Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Без политики

Часы по Моцарту сверяя...

Незадолго до новогодних праздников в связи с радостным событием - присвоением звания заслуженного артиста России - Константин Селиванов подарил всем любителям музыки подарок: концерт-бенефис, во время которого не только стоял за дирижерским пультом, но и
Часы по Моцарту сверяя...

Незадолго до новогодних праздников в связи с радостным событием - присвоением звания заслуженного артиста России - Константин Селиванов подарил всем любителям музыки подарок: концерт-бенефис, во время которого не только стоял за дирижерским пультом, но и играл на гармонике, окарине, аккордеоне, даже пел!

А ведь он еще и на саксофоне играет, и музыку пишет, и обязанности главного дирижера оркестра штаба Тихоокеанского флота совмещает с руководством оркестровой службой ТОФ, является дирижером оркестра Владивостокского гарнизона… А еще он - любящий муж, заботливый отец, вдумчивый читатель… И вы по-прежнему верите, что в сутках у Константина Селиванова только 24 часа?


Ноты и пушки

От судьбы, говорят, не уйдешь. Юный Костя Селиванов, чей дед воевал на фронтах Великой Отечественной, а отец много лет отдал службе в пограничных войсках, потомственным офицером становиться не хотел. Он мечтал о музыке…

- Правда, перед поступлением в музыкальное училище, - улыбается Константин Сергеевич, - думал: ну вот если на музыке провалюсь, то пойду на истфак, всегда любил историю и философию. Эта любовь, кстати, до сих пор со мной, осталась как хобби.

- И как же молодой музыкант стал все-таки офицером?

- В 1981 году я, как все молодые люди, пошел служить срочную службу, направили в оркестр морской пехоты во Владивостоке. Мне повезло. Дирижер Василий Матвейчук, очень яркий, творческий человек, увидел во мне какие-то задатки, надежды и предложил по окончании службы поступить на военно-дирижерский факультет Московской консерватории.

Военные оркестры существуют в разных государствах сотни лет, значит, музыка и пушки - это вовсе не антагонисты. Музыка нужна всегда и везде.

- Не входят ли в вас в противоречие музыкант и педант?

- Моя работа состоит из двух частей - служебной и концертной. Служебная не требует творчества, как раз наоборот: все точно по церемониалам, а вот концертная дает возможность проявить натуру.

Конечно, военный дирижер, как и любой офицер, - командир, никто с него не снимает ответственности за подчиненных.

Но у меня не просто подчиненные, а музыканты, люди с тонкой душой. Поэтому командовать, прибегать к авторитарным методам просто нельзя.

Нам бы еще фагот…

- Репертуарную политику оркестра вы формируете единолично?

- Существует приказ министерства обороны о военных оркестрах, и согласно ему прерогатива дирижера - определять репертуарную политику. Он не обязан прислушиваться к мнению музыкантов, но я всегда готов выслушать предложения.

Между прочим, состав оркестра - отдельная большая проблема. Несколько лет назад нам было просто играть симфоджаз: была вся группа саксофонов. Сейчас их меньше, и в этом сезоне симфоджаз нам не по плечу. Поэтому больше внимания уделяем классике, а что будет завтра - сказать еще сложнее. В Приморье и Владивостоке хронически не хватает многих исполнителей. Например, на духовых инструментах. Ну вот нет фаготов, а в партитуре прописана нотная строчка. Что делать? Приходится много заниматься аранжировкой и инструментовкой, проводить вечера и даже ночи за компьютером. А ведь оркестр не может остановиться в своем развитии, это смерти подобно.

- Вы легкий начальник?

-У меня не самый простой характер, но, думаю, не такой уж я тяжелый руководитель. Иногда меня раздражает, что вполне усваиваемые алгоритмы, которые есть в произведении, приходится повторять несколько раз, разучивать, возвращаться. Это говорит о невнимательности музыкантов и тормозит репетиции. Вот тогда могу выйти из себя. «Отстающий корабль в эскадре» - это проблема и задача именно для дирижера. К сожалению, иногда даже студенты-выпускники халтурят, ленятся, ведут себя так, будто у них впереди еще десять жизней и будет возможность наверстать. Меня это удивляет и огорчает. Каждый на своем месте должен выкладываться по полной. Тогда будет и уважение, и удовлетворение от того, что ты делаешь.

- В связи с этим к чему, на ваш взгляд, обязывает звание заслуженного артиста России?

- К большей строгости к самому себе - в максимальном повышении качества музыки, того, что мы делаем.

Когда приходит муза…

- Вы играете на многих инструментах…

- Очень люблю аккордеон, многие мои друзья хотят, чтобы я сделал программу для аккордеона с оркестром, надеюсь, что у меня до этого дойдут руки. К сожалению, мало времени для игры на саксофоне, а им нужно заниматься ежедневно. Мы как спортсмены: прекратил ежедневные тренировки - все, потерял форму.

- Вот мы плавно подошли и к разговору о творческих планах оркестра штаба ТОФ…

- В 2007 году мы будем играть фортепианные концерты Моцарта, музыку Шостаковича, английских классиков - Бенджамина Бриттена (музыка к опере «Питер Граймс», концерт для фортепиано с оркестром) например. По-прежнему будем исполнять концерты вместе с солистами-инструменталистами: Дмитрием Волобуевым, Раисой Илюхиной, Татьяной Лавринайтис, Еленой Котельниковой. Надеюсь, что Алла, моя дочь, исполнит пятый концерт Вьетана. В планах - создание оркестра Владивостока, если Дума Владивостока поддержит инициативу.

- Названные вами произведения Бенджамина Бриттена во Владивостоке прозвучат впервые. Вообще это фирменный стиль оркестра штаба ТОФ - играть то, что раньше в наших концертных залах не звучало…

- Мне самому это интересно, ведь одно дело - послушать редкую запись на каком-то носителе, и совсем другое - в живом исполнении, в зале, когда музыканты пропустили через свою душу это произведение… Именно так и рождается культурная жизнь города, разве нет?

- Ваши дочери пришли в музыку самостоятельно или вы их подталкивали?

- Мое твердое убеждение, жизненная позиция: занятия музыкой упорядочивают работу мозга, поэтому для нас с женой вопроса, будут ли дочки ходить в музыкальную школу, просто не было. Это мы решили за них, как за нас в свое время наши родители.

Но Алла, окончив с отличием школу имени Прокофьева, сама решила продолжить учебу в колледже при академии искусств. Когда придет для Лии время решать, мы не будем настаивать, чтобы она выбирала именно музыкальную дорогу в жизни.

- Когда вы работаете с дочерьми, вы папа или строгий руководитель?

- Однозначно руководитель, и девочки иногда этим очень недовольны. Ну тут ничего не поделать, когда идет репетиция, мы работаем, ничего личного быть не может. Я не считаю себя прирожденным педагогом, характер у меня взрывной, да и по гороскопу Стрелец, люблю, чтобы все было быстро, сразу. Потому снимаю шляпу перед учителями моих девочек, сколько у них такта, терпения!

- Когда в ваших сутках находится время для композиторского творчества?

- Для дирижера в силу его ремесла занятия композицией не могут быть основными, это хобби. Больших форм я не создавал, такого стремления нет, а вот вальсы, полонезы - смотрю, публике нравятся.

Что касается времени… Поражаюсь Моцарту и Баху: нам сегодня с помощью клика мышки можно перекинуть нотку, да что там - целую линию инструмента на другую строчку, и то времени не хватает, а у них-то были только перо и бумага! Как можно было такой объем музыки не только сочинить, но и записать!! Это восхищает меня! Время для Моцарта, это точно, шло с другой скоростью.

- Вы часто ходите на другие концерты…

- Стараюсь посещать все музыкальные мероприятия в городе. Это необходимо для профессии, для семьи - девочки должны расширять кругозор. Ну и если коллеги не будут слушать друг друга, что ж мы - в своем мирке замкнемся? Это неправильно.

- Что кроме музыки может вас занять?

- Чтение исторической и философской литературы. Я не турист, не охотник и вообще не экстремал. Если на природу, то это меня друзья или близкие вытаскивают. Хотя вот на каток, на лыжах побегать и поиграть в бадминтон - это да, люблю.

А так - засел бы дома с книжкой, размышлял бы, следил за ходом событий в книге, за их сцепкой. Обязательно смотрю новости по телевидению, нахожу в мире закономерности. На мой взгляд, ничего случайного в жизни нет, она векторна, и в этом потоке неостановимых секунд мы придем к постижению вечности. И не прочесть, как это зафиксировали философы в своих книгах, для меня просто невозможно. Созерцатель я…

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

В этом номере:
Таможня отдает добро

Уссурийская таможня передала в дар музею «Владивостокская крепость» редкий исторический экспонат - старинную саблю в ножнах, сообщили корреспонденту «В» в Дальневосточном таможенном управлении.

Первым на лед вышел ректор
Первым на лед вышел ректор

Во Владивостоке, на стадионе Дальневосточного государственного технического университета (улица Державина), открылся новый каток. Его площадь около полутора тысяч квадратных метров. Первым, встав на коньки, лед опробовал ректор Геннадий Турмов и остался д

Как плут стал мэтром
Как плут стал мэтром

«Бубновый валет» - это не звезда шансона и не тюремная романтика. Это одно из самых известных и шумно-скандальных творческих футуристических объединений начала прошлого века.

Спрашивайте, дачники!
Спрашивайте, дачники!

Как только зима перевалила за середину, заядлые дачники и огородники стали все чаще заглядывать в календарь и вести скрупулезные подсчеты. Немного времени остается до того, как надо будет заниматься рассадой, вести подготовку к весенним работам, и очень в

По ту сторону баррикад…
По ту сторону баррикад…

На двух языках – русском и итальянском – во ВГУЭС вышла книга «MEMORIE» - воспоминания итальянцев, переживших советский плен во время второй мировой войны.

Последние номера