Территория-купец

Совсем скоро, по прогнозам экспертов, Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). А не так давно в рамках прошедшего в столице Вьетнама форума АТЭС было подписано ключевое соглашение между Россией и США. В общем, вступление России в ВТО считаю

19 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2082 от 19 янв. 2007
a88ecfe23f89bd3977badf3b309fd1e7.jpg

Совсем скоро, по прогнозам экспертов, Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). А не так давно в рамках прошедшего в столице Вьетнама форума АТЭС было подписано ключевое соглашение между Россией и США. В общем, вступление России в ВТО считают делом практически решенным.

Однако простому гражданину, приморцу, не совсем понятно, что изменится в его жизни в связи с этим новым для России статусом - членством во Всемирной торговой организации. Сейчас кажется, что вступление туда - вопрос большой политики и глобальных интересов. Однако это не совсем так. Даже совсем не так. Вступление в ВТО коснется абсолютно каждого жителя нашей необъятной родины.

О том, что же это будет означать для приморцев, корреспонденту «В» рассказали наши эксперты.

Директор Института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС, директор Международного института конъюнктуры и прогнозирования Александр ЛАТКИН:
- Мировое сообщество развивается по своим установленным правилам, и в нем действует множество международных организаций. Одна из них - Всемирная торговая организация. Туда сейчас входит очень много стран. Постепенно их количество увеличивается. В частности, не так давно в ВТО вошел великий Китай. Безусловно, страны пытаются войти в это сообщество, преследуя одну цель - жить в цивилизованном мире, быть как все, иметь единые правила ведения торговых отношений в этом сообществе стран.

Вступление в ВТО - это очередной акт мировой глобализации, которая сейчас происходит по всему земному шару. Но почему же страны мира пытаются жить по одним правилам, а не развиваться автономно?

- ВТО дает возможность любому государству, входящему в нее, экспортировать продукцию, сырье, товары при минимальных таможенных ограничениях, без ограничения или с квотированием объема экспорта товаров, - говорит Александр Латкин. - Россия в ВТО пока не вошла - это очень плохо. Процесс вхождения нашей страны идет очень давно и, как мне кажется, очень медленно и тяжело. Это объясняется, с одной стороны, специфическими особенностями развития российской экономики, с другой - уровнем международных отношений с разными странами, поскольку на присоединение России к ВТО есть позитивный взгляд одних стран и негативный - других.

ВТО говорит: «Лево руля!»

И вот согласно прогнозам уже в следующем году Россия займет свое место среди других развивающихся стран и будет торговать с ними по единым правилам. Однако это не значит, что правила торговли изменятся сразу. На адаптацию нам дали семь лет: экономика все-таки должна развиваться эволюционно, а в нынешней ситуации условия ВТО остаются для нас пока очень жесткими.

- К примеру, Россия сейчас устанавливает свои, достаточно высокие, пошлины на ввоз подержанных иномарок, - заостряет внимание на волнующей всех приморцев теме Александр Латкин. - Если Россия присоединится к ВТО, мы должны будем держать наши пошлины в определенных рамках, соответствующих ВТО. Конечно, могут быть приняты особые условия на переходный период, чтобы не обанкротить наш автопром. Но в конечном счете правила будут унифицированы.

Михаил ТЕРСКИЙ, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, доктор экономических наук:
- Потребители - а это все население России - выигрывают от вступления в ВТО однозначно. Снижаются таможенные пошлины, следовательно, весь импортный товар на наших прилавках подешевеет. В том числе и подержанные японские машины. Понятно, что государство, чтобы не дать этой отрасли вырасти в экономического монстра из-за снижения таможенных пошлин до 7-20 процентов, запретит ввоз автомобилей с правым рулем. Но оставшийся в России парк праворульного авто потребует повышенного обслуживания. Ввоз запчастей, возможно, компенсирует потери бизнесменов, занятых в этой отрасли. А через пять - десять лет приморцы сядут за новые леворульные автомобили, сделанные на территории России нашими и иностранными производителями.

Обречены на смерть?

Александр Латкин:
- На сегодняшний день Россия остается страной, которая экспортирует сырье, доля продукции от общего объема экспорта мизерно мала. Это связано с низкой конкурентоспособностью российской экономики и различных ее отраслей с иностранной продукцией. В этом заключается минус для нас при вхождении в ВТО. К примеру, взять сельское хозяйство Приморского края. До современных рыночных преобразований в Приморье была создана мощнейшая инфраструктура для выращивания риса - огромные совхозы с большим числом работников. Наш край должен был стать вторым регионом Советского Союза по выращиванию риса после Кубани. Началась либерализация внешнеэкономической деятельности, мы открыли все границы. К нам пошел рис из соседнего Китая. Себестоимость его в два раза ниже нашего при том же качестве. Целая отрасль сельского хозяйства стала невыгодной и умерла. Если мы присоединимся к ВТО, поток продуктов питания и сельскохозяйственного сырья из соседних стран резко увеличится. А конкурировать с этой продукцией мы сегодня не можем, поэтому исход будет тот же, что и с отраслью по выращиванию риса.

