Русская азбука оригами создана во Владивостоке

Мы беседуем под ровный шелест газетных страниц. «В первый раз о том, что можно сделать что-то из бумаги, я узнал девять лет назад», - рассказывает Ян, а пальцы его деловито сгибают и складывают полосу газеты «Владивосток», превращая плоскость в объем, мно

23 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2083 от 23 янв. 2007
b85abed80105ffe4e8fc476dbc133846.jpg

Мы беседуем под ровный шелест газетных страниц. «В первый раз о том, что можно сделать что-то из бумаги, я узнал девять лет назад», - рассказывает Ян, а пальцы его деловито сгибают и складывают полосу газеты «Владивосток», превращая плоскость в объем, множество букв – в одну.

Между делом, за полчаса молодой юрист Ян ЗЕМАН сложил слово «Владивосток» по уникальным, разработанным им схемам. Собственно, первым из оригамистов России он сумел сложить весь русский алфавит – все 33 буквы, даже Ё и Й, из бумажных квадратов.

В 10 лет Ян Земан впервые узнал о том, что лист бумаги («Квадрат, - поправляет Ян. – Оригами – это в переводе «искусство складывания из квадрата».) может превратиться в удивительные вещи, стать цветком, зверем, корабликом, чем угодно.

- Конечно, тогда это было просто занятие, - улыбается Ян. – Мне подарили книгу «Самоделки из бумаги». Слова «оригами» там не было. Как только – после долгих мучений – я освоил все схемы, которые были в книге, на меня просто как нашло что-то, хотелось узнать, что еще можно сделать, больше, интереснее. Ходил по знакомым, друзьям, искал литературу. Только через три года узнал, что то, чем я занимаюсь, называется оригами, что это не просто умение, ремесло, это – искусство! Да, близкое к геометрии, да, требующее памяти и терпения, но все равно – искусство. Такое же, как музыка или живопись. Ведь и занятие музыкой точно так же требует терпения, упорства, памяти!

В 16 лет в руки Яна попала «Энциклопедия оригами», одна строчка в этой книге запала в душу: «Русского алфавита в оригами пока никто не сделал».

- В мире существуют схемы, по которым из квадратов бумаги можно сложить английский алфавит, их разработал оригамист из Великобритании Джон Монро (между прочим, он придумал схемы для складывания животных, если овладел несколькими, то можешь потом сложить любое животное). Но русский алфавит очень сложный, у нас нестандартные буквы, поэтому всех 33 букв никто из спецов в России не сделал.

Примерно через год я начал работать. Придумывать нужно не столько саму букву, сколько прием, причем прием оригинальный. Кстати, интересно. Европейцы видят в оригами всего лишь технику изготовления забавных игрушек. Меркантильные американцы освоили способ складывать фигурки из купюр и таким образом преподносить подарки. Японцы не хотят, чтобы в оригами видели только ремесло, обращаются больше к его философии. А в России – свой путь. Мне захотелось внедрить оригами в повседневную жизнь, сделать его практическим, изменяющим жизнь. Например, дети, осваивая азбуку, могли бы складывать буквы из бумаги и составлять слова. Между прочим, у малышей оригами улучшает мелкую моторику, стимулирует работу мозга. Я так младшего брата научил читать…

Знаете, для меня оригами стало способом общения с людьми. Например, меня угощают конфетой – сложу из фантика цветок, подарю угостившему. Получается, дарю эмоцию. В кафе сделаю журавлика из салфетки – официанты сразу улыбаются.

- Нет проблем с подарком, да, Ян?

- Ну, в общем, да… Сложить инициалы человека из фольги, обмакнуть их в лак, сделать подвески – это уникальный подарок, согласны? Конечно, сегодня для меня оригами – уже не хобби, хотя я могу сделать из бумаги любой объект окружающего мира. Этот уровень я перерос. Искусство оригами - не просто складывание забавных поделок или копии какого-то объекта в бумаге, нет. Это создание символа, постижение сути. Движение не вверх, но в глубину.

Работу над алфавитом Ян завершил уже довольно давно, на это ушло два года. Сейчас его мечта – создать цикл из 12 знаков Зодиака («Получаются узоры на плоскости, понимаете?»). И получить патент на 33 схемы русской азбуки. Сделать это, кстати, не так просто. Центр оригами, существовавший в Петербурге, распался, и обращаться нужно в Японию или Англию. Между тем схемы уникальных оригами давно уже зарегистрированы по именам их создателей, выложены в Интернете, включены в учебники. Возможно, в скором времени там появится и имя Яна Земана, нашего земляка.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