи Хрущева с высокой трибуны - 18 января 1960 года было принято постановление Совмина СССР «О развитии города Владивостока». А к нему - пакет документов, где было расписано все: планы, финансы, люди. Не прошло и месяца, как к строительству Большого Владивостока привлекли 30 проектных организаций со всей страны, среди них Ленгипрогор, который в оперативном порядке разрабатывал генплан застройки Владивостока. Только у нас в Главвладивостокстрое, где работало около 50 тысяч человек, на объекты каждый день выходили 18 тысяч строителей. Даже в конце 80-х мы вводили в год 625 тыс. кв. м жилья, а край - больше миллиона.

К чему я все это говорю? Да к тому, что одной многообещающей речи президента мало. Нужна четкая документальная проработка, которая бы отслеживала всю «цепочку», в том числе какое количество щебня, песка, керамзита, пиломатериалов, металла потребуется. Какой людской ресурс необходим. Кстати, в 60-е годы был объявлен комсомольский призыв: «Даешь Большой Владивосток!» (он действовал 20 лет). Здесь оставались ребята после службы в армии, приезжала молодежь из западных районов страны.

Сегодняшняя стройиндустрия в отведенные сроки грандиозные планы не осилит. Ей необходимо наращивать мощности и, главное, определиться, что требуется. Скажем, если мы хотим работать с конструкциями из сборного железобетона - значит надо развивать заводы стройиндустрии. Если не собираемся завозить песочек и щебень из Кореи, Японии или Китая (сегодня это модно), тогда следует разрабатывать собственные карьеры. Благо в Приморье достаточно своих ресурсов: это Филаретовское месторождение, где есть громадные запасы отличного песка. Вишневское, под Спасском, богато гранитами для производства щебня как раз того качества, которое будет необходимо для строительства упоров при сооружении мостов и дорог. Словом, потребуется мощная подготовка по созданию собственной производственной базы. Но, быть может, местные власти намерены пойти другим путем: пригласить специалистов из Китая, Тайваня, Индонезии, и пусть они работают, сырье везут, новые технологии предлагают, а мы будем платить. Такое тоже возможно. Но нужно ли? Речь не только о дополнительных рабочих местах и тому подобных экономических выгодах для Приморья. Мы сами должны строить свой город, чтобы потом гордиться этим.

Но параллельно с идеей сооружения мостов, а может, даже впереди нее я бы поставил строительство очистных сооружений и стабильное водоснабжение Владивостока. Только тогда мы можем говорить о цивилизованном городе.

Что касается острова Русского, лично я бы оставил остров в неприкосновенности как музей. Это уникальный подарок природы. Если начнем вести на Русском строительство - пусть даже зон отдыха, впереди «паровоза» пойдет коттеджная застройка.

Убежден, если не будет определен орган, который бы, с одной стороны, отслеживал, куда идут денежные потоки, а с другой - регулярно отчитывался перед вышестоящей инстанцией, ничего не получится. К слову, во времена строительства Большого Владивостока все средства проходили только через две «точки» - Госбанк СССР и Промстройбанк.

Владивосток, в отличие от других городов подобного масштаба, позже всех в Союзе приступил к плановому строительству. Начиная с 30-х годов, когда создавался Тихоокеанский флот, и вплоть до 1960-го статус города был не определен. Этот период - упущенная возможность. На этот раз хотелось бы распорядиться благоприятным шансом по-умному и по-честному: рачительно и патриотично.

Автор: Тамара Калиберова Николаевна