Владимир Путин не будет вводить в Приморье прямое президентское правление

Эта полноформатная пресс-конференция Владимира Путина в Кремле для российских и зарубежных СМИ стала уже шестой по счету. Не стал бы называть это действо спектаклем, потому что театральный спектакль предполагает четкую отрежиссированность и предсказуемост

6 февр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2091 от 6 февр. 2007
b40fdfc666ff879c394db51127bf744c.jpg

В последнее время Владимир ПУТИН как никогда часто говорит о Владивостоке. 27 января он провел в приморской столице совещание по подготовке России к председательству в АТЭС, двумя днями позже рассказал о планах провести в 2012 году саммит этой структуры во Владивостоке членам правительства РФ. Наконец, 1 февраля в Кремле прошла очередная большая пресс-конференция президента, на которую в числе прочих попал и корреспондент «В» и в ходе которой Приморский край прозвучал вновь.

Большое кремлевское шоу

Эта полноформатная пресс-конференция Владимира Путина в Кремле для российских и зарубежных СМИ стала уже шестой по счету. Не стал бы называть это действо спектаклем, потому что театральный спектакль предполагает четкую отрежиссированность и предсказуемость - от вешалки и до последнего жеста. На президентской пресс-конференции этой спланированности нет, да и не может быть в принципе, учитывая наличие более чем тысячной «массовки», с которой не проводилось никаких репетиций.

И все же, определяя суть президентской пресс-конференции, я бы остановился на слове «шоу». Это представление, предполагающее известный сценарий и неожиданные импровизации, по традиции транслируют в прямом эфире государственные телеканалы. В таком разрезе Владимира Путина, невероятно популярного лидера государства, можно по праву занести в топ-лист самых рейтинговых шоуменов страны. Который к тому же выполняет еще и президентские обязанности…

Не первый раз участвуя в кремлевской пресс-конференции Путина, могу констатировать, что здесь уже есть свои традиции, сквозные темы и фигуры. Само шоу становится все многолюднее и длительнее. На этот раз удалось побить даже прошлогодний рекорд, когда общение президента с журналистами продолжалось 3 часа 26 минут (что, в свою очередь, на 23 минуты больше по сравнению с предыдущей пресс-конференцией).

1 февраля 2007 года президент отвечал на вопросы целых 3 часа 32 минуты. Вероятно, возможность побития и этого рекорда Владимиру Путину представится только однажды - в начале 2008 года.

Завязка

Хотя пресс-конференция была назначена на полдень, представители СМИ подтягивались на Красную площадь за несколько часов. Пока у Спасских ворот паспорта аккредитованных журналистов проверяли старлей и капитан Федеральной службы охраны, на одежду людей неторопливо опускались кремлевские снежинки безупречной формы. Это был первый кордон. Второй находился в фойе 14-го корпуса Кремля, но попасть туда было непросто: понаехавшие гости столицы штурмовали двери, как трамвай в час пик. Может быть, тому виной был мороз (тому, кто скажет, что в этом году в Москве нет зимы, - не верьте).

Проверка на входе в здание заключалась всего лишь в рентгеновском просвечивании сумок и прохождении через рамку - в аэропорту «трясут» гораздо тщательнее. Похожий на Путина капитан ФСО вернул паспорт, и вот мы внутри - в холле, где уже развернуло бойкую торговлю кремлевскими сувенирами ФГУП Управления делами президента «Книжная экспедиция». Видимо, с целью доказать, что бюджет страны, вопреки расхожему мнению, пополняется не только нефтедолларами.

«Последний дозор» был расположен непосредственно перед входом в Круглый зал. Вежливые офицеры попросили открыть сумку и включить фотоаппарат с диктофоном - чтобы было понятно, что это именно фотоаппарат с диктофоном, а не бомбы. Мобильный телефон пришлось сдать. Правда, перед началом самого действа руководитель президентской пресс-службы Наталья ТИМАКОВА на всякий случай попросила тех, кто все-таки пронес мобильники внутрь, выключить их. Видимо, она не совсем доверяла компетентности охраны. Ей, конечно, виднее.

Первыми в зал вошли фотокорреспонденты, которые, заняв лучшие места в центральном секторе, принялись готовить к работе свои аппараты, похожие на допотопные орудия и телескопы одновременно. Потом пустили всех остальных. Садиться можно было где угодно, фейс- и дресс-контроля я не заметил. Пресс-конференция, как и планировалось, началась в 12.00. Пройдя за стол под пулеметный треск объективов, президент рассказал об итогах своей работы в 2006 году, после чего объявил о готовности отвечать на вопросы.

Сценарий и режиссура

По данным пресс-службы президента, в диалог с Владимиром Путиным удалось вступить 66 журналистам, тогда как всего было аккредитовано более 1200. Очевидно, что если бы вопрос задал каждый, то пресс-конференция продлилась бы не три с половиной часа, а двое с половиной суток. Поэтому редкий журналист не пытался обратить на себя внимание президента и его пресс-секретаря Алексея ГРОМОВА, взявшего на себя роль ведущего.

Особенно старались гости из зарубежья и российской провинции, которым по объективным причинам нечасто удается лицезреть и тем более интервьюировать главу РФ. Алексей Громов давал слово как своим знакомым журналистам из «кремлевского пула», так и вполне случайным желающим; к шестой пресс-конференции Владимира Путина расцвела и окрепла традиция тянуть вверх не просто руку, а бумажный плакат, выделяющий своего обладателя из многосотенного партера. Некоторые (в их числе был и корреспондент «В») запаслись ватманом заранее и написали на нем название своего региона или населенного пункта - «Владивосток», «Питер», «Колыма»…

Другие сделали ставку на актуальность заготовленного ими вопроса и показывали президенту транспаранты с ключевыми словами: «Дети», «Армия», «Коррупция». Сидевшая рядом со мной девушка из Пскова сделала ставку на беспроигрышное слово «Водка» и вскоре была замечена г-ном Громовым! Не припасшие бумагу заранее находчиво использовали подарочные настенные календари, разложенные перед каждым участником пресс-конференции (тем более что наиболее вызывающие лозунги были отобраны еще на входе).

И все-таки Алексей Алексеевич Громов действовал по недоступной простому смертному логике. Порой приходится слышать, что на подобных пресс-конференциях все вопросы и ответы проговорены и расписаны заранее. Наверное, в какой-то степени (небольшой) это справедливо: в конце концов, президент тоже преследует определенные цели и заинтересован в том, чтобы озвучить важные для него вещи с этой, пожалуй, самой «громкой» трибуны. Поэтому запланированные вопросы, конечно, имели место. Но могу заявить и даже поклясться на Конституции в том, что огромное количество вопросов действительно были спонтанными и никак не согласованными.

Как поделился накануне пресс-конференции один из самых известных журналистов «кремлевского пула» Андрей КОЛЕСНИКОВ из газеты «Коммерсантъ» (для справки: он сопровождает президента уже несколько лет и на основе своих репортажей выпустил несколько бестселлеров; именно Колесников сумел превратить официозные отчеты в увлекательное чтиво, его тексты не страдают избытком политкорректности, из-за чего многие удивляются тому, что этого журналиста по-прежнему держат в «кремлевском пуле»; наконец, именно Колесников в прошлом году задал Владимиру Путину самые популярные вопросы веб-аудитории, которые организаторы Интернет-конференции на «Яндексе» озвучивать постеснялись - о первом сексе президента, о пробуждении Ктулху и об огромных боевых человекоподобных роботах), президент находится в хорошей форме и готов ко всему: «Да, будут и «нужные» вопросы, их зададут сотрудники информагентств с разной степенью артистичности, но потом ни о какой согласованности речи быть уже не может, эти пресс-конференции удивляют своей непредсказуемостью».

Мне кажется, проблема вообще не в том, что некоторые вопросы были согласованы заранее. Рискну предположить, что, напротив, имевшие место стихийность и несогласованность пошли во вред информативности и глубине президентской пресс-конференции. Во-первых, многие провинциальные журналисты едва ли не получали оргазм от самого осознания того факта, что на них смотрит и с ними общается президент всея Руси Владимир Владимирович Путин, в глаза названный одной из участниц пресс-конференции «несравненным». Поэтому эта категория гостей зачастую спрашивала абы о чем - факт вопроса был для них важнее содержания ответа.

Во-вторых, московские журналисты, которые и так имеют возможность иногда перекинуться словечком с президентом, откровенно скучали и тоже спрашивали Владимира Путина о чем попало - например, о том, какое у него сейчас настроение. Отдельная «песня» - иностранцы, которые, как известно, умом Россию понять не могут. В результате вопрос, на который Путин не ответил (причем было заведомо ясно, что и не ответит), - о его преемнике и о том, чем займется Владимир Владимирович после 2008 года, в разных формулировках прозвучал четыре (!) раза.

«На разогреве» выступил Владимир КОНДРАТЬЕВ с НТВ, которому президент отрезал: «Преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост президента Российской Федерации». Эстафету принял Олег ЩЕДРОВ из агентства Reuters, который удостоился следующей отповеди: «Все, кому надо, уже на своих постах работают. Нам нужно с вами не суетиться по поводу будущих выборов». Этот ответ не устроил Андрея Колесникова, который попытался еще раз перефразировать вопрос. «Что вы меня раньше времени выпихиваете-то? Я и сам уйду, не спешите», - отбивался Путин. «Контрольным выстрелом» стал вопрос Натальи МЕЛИКОВОЙ («Независимая газета») из той же оперы. Президент не выдержал: «Вы меня затюкали просто - кем я себя вижу? Человеком я себя вижу, прежде всего».

Впрочем, такими повторами отличались не только журналисты. Мне, например, показалось, что в течение всей пресс-конференции Владимир Путин давал понять, что правительство РФ плохо работает. С какой целью он это делал - не знаю, но судите сами: сначала сказал про «должок за правительством по судостроению», потом - «меня тоже немножко удивляло, почему правительство до сих пор, несмотря на мои настойчивые указания, скажем, по древесине, затягивало с решением этих вопросов» и наконец заявил о «недрах правительства», в которых то и дело пропадают благие намерения. При желании все это можно расценить как информационную артподготовку к ротации кабинета…

В целом Путин казался раскованным, уверенным в себе, полностью владеющим ситуацией - как и полагается исполнителю главной роли в этом кремлевском шоу. Он отхлебывал зеленый чай (молчаливый статист подносил все новые чашки), шутил, даже заигрывал (когда Элина БИЛЕВСКАЯ из Мурманска пригласила президента в гости, Путин отреагировал моментально: «Вы меня приглашаете в личном качестве либо от имени мурманчан?»). Китаянке сказал «Нихао», азербайджанцу - «Алейкум ассалям» и т. д. Александр ГАМОВ из «Комсомольской правды» даже намекнул, что такой массив информации обычный человек удержать в голове не может: «У вас там что-то вмонтировано в столе. То ли суфлер, то ли компьютер, то ли еще какая-то электроника, и вот вы время от времени туда поглядываете». Пришлось пригласить Гамова к столу и продемонстрировать ему отсутствие хитроумных суфлеров.

Районы, кварталы, жилые массивы

В ходе пресс-конференции президенту было задано три вопроса с Дальнего Востока. На первый (он касался планов проведения во Владивостоке саммита АТЭС, коррумпированности региональной элиты и целесообразности введения в Приморье прямого президентского правления) Путин отвечал не торопясь, аккуратно выбирая слова: «Мы добиваемся того, чего я хотел, а именно: чтобы у руководителя региона были кровные связи с интересами общенационального характера и понимание и зависимости от местных проблем и от людей, которые живут в регионе, в данном случае через напрямую избранных депутатов Законодательного собрания. Поэтому, думаю, что у нас нет необходимости вводить прямое президентское правление, а нужно просто вместе выявлять проблемы, которые мешают развиваться стране и регионам в целом, и бороться с ними совместно…

Что касается тех средств, которые мы предусмотрели на развитие Владивостока и Приморского края, уверен, что это правильные решения. Мы знаем о проблемах Дальнего Востока, и прежде всего это связано с тарифами на транспорт, на электроэнергию. Очень рассчитываю на то, … что правительство будет напряженно думать и придет к определенным решениям, даже не очень рыночного характера. Но сегодня мы, думаю, должны пойти на некоторые, даже не рыночные решения для того, чтобы жизнь людей на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири ничем не отличалась по уровню, по качеству от качества жизни тех, кто проживает в европейской части. Мы можем и должны это сделать» (по сути, это все тот же тезис 2002 года о «преференциях»).

Говоря о саммите АТЭС-2012, Владимир Путин повторил уже сказанное им как во Владивостоке, так и в Москве: «Это будет около ста миллиардов рублей. Это и развлекательные зоны, и рекреационные зоны на острове Русский, развитие водоснабжения, канализации, энергетики, аэропорта, дорожного строительства… В бухте, известной вам, на берегу океана (Патрокл, по-моему, она называется) планируем осуществить жилищное строительство, обеспечив полностью потребности Владивостокского гарнизона и, может быть, даже военнослужащих всего Приморья, и частично отдать, конечно, городу под застройку (там 248 гектаров уже освобожденных военными территорий). Конечно, это нужно будет делать обязательно с соблюдением экологических требований, потому что место уникальное. Я посмотрел - там много леса и океан, очень красивое можно сделать место, новый красивый микрорайон города». Слова президента можно понять в том смысле, что океанариум, скорее всего, «переезжает» с Патрокла на Русский.

Второй вопрос с Дальнего Востока касался аэропортового хозяйства Сахалина («Не исключаю, что, скажем, по примеру Сочи, по примеру того же Владивостока мы можем пойти на акционирование самого вокзального комплекса при совместном использовании взлетно-посадочной полосы и соответствующего оборудования», - прокомментировал Путин), третий - вывоза за рубеж по бросовым ценам леса-кругляка и металлолома, «что создает определенные сложности для развития нашей дальневосточной промышленности и дает определенные дивиденды развитию промышленных предприятий АТР». Владимир Путин согласился, что «мало сделано на государственном уровне для того, чтобы переработка имеющегося у нас сырья осуществлялась на российской территории. Это касается и рыбы: нужно, конечно, создавать береговые перерабатывающие комплексы. Это касается древесины, это касается другого сырья». Затем покритиковал правительство за нерасторопность и подытожил: «Все наши партнеры должны понять, что есть какой-то переходный период, но после него нужно переносить производство, если они хотят пользоваться этим сырьем, - в существенных объемах нужно переносить на территорию РФ. Примерно то же самое мы сделали в сфере машиностроения, автомобильного машиностроения. Ну и посмотрите, что происходит? Практически все мировые производители приходят на российскую территорию, даже корректируют сейчас первоначальные планы производства легковой автомобильной техники на территории России. Я рассчитываю очень, что то же самое произойдет и в Дальневосточном регионе» (держись, правый руль!).

Косвенно Дальний Восток прозвучал также в словах президента о необходимости развивать судостроение (кстати, в этот же день губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН проводил в Москве заседание возглавляемой им рабочей группы Госсовета РФ по морскому транспорту), о поиске альтернативных рынков сбыта углеводородов («Мы будем ускоренными темпами продвигать строительство с выходом трубопроводных систем на берег Тихого океана, с тем чтобы напрямую выйти на развивающиеся рынки Азии. И я ничего не вижу плохого в том, что наши основные потребители в Европе говорят либо переходят к диверсификации своей энергетической политики. Нас это не пугает, потому что мы, в свою очередь, диверсифицируем пути доставки к различным потребителям и на различные рынки… Мы на Дальний Восток строим, мы в Китай намерены строить и будем это делать все равно»), о борьбе с оборотнями в таможенных погонах и о строительстве новых атомных электростанций. Так, Владимир Путин заявил: «С учетом планов освоения Восточной Сибири, планов развития Дальнего Востока, конечно, без атомной энергетики нам не обойтись. Вопрос, где и в какие сроки будут возводиться соответствующие объекты. Это дело правительства, соответствующих ведомств, и решения должны приниматься в диалоге с руководителями субъектов РФ». Как мы знаем, с Сергеем Дарькиным такой диалог уже начат: 27 января во Владивостоке губернатор передал президенту пакет документов о строительстве АЭС в Приморском крае.

Затянувшаяся кода

По истечении двух часов государственные телеканалы прекратили прямую трансляцию пресс-конференции. Около 14.50 президент дал понять, что пора бы и честь знать, но действо длилось еще около сорока минут, притом что слово журналистам давал уже не Громов, а сам Путин. Под занавес представители неспрошенных регионов уже откровенно кричали о себе с мест, становясь похожими на хулиганистых школьников. В 15.32 президент ушел. Пресса тоже устремилась к выходу из зала, но покинуть Кремль оказалось не проще, чем попасть в него. У стеллажа, где на протяжении пресс-конференции хранились сданные мобильники, началась нешуточная давка, которую долго не могли устранить даже офицеры Федеральной службы охраны.

Редакция «В» выражает благодарность за помощь в организации командировки оргкомитету проекта «Медиакратия»

Москва - Владивосток

~~Так говорил президент
- Вот так взять и хватать человека за то, что он купил там компьютер какой-то и угрожать ему тюрьмой - это чушь собачья.

- (отвечая американскому радиожурналисту Грегори ФАЙФЕРУ на вопрос о том, кто делает из России образ врага. - Ред.) Это делают недоброжелатели Российской Федерации… Кто пишет об этом, эти люди и есть недоброжелатели. Поэтому, если вы так напишете, значит, вы такой.

- Что касается плохого настроения, то оно, конечно, бывает, как у каждого человека. Но я в этих случаях стараюсь проконсультироваться со своей собакой Кони, она мне дает хорошие советы. Жена недавно подарила книжку хорошую - стихи Омара ХАЙЯМА, там тоже много интересного есть, что может помочь в таких ситуациях. Рекомендую (чем не сигнал для издателей? - Ред.).

- Мое отношение к гей-парадам и к сексуальным меньшинствам простое, оно связано с исполнением моих служебных обязанностей и заключается в том, что одна из главных проблем страны - демографическая. Но я уважаю и буду в будущем уважать свободу человека во всех ее проявлениях.

- (отвечая на вопрос о том, почему в российской политике мало женщин. - Ред.) Мужики сачкуют просто, не хотят работать!

- Это Охта. Я там жил почти пять лет, рядом буквально, я знаю, какие там архитектурные ценности. Это здания, построенные пленными немецкими солдатами после Второй мировой войны, так называемые засыпные здания. Я помню, первый раз попробовал гвоздь забить в стенку - он у меня, фьють, и съехал.

- Москва - хороший город, мне нравится.

- Я занимался в свое время борьбой дзюдо, а не легкой атлетикой, бежать никуда не собираюсь.

- Портвейн из Агдама был всегда одним из недорогих и весьма распространенных легких алкогольных напитков на территории Советского Союза. Пусть хоть кто-нибудь восстановит - либо армяне, либо азербайджанцы. Пусть вместе сделают. Пусть это будет общий проект.

- Недра правительства так же глубоки, как и нефтегазовые недра Российской Федерации, там действительно иногда кое-что пропадает.~~

Автор: Василий Авченко Олегович