Горе не терпит спекуляций

Бездарность, как правило, мимикрирует – под скромность, под наглость, под графоманию – под что угодно; но при этом она все равно остается бездарностью. Противостоять ей можно, к сожалению, крайне ограниченным арсеналом средств – вкусом, тактом, чувством м

19 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2082 от 19 янв. 2007
5c6e9a31dc47f562fb3543b5654767ce.jpg

Бездарность, как правило, мимикрирует – под скромность, под наглость, под графоманию – под что угодно; но при этом она все равно остается бездарностью. Противостоять ей можно, к сожалению, крайне ограниченным арсеналом средств – вкусом, тактом, чувством меры. Но это, так сказать, на бытовом, житейском уровне.

Куда хуже и даже опаснее, когда агрессивная бездарность получает практически не ограниченный доступ к средствам массовой информации – особенно к телевидению, которое по определению является мощнейшим оружием воздействия на сознание, психическое состояние человека.

…В минувший вторник, 16 января, все мы отметили печальную дату – исполнился ровно год с того дня, как жестокий пожар в здании «ПромстройНИИпроекта» во Владивостоке унес жизни 9 сотрудниц Сбербанка. Минувшей зимой это событие шокировало не только Приморье, но, пожалуй, и всю страну, став темой обсуждения на самых высоких этажах власти, а все без исключения телеканалы обошли страшные кадры трагедии. Наступившая эпоха пусть примитивной, но массовой цифровой съемки превращает любое событие в репортаж в он-лайновом режиме; не стало исключением и то чрезвычайное происшествие – сотни фотографий и видеороликов были выставлены в Интернете немедленно. Думаю, однако, что среди людей с нормальной психикой желающих регулярно их просматривать найдется немного – срабатывают защитные механизмы. К сожалению, как выяснилось, такой просмотр можно и навязать.

Среди всех без исключения приморских СМИ, откликнувшихся на горькую годовщину, была и местная телекомпания ОТВ-Прим. Но в отличие от остальных коллег по профессии, проявивших соответствующую трагедии сдержанность, представители названной телекомпании решили, как говорится, «оторваться по полной». У меня не хватит «букв», чтобы описать в полной мере то, что с нескрываемым смакованием показывали на этом канале в прайм-тайм вечером 16 января. Более того, доведя дешевый самопиар до абсурда, канал всю предшествующую траурной дате неделю крутил рекламные, с позволения сказать, ролики, зазывающие телезрителя к экрану. Главным в этих роликах был (да простят меня родственники погибших) глухой стук падающих тел…

Признаться, я не знаю, как все это назвать правильно; ограничился бы одним словом – глумление.

Мне трудно понять, на какие образцы мировой тележурналистики ориентируются эти тележурналисты. Может быть, на одну из сильнейших в мире американскую новостную телеиндустрию? Но тогда стоит напомнить, что, едва ли не сутки работая в прямом эфире 11 сентября 2001 года, американские телекомпании фактически не показали ни одного погибшего – и не стоит думать, что планка потрясшей весь мир трагедии была понижена. Просто сработал этический кодекс.

Помню, как лет пятнадцать назад во Владивосток приезжали теледокументалисты знаменитой английской телерадиокорпорации Би-Би-Си. Время было известное, а потому неудивительно, что англичане снимали здесь сюжеты и на криминальную тему. Однако, приехав однажды на место преступления, удивили и своих российских коллег, и милиционеров тем, что не стали снимать леденящие кровь детали. На непонимающий вопрос: «Почему?» - они ответили таким же непонимающим вопросом: «А зачем?..».

Это уже, впрочем, касается не только последнего случая, но и всех этих бесконечных «Ночных патрулей» и иже с ними.

В тележурналистику, как правило, редко приходят с улицы. Этому учат; в основном – на соответствующих факультетах. Готовя эту заметку, я разговаривал с преподавателями кафедры телевидения и радиовещания Института массовых коммуникаций ДВГУ. Те в ужасе открестились: «Мы учим совершенно обратному, - необходимости соблюдать такт, моральные и этические нормы». Просто, видимо, есть люди, учить которых бесполезно.

Понятно, что телевидение построено на «картинке», на ярком, удерживающем внимание кадре. Однако этика, по определению, выше эстетики.

…Понимаю, что этот текст вызовет, очевидно, резкое неприятие у коллег с ОТВ-Прим, надо полагать, считающих, что они «сотворили шедевр». Понимаю и то, что они, вероятно, захотят подать судебный иск об ущемлении деловой репутации. Что ж, это вполне цивилизованный путь для разрешения любого спора. Поэтому у нас в газете всегда точно следовали правилу не спорить с коллегами на страницах. Но этот случай из ряда вон выходящий, поскольку затрагивает чувства телезрителей, которые понесли реальный моральный ущерб от просмотра программы 16 января.

Автор: Андрей Островский Вадимович