Заводик на Шошина будет. Если пройдет экспертизу…

Возведение заводика по переработке твердых бытовых отходов в 80 метрах от домов на улице Шошина с конца прошлого года находится в зоне внимания «В». До сих пор ни журналисты, ни независимые экологи, ни жильцы домов, «осчастливленных» соседством, не получи

23 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2083 от 23 янв. 2007
b75750f75496cf180ae2339cd4d42458.jpg

Возведение заводика по переработке твердых бытовых отходов в 80 метрах от домов на улице Шошина с конца прошлого года находится в зоне внимания «В». До сих пор ни журналисты, ни независимые экологи, ни жильцы домов, «осчастливленных» соседством, не получили ответа на два простых вопроса: почему именно здесь и что, собственно, за заводик будет построен? Ясности не внесли и общественные слушания по поводу строительства, прошедшие в конце прошлой недели.

Представители городской администрации и разработчики проекта разъясняли жителям Владивостока и непосредственно жителям многострадальной улицы Шошина, как необходим этот завод городу. Хотя слушания были назначены на половину пятого вечера, уже в четыре небольшое помещение на Партизанском проспекте, 13 было до отказа набито людьми. К началу слушаний львиная доля жителей размещалась в коридоре, так как в зале не осталось даже стоячих мест. Учительница Виктория МОТВИНА, чей сын, как и 80 процентов живущих в этих домах ребятишек, страдает астмой, пришла на слушания с твердым намерением получить ответ на вопрос: почему именно возле наших домов? Жильцы домов на Шошина готовы стоять насмерть.

Представители городской администрации и проектной организации тоже были настроены решительно – в ответ на вопросы старались превратить слушания в лекторий на тему «как бороться с мусором в цивилизованных странах». Свое выступление начальник управления муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля администрации Владивостока Александр КОРШЕНКО начал с рассказа о том, что город производит 1 млн. тонн мусора с ежегодным 5-процентным увеличением (и это исключая несанкционированные свалки). Поэтому был проведен серьезный конкурс, победителем которого и стал модуль по переработке ТБО как максимально осуществимый во Владивостоке вариант.

Далее взяла слово Людмила ШИРОКОВА, представитель ВНИИ природы. Она заявила, что технология и оборудование привезены из-за границы и успешно эксплуатируются в США, Японии и Великобритании. Упрощенно процесс изготовления из мусора кирпичей заключается в следующем: отходы измельчаются, обезжириваются и смешиваются с песком и цементом. Обезжириваться мусор будет с помощью чудо-средства, схожего c «Фейри», в состав которого, заметим, входит щавелевая кислота. Машины с мусором будут разгружаться в здании. Завод имеет отличную систему фильтрации, поэтому пахнуть в его окрестностях его деятельностью не должно.

Дмитрий СТЫЦЮРА, главный специалист этого же института добавил, что по российскому закону для предприятий по выпуску строительных материалов, где реализована российская технология (то есть предприятия, где разгружаются уголь, щебень, где все пылит, гудит и никакой системы защиты), размер санзоны – 300 метров. Для заводов, не имеющих аналогов в стране, размер санзоны определяется в индивидуальном порядке. В данном случае его можно вообще сократить до 50 м без риска для населения. Однако не все аргументы президиума однозначны и неоспоримы.

Заметим, например, что размер санзоны «предприятий по переработке отходов» составляет 500 м и это расстояние можно увеличивать, но сокращать – ни в коем случае. Заметим также, что, хотя проектировщики и говорят об отдельной дороге к заводу, из-за особенностей застройки прилегающей территории десяток многотонных «КамАЗов», груженных зловонным мусором, будут курсировать прямо под окнами домов.

Доклады, в которые невозможно было вставить вопросы, несколько утомили общественность. Поэтому начался крик, игнорировать который возможности уже не было. На главный вопрос, почему выбран именно район Шошина, был получен ответ: «А если бы мы собрались его строить на другой улице, например, на Терешкова, вы были бы за?». На вопрос, кто конкретно выбрал место строительства, ответа получено не было.

