Бюджет Владивостока не предусматриваетрасходов на здравоохранение и просвещение

29 авг. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №209 от 29 авг. 1997

На ком сэкономила мэрия?

Первое полугодие Владивосток закончил с профицитом почти в 38 миллиардов рублей - это по данным городского статуправления.

Те, кто знает, что такое профицит, дальше могут этот материал не читать. Всем прочим сообщаю, что профицит - это дефицит наоборот: то есть в июне в бюджете города накопилось 38 миллиардов неизрасходованных денег.

Стоит напомнить, что коммунально-мусорная война разразилась из-за того, что, по мнению забастовщиков, мэрия задолжала около 13 миллиардов рублей “Спецавтохозяйству” и около 20 миллиардов ПЖЭТам.

Бюджет для того и рассчитывается, чтобы сводить концы с концами. Но обычно это не удается, и возникает дефицит, который покрывают банковскими займами или вообще не покрывают. Опытные финансисты морщатся, когда им говоришь, что бюджет города имеет профицит. Даже работники торговли знают, что излишек денег в кассе - это хуже, чем недостача.

Или представьте, ваши дети болеют, а вы экономите на лекарствах и ставите им банки на спины, и в это же время ваша жена копит деньги на новый холодильник.

Копить деньги в то время, когда в больницах нечем кормить людей и когда и. о. представителя президента в Приморье предлагает всем сброситься на лекарства?

Никто из специалистов мэрии не решился разговаривать с корреспондентом газеты. Никаких документов мне не предоставили. Все пришлось добывать “по журналистским каналам”.

В городе нет школ и больниц

Итак, главная сенсация бюджета Владивостока на текущий год в том, что впервые в истории города в его бюджете не запланированы расходы на образование и здравоохранение.

Наверное, это правильно: наши школы не смогли воспитать достойных людей, из которых могли получиться ответственные городские чиновники, а наши больницы вовремя не скорректировали их здоровье. Вот и расплата.

Впрочем, что самое интересное, хотя в бюджете такие расходы не запланированы, тем не менее городская казна за 8 месяцев текущего года уже израсходовала на эти цели 28 миллиардов рублей.

Наша газета много писала о том, что мэрия отказалась финансировать больницы, сочтя, что их должен поддерживать “бюджет субъекта федерации”, то есть края. Но общеобразовательные школы всегда были муниципальной собственностью. По каким статьям будет производиться их финансирование - не ясно.

Сколько в мэрии грамотных финансистов?

Главная мысль, которая возникает, когда пытаешься соотнести бюджеты Владивостока за предыдущие годы и за 1997 год, - это смещение целей бюджета и появление сослагательного наклонения: если деньги будут - то потратим их так.

Кажется, что сейчас ситуация в городе хуже, чем в прошлом году. В самом деле, реальные расходы на жилищно-коммунальную сферу, образование и здравоохранение несколько уменьшились, если смотреть по суммам денег. Зато в процентном соотношении этих трат ко всему бюджету разницы почти нет. В первом полугодии 1996 года на образование было потрачено 22 процента бюджета, а в этом полугодии даже 23. Дело в том, что доходов в этом полугодии было собрано меньше почти на 40 миллиардов рублей.

Конечно, сравнивать первые полугодия “некорректно”, как говорят финансисты, более показательны цифры за год.

Поэтому давайте вернемся к проекту бюджета на текущий год.

Постановление о нем подписано в мэрии 4 июня. Это еще не самое страшное, и городу, и стране приходилось и дольше жить при неутвержденных бюджетах.

Беда только в том, что составление этого бюджета сопровождалось какой-то излишней нервозностью. Были замотаны и сотрудники финансового управления мэрии, и специалисты, которые должны были контактировать с ними, соотнося свои расчеты по сбору платежей и их распределению по бюджетам разных уровней с тем, что напланировало городское руководство.

Кажется, никогда прежде Владивосток так не сотрясали конфликты административно-финансового свойства. Районы в городе упразднялись не столько для того, чтобы избавиться от глав администраций - “ставленников Толстошеина”, сколько для того, чтобы все “районные деньги” стали городскими. После того как наступило замирение, ряд районов потребовали, чтобы им вернули право распоряжаться деньгами. Администрация Первомайского района до сих пор настаивает на том, что постановление мэрии о “едином консолидированном бюджете” неправомерно, и обратилась в суд с просьбой дать этому решению оценку.

Как считают специалисты местного отделения федерального казначейства, которое, никому не подчиняясь, распределяет собранные налоги по бюджетам, мэрия принимает “разночтивые документы”. Выпускаются распоряжения, по которым начинается работа, а потом вдруг приходит новое постановление, которое отменяет предыдущие. Переписка с мэрией по финансовым вопросам составила толстенную папку. Суть многих претензий понятна только специалистам, но в целом складывается впечатление, что ряд документов мэрии подготовлены неквалифицированно.

В этом году доходов в бюджет поступает меньше, чем в прошлом году. И казалось бы, нужно принимать все меры, чтобы так или иначе, но казна пополнялась. До десятой части от запланированного дохода города можно было бы получать за счет взаимозачетов. Это обычная практика. У предприятия нет денег на выплату налогов городу, но оно может на эту сумму что-то полезное сделать. Увы, очень многие попались в эту ловушку. Им пообещали зачет, но не провели его. Наиболее известна история с “Дальморепродуктом”, который выделил рыбные консервы под закупку топлива для города. Зачет не был произведен.

Это тормозит распутывание ситуации по взаимозачету.

Зачем финансировать подразделение ФСБ? Мэрия - молчит

Как в бюджете есть доходы и расходы, так и материал о нем неизбежен без оценок его плюсов и минусов.

Может быть, главный плюс нынешнего городского бюджета - это сведение его дефицита до 5,9 процента. Тогда как дефицит федерального и краевого бюджетов составляет 18 процентов. Мэрия, как рачительная хозяйка, ужалась до предела в расходах на нас с вами.

Но как она это сделала? Были “почиканы” текущие социальные статьи. Хотя закон требует, чтобы первым делом урезались статьи развития, которые предполагают капитальные вложения и приобретения. Но вот мэрия запланировала 18 миллиардов на приобретение автобусов. Нужны автобусы - спору нет, но разве не нужно дома ремонтировать?

Ряд необъясненных цифр, которые вызывают сомнения на фоне нулевых расходов на образование и медицину.

114 миллиардов расходов на государственное управление. Не ясно, много это или мало на фоне постоянных структурных реорганизаций в городском управлении, но тем не менее это почти девятая часть всех доходов.

948 миллионов на международную деятельность. 1,9 миллиарда - на средства массовой информации.

Совершенно непонятен 61 миллион на финансирование ФСБ по Владивостокскому военно-морскому гарнизону. Мэрия решительно стряхнула со своего бюджета в край ряд подразделений управления внутренних дел, например пожарных и ГАИ, и вдруг берет на себя федеральную безопасность.

В разделе жилищно-коммунальное хозяйство остался единственный раздел “сооружения благоустройства”. На эти цели планируется 368 миллиардов, и ни копейки на текущий или капитальный ремонт.

39 миллиардов выделено управлению по делам молодежи. Для сравнения: пенсии и пособия, выплачиваемые мэрией, потянули на меньшую сумму - в 26 миллиардов. Повышенное внимание молодежи можно объяснить и тем, что это управление входит в департамент по работе с общественностью, и если молодежь выделенную сумму не осилит, старшие товарищи помогут ее потратить.

112 миллиардов предусмотрено в качестве субсидий на жилье для незащищенных слоев населения - это очень важно, но достаточно ли?

60 миллиардов в качестве компенсации на льготный транспортный проезд. Допустим, это электрички для пенсионеров, но нам столько рассказывали, что безбилетный проезд в городском транспорте очень выгоден. А тут еще затевается выдача всем транспортным льготникам специальных удостоверений.

Возникает много вопросов - ответить на них никто не взялся: ни заместитель мэра по экономике Григорий Никандров, ни начальник финансового управления Кан Нам Гык - квалификации у них, что ли, не хватает для встречи с журналистом? Или боятся они встречи с представителем прессы - неудачно обмолвишься и конец карьере?

Можно ли припасть к краевому финансовому источнику?

По всем вышеприведенным расходам можно спорить. Но истинным шедевром финансовой мысли стали приложения номер 2 и 3 к цитируемому постановлению.

Вот в них-то есть расходы и на жилищное хозяйство, и на капитальное строительство, и даже на образование и здравоохранение, но при “условии передачи краевым бюджетом источников финансирования” или “финансирование будет производиться при получении средств из федерального и краевого бюджета”. Проще говоря, мэрия считает, что государство и край должны городу почти 3 триллиона рублей. Для сравнения: весь бюджет края тянет на 4 триллиона.

Самое смешное, что скорее всего должны, но не смешнее ли надеяться на деньги, которых не будет. В соответствующих бюджетах нет расходов по статье “долги городу Владивостоку”.

Но мэрия настаивает на этих долгах. Это принцип, это политика. Это зачем? Это что, вся страна погрязла в нарушении финансовой дисциплины и один мэр Владивостока живет по правилам?

В преамбуле постановления мэрии о бюджете на 1997 год написано, что он составлен в соответствии с законом России “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и законом Приморского края “О краевом бюджете”. Но эти приложения противоречат данным законам.

Стало известно, что прокуратура города сейчас рассматривает постановление о бюджете Владивостока на предмет его соответствия законодательству. Впрочем, работники прокуратуры отказались подтвердить либо опровергнуть эту информацию.

Доходы города будут прирастать нашими расходами

Как будут тратиться деньги, мы уже посмотрели. А как “нетрадиционными” способами предполагается пополнять бюджет?

Особая надежда на экономию денег. Например, предполагается, что введение открытых конкурсов на выполнение ряда работ, которые финансируются из бюджета, может снизить затраты на 10-15 процентов.

Мэрия надеется на доходы от сборов по предоставлению земельных участков под временную застройку (10 миллиардов), продажу объектов незавершенного строительства (30 млрд.).

Между прочим, почти 3 миллиарда планируется получить “по линии ГАИ” - это за продажу арестованных и невостребованных автомобилей и от платежей за постановку и снятие машин с учета. Автостоянки и арестплощадки могут дать 4 млрд. рублей, но особенно большие надежды возлагаются на сборы за парковку транспорта - от них ждут почти 20 миллиардов.

Лично меня в этом смущает одно: сборы, связанные с автомобилями, превращаются в поборы с почти каждой семьи владивостокцев. Мэрия, собираясь облегчить нашу жизнь бюджетным финансированием, для начала облегчает наши кошельки.

Не с кем поспорить, некому возразить - нет думы в городе, на заседании которой можно было бы задать хорошую взбучку городской администрации, которая намерилась без удержу брать с нас деньги.

Спору нет, чертовски тяжело руководить городом, у которого накопились долги и проблемы. Невероятно сложно “по справедливости” поделить деньги, которых катастрофически не хватает. Но нельзя и понять, почему наша мэрия, “распахнутая для народа”, не удосужилась внятно нам, народу, разъяснить свою финансовую политику. Складывается впечатление, что городская администрация не подотчетна своим горожанам и избирателям.

Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, “Владивосток”