Восток Цемент
Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Экономика

Территория-купец

Совсем скоро, по прогнозам экспертов, Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). А не так давно в рамках прошедшего в столице Вьетнама форума АТЭС было подписано ключевое соглашение между Россией и США. В общем, вступление России в ВТО считаю
Территория-купец

Совсем скоро, по прогнозам экспертов, Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО). А не так давно в рамках прошедшего в столице Вьетнама форума АТЭС было подписано ключевое соглашение между Россией и США. В общем, вступление России в ВТО считают делом практически решенным.

Однако простому гражданину, приморцу, не совсем понятно, что изменится в его жизни в связи с этим новым для России статусом - членством во Всемирной торговой организации. Сейчас кажется, что вступление туда - вопрос большой политики и глобальных интересов. Однако это не совсем так. Даже совсем не так. Вступление в ВТО коснется абсолютно каждого жителя нашей необъятной родины.

О том, что же это будет означать для приморцев, корреспонденту «В» рассказали наши эксперты.

Директор Института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС, директор Международного института конъюнктуры и прогнозирования Александр ЛАТКИН:
- Мировое сообщество развивается по своим установленным правилам, и в нем действует множество международных организаций. Одна из них - Всемирная торговая организация. Туда сейчас входит очень много стран. Постепенно их количество увеличивается. В частности, не так давно в ВТО вошел великий Китай. Безусловно, страны пытаются войти в это сообщество, преследуя одну цель - жить в цивилизованном мире, быть как все, иметь единые правила ведения торговых отношений в этом сообществе стран.

Вступление в ВТО - это очередной акт мировой глобализации, которая сейчас происходит по всему земному шару. Но почему же страны мира пытаются жить по одним правилам, а не развиваться автономно?

- ВТО дает возможность любому государству, входящему в нее, экспортировать продукцию, сырье, товары при минимальных таможенных ограничениях, без ограничения или с квотированием объема экспорта товаров, - говорит Александр Латкин. - Россия в ВТО пока не вошла - это очень плохо. Процесс вхождения нашей страны идет очень давно и, как мне кажется, очень медленно и тяжело. Это объясняется, с одной стороны, специфическими особенностями развития российской экономики, с другой - уровнем международных отношений с разными странами, поскольку на присоединение России к ВТО есть позитивный взгляд одних стран и негативный - других.

ВТО говорит: «Лево руля!»

И вот согласно прогнозам уже в следующем году Россия займет свое место среди других развивающихся стран и будет торговать с ними по единым правилам. Однако это не значит, что правила торговли изменятся сразу. На адаптацию нам дали семь лет: экономика все-таки должна развиваться эволюционно, а в нынешней ситуации условия ВТО остаются для нас пока очень жесткими.

- К примеру, Россия сейчас устанавливает свои, достаточно высокие, пошлины на ввоз подержанных иномарок, - заостряет внимание на волнующей всех приморцев теме Александр Латкин. - Если Россия присоединится к ВТО, мы должны будем держать наши пошлины в определенных рамках, соответствующих ВТО. Конечно, могут быть приняты особые условия на переходный период, чтобы не обанкротить наш автопром. Но в конечном счете правила будут унифицированы.

Михаил ТЕРСКИЙ, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, доктор экономических наук:
- Потребители - а это все население России - выигрывают от вступления в ВТО однозначно. Снижаются таможенные пошлины, следовательно, весь импортный товар на наших прилавках подешевеет. В том числе и подержанные японские машины. Понятно, что государство, чтобы не дать этой отрасли вырасти в экономического монстра из-за снижения таможенных пошлин до 7-20 процентов, запретит ввоз автомобилей с правым рулем. Но оставшийся в России парк праворульного авто потребует повышенного обслуживания. Ввоз запчастей, возможно, компенсирует потери бизнесменов, занятых в этой отрасли. А через пять - десять лет приморцы сядут за новые леворульные автомобили, сделанные на территории России нашими и иностранными производителями.

Обречены на смерть?

Александр Латкин:
- На сегодняшний день Россия остается страной, которая экспортирует сырье, доля продукции от общего объема экспорта мизерно мала. Это связано с низкой конкурентоспособностью российской экономики и различных ее отраслей с иностранной продукцией. В этом заключается минус для нас при вхождении в ВТО. К примеру, взять сельское хозяйство Приморского края. До современных рыночных преобразований в Приморье была создана мощнейшая инфраструктура для выращивания риса - огромные совхозы с большим числом работников. Наш край должен был стать вторым регионом Советского Союза по выращиванию риса после Кубани. Началась либерализация внешнеэкономической деятельности, мы открыли все границы. К нам пошел рис из соседнего Китая. Себестоимость его в два раза ниже нашего при том же качестве. Целая отрасль сельского хозяйства стала невыгодной и умерла. Если мы присоединимся к ВТО, поток продуктов питания и сельскохозяйственного сырья из соседних стран резко увеличится. А конкурировать с этой продукцией мы сегодня не можем, поэтому исход будет тот же, что и с отраслью по выращиванию риса.

То же касается и мебельного производства. Если сейчас в магазинах наряду с артемовской, арсеньевской мебелью мы видим продукцию из Италии, Кореи, то после вступления в ВТО и снятия таможенных барьеров товары заграничного производства вытеснят отечественные. Можно привести еще множество таких примеров.

Самая, на мой взгляд, большая опасность при присоединении к ВТО для экономики России и в большей степени для Приморского края таится в том, что продукция, производимая на нашем региональном уровне, может оказаться невостребованной на приморском потребительском рынке и на рынке других регионов. Причины ее неконкурентоспособности в цене и качестве. Дело в том, что мы долгие годы занимались технологическим перевооружением предприятий, но все-таки они еще далеки от уровня зарубежных заводов. Мечтать о том, что в скором времени мы создадим конкурентоспособные предприятия, не приходится, а это значит, что многие уже работающие предприятия не смогут реализовывать свою продукцию, следовательно, умрут.

Также при вступлении России в ВТО остро встанет вопрос миграционных потоков. Если бизнесмен сможет получить большую прибыль на территории соседнего государства с вложенного доллара, юаня или иены, то он откроет предприятие в этом государстве. Правда, в России остро стоит вопрос личной безопасности и безопасности вкладов. Это пугает Японию, Германию, ряд других стран, но не Китай. Уже сегодня китайская рабочая сила занята в строительстве, ремонтных работах и многих других сферах, а с вступлением в ВТО эти процессы усилятся. Встанет вопрос трудоустройства наших специалистов.

Но даже эти негативные последствия нельзя назвать таковыми так категорично. У нас рыночная экономика, которая предполагает жесткую конкурентную борьбу. Поэтому сейчас на уровне собственников предприятий, не дожидаясь окончательного решения о вступлении в ВТО, им необходимо думать о технологической и менеджерской перестройке производства. На уровне органов власти нужно разработать стратегию импортозамещения и поддерживать отечественных производителей активнее. Нужно делать мониторинг потребительского рынка, знать, какие группы товаров будут замещаться, и формировать политику поддержки таких предприятий, которые смогут быть конкурентоспособными.

Михаил Терский:
- В Приморье проиграют в первую очередь производители, которые ориентированы на внутренний рынок и защищены от зарубежных конкурентов высокими импортными пошлинам. Эти предприятия необязательно умрут. У них еще есть время - от пяти до десяти лет - провести реструктуризацию, обновить менеджмент, обновить ассортимент. Наше правительство выторговало время для этих процессов. Так что я считаю вступление в ВТО правильным шагом. У нас рынок. И рыдать над проигравшими конкурентную борьбу не стоит. Рыдать будут люди, которые в силу разных причин - плохого образования, ненужной квалификации, отсутствия определенных навыков - будут неспособны более производительно и качественно работать в новых условиях. Это, безусловно, повлечет волну социального напряжения.

Кроме того, российские предприятия с вступлением в ВТО вынуждены будут перейти на финансово открытую модель управления и выйти из сектора теневой экономики. Крупному бизнесу, который в большей степени работает не по серым схемам, будет легче адаптироваться к новым условиям, чем малому. Мелкий и средний бизнес может сильно пострадать: и от конкуренции, и от неудобства работать «по-белому».

От станка - к прилавку

Александр Латкин:
- У Приморского края есть очень заманчивые перспективы, которые не дадут приморской экономике войти в коллапс при вступлении в ВТО. Это инвестиционные проекты национального уровня. Один из них - нефтепровод «Восточная Сибирь - порты Тихого океана». Другой - газификация региона. А если Владивосток станет очередным местом проведения саммита АТЭС в 2012 году, это притянет огромные инвестиции - на строительство моста к острову Русскому, на мыс Чуркина, строительство дорог, реконструкцию аэропорта. Все эти проекты - те «локомотивы», которые «потянут» за собой всю экономику Приморья.

Михаил Терский:
- Приморский край - это территория-купец, а территория-купец в условиях ВТО выигрывает однозначно перед территорией-производителем. Нам повезло, что мы мало чего производим. Условия в ВТО - это борьба за потребителя. Американские, японские, немецкие производители знают, как это - работать, что такое качество, что такое сервис, гарантийное обслуживание. Наши бизнесмены никогда за потребителя нормально не боролись. Поэтому многие бизнесмены выберут для себя такой способ зарабатывания денег, как посредничество.

Итоги

В выигрыше останутся прежде всего наемные работники различных компаний края и бюджетники. В магазинах глаза этих людей будут разбегаться еще сильнее, а цены будут радовать. Правда, неизбежен отказ от мечты сесть за руль добротного нестарого автомобиля ценой 5-10 тысяч долларов. Придется еще копить на новую европейку (не за «Ладу» же садиться!), средний класс которой сейчас стоит около 15 тысячи долларов…

В целом же стоит предполагать, что Приморье ожидают совершенно новые условия, и чтобы они ни для кого не стали шокирующими, готовиться к ним нужно уже сейчас.

Автор : Татьяна Куликова Анатольевна

comments powered by Disqus
В этом номере:
Таможня отдает добро

Уссурийская таможня передала в дар музею «Владивостокская крепость» редкий исторический экспонат - старинную саблю в ножнах, сообщили корреспонденту «В» в Дальневосточном таможенном управлении.

Первым на лед вышел ректор
Первым на лед вышел ректор

Во Владивостоке, на стадионе Дальневосточного государственного технического университета (улица Державина), открылся новый каток. Его площадь около полутора тысяч квадратных метров. Первым, встав на коньки, лед опробовал ректор Геннадий Турмов и остался д

Как плут стал мэтром
Как плут стал мэтром

«Бубновый валет» - это не звезда шансона и не тюремная романтика. Это одно из самых известных и шумно-скандальных творческих футуристических объединений начала прошлого века.

Спрашивайте, дачники!
Спрашивайте, дачники!

Как только зима перевалила за середину, заядлые дачники и огородники стали все чаще заглядывать в календарь и вести скрупулезные подсчеты. Немного времени остается до того, как надо будет заниматься рассадой, вести подготовку к весенним работам, и очень в

По ту сторону баррикад…
По ту сторону баррикад…

На двух языках – русском и итальянском – во ВГУЭС вышла книга «MEMORIE» - воспоминания итальянцев, переживших советский плен во время второй мировой войны.

Последние номера