И вообще, сказали собравшимся, чего вы волнуетесь, сейчас на Шошина строится пока что только ангар. Да, рекордными темпами, даже в новогодние праздники и по ночам. Да, он уже подключен к электроэнергии и канализации, и прочим коммуникациям микрорайона. Ну и что?

Почти под конец собрания одна из жительниц заметила, что люди выкидывают разные вещи: градусники, батареи, лампы дневного света, шприцы… И из этого всего будут строиться дома? Людмила Широкова ответила, что завод позволяет переработать абсолютно любые отходы, но, поскольку он находится очень близко к жилым домам, мусор будет сортироваться на сортировочной станции, которая будет располагаться совсем в другом районе, так как на Шошина для нее просто нет места. Подобное заявление вызвало легкий шок у присутствующих, явно не ожидавших подобного поворота. Если изначально речь шла о сокращении времени оборота машин с мусором (почему, объясняли в горадминистрации, и выбрано место для заводика в жилом микрорайоне), то курсирование «КамАЗов» сначала на мифическую сортировочную площадку, затем к заводу этот самый «оборот» заметно увеличит. Кстати, по проекту сортировочная станция должна устанавливаться рядом с заводом и переносить ее никто не имеет права.

В конце слушаний инициативная группа жильцов передала представителям администрации и проектной организации письменный протест, в котором 609 подписей. Предложение проголосовать по вопросу, быть или не быть заводу на Шошина, членами президиума было отклонено. Правда, под занавес мероприятия прозвучала мысль о том, что все предложения, прозвучавшие из уст собравшихся, будут учтены при дальнейшей работе над проектом, в том числе при проведении экспертизы оборудования. В городской администрации подчеркнули также, что выяснение общественного мнения по этому объекту не завершилось. Еще две недели на Партизанский, 13 можно отправлять письма с предложениями и замечаниями.

К мнению общественности, может быть, прислушаются?

~~Комментарий
Начальник управления муниципальных экологических программ, мониторинга и контроля администрации города Владивостока Александр Коршенко:

- Проведенные общественные слушания показали: часть жителей микрорайона возражает против строительства экологически опасного, как они считают, мусороперерабатывающего завода. Категорически заявляю: установка по производству строительных материалов, в изготовлении которых будут задействованы отходы, не представляет угрозы для окружающей среды. На оборудование имеется европейский и российский сертификаты безопасности, аналогичные производства успешно работают в развитых странах, не вызывая нарекания местных жителей. А ведь там экологические нормы куда жестче наших и гражданское общество за этим вопросом следит тщательнее. Новое оборудование имеет локальные очистные сооружения, все производство – в крытом ангаре, что защитит окружающую среду от шума, запаха и вредных выбросов. Лично знакомился с работой аналогичного завода и могу сказать, что опасения некоторых жителей безосновательны. И мне очень жаль, что первые шаги по решению проблемы отходов в городе сталкиваются с противодействием отдельных политиков, которые вводят в заблуждение народ. Хотя, возможно, есть и информационная недоработка с нашей стороны – мы распространяли разъясняющие листовки о приобретенном оборудовании в микрорайоне, но они, видимо, дошли не до всех.

Почему в качестве основного варианта выбран район ул. Шошина? Это только на первый взгляд во Владивостоке много свободной земли. Жители должны понимать, что большая часть этих территорий городу не принадлежит. Предлагаемый же участок согласно существующему генплану застройки Владивостока относится к промышленной зоне. Здесь издавна располагались промышленные базы, а сама территория относится к бывшему заводу сантехзаготовок.

Но хотелось бы, чтобы люди понимали, что в любом случае следующим после слушаний этапом является прохождение государственной экспертизы, которая должна подтвердить безопасность данной установки. Проводить ее будут органы государственного контроля, известные своим жестким подходом к подобным вещам. Естественно, если безопасность линии не будет подтверждена, ее размещение здесь станет невозможным.~~

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