Таксуют все!

Все более веселым становится местный бизнес автоперевозок. В погоне за клиентом фирмы такси проявляют исключительную фантазию и смекалку, ориентируясь, впрочем, на мировые тенденции. Наблюдениями за такси и их испытанием занимался корреспондент «В».

26 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2086 от 26 янв. 2007
6f75c783329715175a2d192b2c3508ca.jpg

Все более веселым становится местный бизнес автоперевозок. В погоне за клиентом фирмы такси проявляют исключительную фантазию и смекалку, ориентируясь, впрочем, на мировые тенденции. Такси-зебра, классическое желтое такси с красивой рекламной конструкцией на крыше, - первые во Владивостоке ласточки цивилизованной услуги. Наблюдениями за такси и их испытанием занимался корреспондент «В».

Реклама - двигатель прогресса

Сегодня на владивостокском рынке такси достаточно тесно. По данным одной из справочных служб, город обслуживает более 150 извозных компаний. Есть две профессиональные ассоциации, объединяющие владельцев фирм такси, в которых состоит около 30 компаний. Все остальные находятся в свободном полете. Вообще 90 процентов компаний такси работают на частниках: привлекают водителей с личным транспортом, диспетчерские находятся в снятых комнатушках или домах без удобств, где сидит девочка с тетрадкой, - вот и вся компания.

Если обрисовать владивостокский рынок такси, то можно представить следующую картину. В столице Приморья не больше 30 компаний, которые можно назвать крупными. Причем показатель масштабности фирмы зависит отнюдь не от количества авто в парке. Главный критерий - количество перевозок, их в крупной компании около 400 в день.

Многие владивостокские компании такси заключают договоры с гостиницами, ночными клубами, развлекательными центрами и т. д., обеспечивая себе клиентуру в этих заведениях. Кроме того, некоторые крупные компании заключают договоры на перевозки, чтобы не содержать собственный автомобиль и водителя.

- Еще лет пять назад люди не считали нужным заказывать такси по телефону, - подтверждает Игорь Кравцов, президент Ассоциации таксомоторных компаний и директор фирмы такси «Владивосток». - Когда появилась первая компания, ей пришлось довольно туго, огромные деньги уходили на постоянную рекламу. Она была даже из-за этого на грани разорения. В то время на три-четыре компании города было 150-200 заявок в день. Сейчас в день владивостокские компании такси обслуживают около 5000 заявок. Однако называть бизнес такси сверхприбыльным я бы не стал: к примеру, компания «Владивосток» выживает за счет своих постоянных клиентов - их около 300 - 400 человек.

Приезжие - радость для извозчиков

При всем при том, что компаний во Владивостоке пруд пруди, уехать в час пик (а это вечернее и ночное время в праздники и выходные, а также утро в будни) довольно тяжело, порой приходится ожидать не меньше 40 минут. По мнению некоторых, обеспечить предложением такой значительный спрос у крупных фирм не получается, потому что их развитие тормозят «частники», которые отбирают примерно 50 процентов рынка. Но потребителям не стоит сильно уж винить свободных бомбил: они демпингуют ценами и не позволяют «серьезным» сильно их завышать, такая тенденция сейчас наблюдается в российских мегаполисах.

Вот стоимость перевозки, к примеру, от аэровокзала до центра Москвы составляет в среднем 1500 рублей, поездка по городу в среднем обходится в 500 - 600 рублей за час. Отметим, что такая сумма примерно в 10 раз превышает траты на бензин. В Питере ценник несколько ниже - 250 - 300 рублей за час. В соседнем Хабаровске почасовой оплаты вообще не существует. Из-за дальности расстояний таксисты предпочитают оценивать свою услугу в километрах. Так, поездка по центру обойдется пассажиру примерно в 150 рублей, из центра в отдаленные районы - 250 - 350 рублей.

Впрочем, как считают эксперты, нет почти ни одного мегаполиса в мире, где услуги такси считались бы адекватными их оплате. Но если, к примеру, жители Берлина начинают ворчать, когда стоимость получасового заказа такси доходит до 10 евро, то в Москве такса подчас зависит только от фантазии перевозчика, и вообще бизнес этот представляет собой, выражаясь на близком шоферам блатном языке, «разводом лохов», особенно некоренного населения.