То же касается и мебельного производства. Если сейчас в магазинах наряду с артемовской, арсеньевской мебелью мы видим продукцию из Италии, Кореи, то после вступления в ВТО и снятия таможенных барьеров товары заграничного производства вытеснят отечественные. Можно привести еще множество таких примеров.

Самая, на мой взгляд, большая опасность при присоединении к ВТО для экономики России и в большей степени для Приморского края таится в том, что продукция, производимая на нашем региональном уровне, может оказаться невостребованной на приморском потребительском рынке и на рынке других регионов. Причины ее неконкурентоспособности в цене и качестве. Дело в том, что мы долгие годы занимались технологическим перевооружением предприятий, но все-таки они еще далеки от уровня зарубежных заводов. Мечтать о том, что в скором времени мы создадим конкурентоспособные предприятия, не приходится, а это значит, что многие уже работающие предприятия не смогут реализовывать свою продукцию, следовательно, умрут.

Также при вступлении России в ВТО остро встанет вопрос миграционных потоков. Если бизнесмен сможет получить большую прибыль на территории соседнего государства с вложенного доллара, юаня или иены, то он откроет предприятие в этом государстве. Правда, в России остро стоит вопрос личной безопасности и безопасности вкладов. Это пугает Японию, Германию, ряд других стран, но не Китай. Уже сегодня китайская рабочая сила занята в строительстве, ремонтных работах и многих других сферах, а с вступлением в ВТО эти процессы усилятся. Встанет вопрос трудоустройства наших специалистов.

Но даже эти негативные последствия нельзя назвать таковыми так категорично. У нас рыночная экономика, которая предполагает жесткую конкурентную борьбу. Поэтому сейчас на уровне собственников предприятий, не дожидаясь окончательного решения о вступлении в ВТО, им необходимо думать о технологической и менеджерской перестройке производства. На уровне органов власти нужно разработать стратегию импортозамещения и поддерживать отечественных производителей активнее. Нужно делать мониторинг потребительского рынка, знать, какие группы товаров будут замещаться, и формировать политику поддержки таких предприятий, которые смогут быть конкурентоспособными.

Михаил Терский:
- В Приморье проиграют в первую очередь производители, которые ориентированы на внутренний рынок и защищены от зарубежных конкурентов высокими импортными пошлинам. Эти предприятия необязательно умрут. У них еще есть время - от пяти до десяти лет - провести реструктуризацию, обновить менеджмент, обновить ассортимент. Наше правительство выторговало время для этих процессов. Так что я считаю вступление в ВТО правильным шагом. У нас рынок. И рыдать над проигравшими конкурентную борьбу не стоит. Рыдать будут люди, которые в силу разных причин - плохого образования, ненужной квалификации, отсутствия определенных навыков - будут неспособны более производительно и качественно работать в новых условиях. Это, безусловно, повлечет волну социального напряжения.

Кроме того, российские предприятия с вступлением в ВТО вынуждены будут перейти на финансово открытую модель управления и выйти из сектора теневой экономики. Крупному бизнесу, который в большей степени работает не по серым схемам, будет легче адаптироваться к новым условиям, чем малому. Мелкий и средний бизнес может сильно пострадать: и от конкуренции, и от неудобства работать «по-белому».

От станка - к прилавку

Александр Латкин:
- У Приморского края есть очень заманчивые перспективы, которые не дадут приморской экономике войти в коллапс при вступлении в ВТО. Это инвестиционные проекты национального уровня. Один из них - нефтепровод «Восточная Сибирь - порты Тихого океана». Другой - газификация региона. А если Владивосток станет очередным местом проведения саммита АТЭС в 2012 году, это притянет огромные инвестиции - на строительство моста к острову Русскому, на мыс Чуркина, строительство дорог, реконструкцию аэропорта. Все эти проекты - те «локомотивы», которые «потянут» за собой всю экономику Приморья.

Михаил Терский:
- Приморский край - это территория-купец, а территория-купец в условиях ВТО выигрывает однозначно перед территорией-производителем. Нам повезло, что мы мало чего производим. Условия в ВТО - это борьба за потребителя. Американские, японские, немецкие производители знают, как это - работать, что такое качество, что такое сервис, гарантийное обслуживание. Наши бизнесмены никогда за потребителя нормально не боролись. Поэтому многие бизнесмены выберут для себя такой способ зарабатывания денег, как посредничество.

Итоги

В выигрыше останутся прежде всего наемные работники различных компаний края и бюджетники. В магазинах глаза этих людей будут разбегаться еще сильнее, а цены будут радовать. Правда, неизбежен отказ от мечты сесть за руль добротного нестарого автомобиля ценой 5-10 тысяч долларов. Придется еще копить на новую европейку (не за «Ладу» же садиться!), средний класс которой сейчас стоит около 15 тысячи долларов…

В целом же стоит предполагать, что Приморье ожидают совершенно новые условия, и чтобы они ни для кого не стали шокирующими, готовиться к ним нужно уже сейчас.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна