День северных территорий. Или не только северных?

Сегодня, 7 февраля, в соседней с нами Японии отмечается День северных территорий. Речь, понятное дело, идет о Курилах - Итурупе, Кунашире и островах Малой гряды во главе с Шикотаном. Старая история, о которой «В» рассказывал уже не раз. Однако согласно ру

7 февр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2092 от 7 февр. 2007
6312d0b45961a7248d9aaec72bdf7c82.jpg

Сегодня, 7 февраля, в соседней с нами Японии отмечается День северных территорий. Речь, понятное дело, идет о Курилах - Итурупе, Кунашире и островах Малой гряды во главе с Шикотаном. Старая история, о которой «В» рассказывал уже не раз. Однако согласно русской поговорке за деревьями порой трудно лес разглядеть. И реальность, похоже, состоит в том, что проблемы у Японии не только с Россией, но со всеми сопредельными государствами - с обеими Кореями, Китаем, Тайванем, Филиппинами и так далее. Кругом спорные острова, кругом неурегулированные вопросы. Но если наш МИД ведет со своими японскими коллегами весьма сдержанную полемику, то другие соседи на попытки обозначить на картах японским цветом спорные клочки суши отвечают куда более резко и адекватно. Яркий пример - позиция, которую занимает Республика Корея.

Каждый год начиная с 22 февраля 2005 года в Японии празднуют «день Такесима», то есть день острова Токдо, сегодня фактически принадлежащего Республике Корея. Ничего не напоминает? Празднование этого дня было законодательно оформлено в период премьерства Дзюнъитиро Коидзуми, когда обстановка вокруг «спорных» территорий весьма накалилась. Но если с Россией полемика велась в основном на словах, то вокруг острова Токдо разгорелся нешуточный конфликт, который мог бы легко перейти в боестолкновение, не будь оба государства союзниками США.


Подчеркнем, что Республика Корея ответила на появление в японском календаре «особого» дня - 22 февраля - очень жестко. Для начала все южнокорейское население было вовлечено в массовое движение «Токдо - наша территория!», искусно (что и скрывать!) подпитываемое правительством. Были выделены деньги на многочисленные митинги и пропагандистские кампании, были сняты десятки фильмов и роликов, круглосуточно транслируемых по телевидению, были проведены сотни научных исследований, исторически обосновывающих принадлежность острова именно Корее (с результатами этих исследований можно ознакомиться на специальном веб-сайте острова, и, кстати, надо признать, что по сравнению с корейским обоснованием японское выглядит довольно куце). Газеты, журналы, Интернет-ресурсы… На любой, даже схематической карте обязательно присутствует о. Токдо (чего раньше никогда не было из-за скромных размеров последнего).

Но корейское правительство, естественно, не ограничилось только лишь финансированием PR-кампании. Начиная с 2005 года Корея постоянно увеличивает финансирование ВС в среднем на 9,1% в год. В этом году финансирование корейских ВС увеличилось на 9,7%, что составило 24,7 триллиона вон (около 26,8 миллиарда долларов). Для примера: в 2005 году оно было увеличено на 8,1%, а в 2006-м - на 9,9%. Важно отметить, что растущее финансирование в первую очередь направлено на увеличение арсенала высокоточного оружия, постройки самолетов-штурмовиков «F-15K» и подводных лодок водоизмещением 3 000 тонн. Особой строкой в бюджетной политике ВС Кореи проходит финансирование именно морских сил для «укрепления суверенитета страны на море». Для этого планируется до 2010 года построить и передать морской полиции 33 крупнотоннажных боевых корабля. Как говорится, хочешь жить в мире, готовься к войне! Понятно, что программа эта направлена отнюдь не исключительно против Японии; в первую очередь в Сеуле имеют в виду малопредсказуемый Пхеньян. Но и возле Токдо боевые корабли под корейским флагом стали постоянными гостями.

И, наконец, совсем недавно была принята еще одна интересная программа. Остров Токдо планируется заселить. Сейчас на острове проживает семья Ким (5 человек), ее члены являются смотрителями маяка. Так вот, принято решение о стимулировании заселения этого маленького острова. Жители Токдо получат дополнительные ежемесячные денежные выплаты. Для того чтобы прописаться на острове и иметь право получать от государства деньги, надо прожить не менее года в уезде Уллын (о. Уллын, находящийся в Японском море, ближайшая к о. Токдо корейская административная единица, остров административно относится к уезду Уллын) и быть вовлеченным в рыбохозяйственную деятельность.

Фактически с помощью такой программы стимулирующего заселения острова правительство Кореи одним выстрелом убивает сразу двух зайцев (или, как говорят в Корее, одним камнем двух птиц). Во-первых, остров будет заселен именно корейцами, что добавит легитимности военному присутствию под предлогом защиты граждан государства (Япония сама научила Корею этому трюку еще в конце XIX века, когда начала постепенную оккупацию последней). А во-вторых, надо полагать, что пункт относительно принадлежности соискателя на статус «жителя» острова к рыбохозяйственной отрасли является далеко не случайным.

Воды вокруг и наших Курил, и корейского Токдо - естественные огороды для рыбаков. Вот почему корейский ответ является действительно адекватным. Заселив остров, пускай даже формально, именно корейскими рыбаками, Республика Корея дает Японии ясно понять, что остров является сферой ее реальных экономических интересов.

Рецепт универсальный - что для Токдо, что для Курил: хочешь, чтобы острова были действительно твоими, развивай их экономику.

Автор: Вадим АКУЛЕНКО