Дизайнерские штучки

Можно провести такую параллель: жители Владивостока часто говорят о том, что готовы были бы платить и 10, и 12 рублей за проезд в автобусах, лишь была бы предоставлена качественная услуга. Что касается потребителей такси, то у них действительно есть выбор: фирм развелось много, а в погоне за клиентом - а тем более постоянным и богатым - местные «извозчики» прикладывают немало усилий.

- В нашей компании появился автомобиль, раскрашенный «под зебру», - делится ноу-хау генеральный директор диспетчерского сервисного центра «Зебра» Андрей Воробьев. - Все наши водители выглядят презентабельно - в галстуках, костюмах. Если по вине диспетчера или водителя машина придет не вовремя, то клиента доставят абсолютно бесплатно. А каждый квартал мы проводим розыгрыш бытовой техники среди постоянных клиентов, то есть тех, кто обращался к нам 15-20 раз. Мы берем любые предварительные заявки и работаем по 13 направлениям деятельности - грузоперевозки, предоставление автобусов, обслуживание свадеб… Короче, за своего клиента боремся качеством!

Модернизация и применение последних научных разработок в такси - мировая тенденция перевозчиков всех стран. Городская комиссия Нью-Йорка по такси и лимузинам анонсировала появление кебов нового поколения. Они будут оборудованы мультимедийной системой с сенсорным дисплеем, считывающим устройством для кредитных карточек и GPS-маяком. Система даст возможность пассажирам узнавать новости и прогноз погоды, получать информацию о расположенных поблизости ресторанах и кафе, изучать электронную карту города. GPS-маяк в первую очередь нужен для того, чтобы находить забытые в такси вещи. Раньше в таком случае клиенту требовалось знать номер машины. Теперь, обратившись в диспетчерскую службу, достаточно будет назвать свой маршрут и время поездки.

Во многих странах мира стали появляться так называемые розовые такси - такси с водителями-женщинами. Появление их аргументируют вопросами безопасности и удобства, а услуги предлагают с учетом женской психологии… Если компьютерное оснащение такси - это наше завтра, то «розовое» такси во Владивостоке уже есть.

- Опрятная, пахнущая духами женщина-водитель, с которой можно приятно поболтать во время поездки, - вот что нужно нашим пассажиркам и пассажирам, - рассказывает директор «Женского такси» Александра Мигунова. - Идею создания чисто женской фирмы я вынашивала пять лет и вот под новый, 2006 год все-таки осуществила ее. Причем я - одна из водителей, работаю ровно столько же, сколько и мои девчонки. Единственный раз пустила за руль своего такси мужчину: когда сильно заболела, и было много вызовов, меня выручил муж…

А по поводу качества женского вождения мы ни разу не получали нареканий от клиентов, наоборот, говорят, что мы молодцы - и водим хорошо, и общаемся. Я же принципиально не возьму на работу мужчину. А к девчонкам требования очень жесткие - они должны следить за собой, любить дорогу и людей.

- Все автомобили такси «Владивосток» стали желтыми, - рассказал о нововведениях Игорь Кравцов. - Над оформлением каждой машины трудились столичные дизайнеры. На крыше авто красуется светящаяся рекламная установка, напоминающая акулий плавник в море, поэтому наши машины видны издалека в ночном Владивостоке. Эти рекламные конструкции мы привезли по спецзаказу из Москвы, где, кстати, практически все автомобили ими оборудованы.

Судя по всему, это только начало, и местные автоперевозчики еще дадут волю своей фантазии. Что ж, нам от этого только приятнее.

Как сэкономить на таксиС частником, он же бомбила, договориться проще. Поэтому выйти на улицу и поймать машину будет куда дешевле. Но страшнее, особенно в темное время суток. Следует стать постоянным клиентом одной фирмы. Практически у каждой есть купон скидок, и в десятый, одиннадцатый, n-й раз вы точно поедете бесплатно. Следует обращаться в фирму, где делят час (то есть берут не за час поездки, а за полчаса) или возят по километражу. Экономия может доходить до 70 рублей за поездку.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна