Приморское телевидение меняет лицо и сетку вещания

С начала года в вещании Приморского телевидения произошли существенные изменения. Об их причинах и о новом облике ПТР корреспонденту «В» рассказал директор филиала Всероссийской государственной телерадиокомпании «ГТРК «Владивосток» Валерий Бакшин.

16 янв. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2079 от 16 янв. 2007
f0ff65dbcbf1304b644feb5e960747a9.jpg

С начала года в вещании Приморского телевидения произошли существенные изменения. Об их причинах и о новом облике ПТР корреспонденту «В» рассказал директор филиала Всероссийской государственной телерадиокомпании «ГТРК «Владивосток» Валерий Бакшин.

- Сразу скажу, что перемены в вещании коснулись только 6-го и 44-го телеканалов: на 6-м объем нашего вещания сократился, на 44-м, наоборот, увеличился. Это связано с тем, что в конце ноября было ликвидировано дочернее предприятие ВГТРК - федеральное государственное унитарное предприятие «Тихоокеанская ГТРК «Владивосток» и все его права, в том числе и на 7-часовой отрезок вещания на 6-м телеканале, перешли к ВГТРК. На 5-м телеканале (телеканал «Россия») и на канале «Радио России» наше вещание осталось прежним.

- А что стало с сотрудниками Тихоокеанской ГТРК «Владивосток» после ликвидации компании?

- Все они, как и два года назад многие их коллеги по ПТР, были переведены в филиал ВГТРК «ГТРК «Владивосток».

- Без каких-либо сокращений?

- В данный момент мы обошлись без сокращения штатной численности. Штат компании составляет 240 человек, и на мой взгляд, такая численность является оптимальной. Но в дальнейшем я не исключаю определенных изменений в штатной численности компании – либо в сторону небольшого сокращения, либо небольшого увеличения. Это будет зависеть от задач, поставленных перед компанией.

- С чем была связана ликвидация Тихоокеанской ГТРК «Владивосток»?

- Вообще-то ФГУП «Тихоокеанская ГТРК «Владивосток» нужно было ликвидировать еще два года назад - в сроки, установленные федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Но закон не учел масштабов ВГТРК и ее дочерних предприятий, поэтому реорганизация холдинга затянулась на два года.

- Реорганизация ВГТРК уже закончилась?

- К сожалению, нет. Так, до сих пор не ликвидировано порядка десяти дочерних предприятий ВГТРК. Да и у нас во Владивостоке, хотя ТГТРК «Владивосток» уже ликвидирована, не решен ряд вопросов имущественного характера - нам надо вместе с территориальным управлением Росимущества определиться по каждому объекту. Так, мы уже передали территориальному управлению здание, в котором в свое время размещался «Дальтелефильм». Готовится к продаже недостроенный комплекс базы отдыха на берегу Уссурийского залива.

В целом же, повторяю, принимая упомянутый выше федеральный закон, законодатели не ожидали, что его реализация столкнется с такими проблемами. Да и сам статус филиалов, по моему убеждению, не соответствует специфике региональных ГТРК и в целом ВГТРК. Не случайно все активнее ведутся разговоры об акционировании ВГТРК, естественно, при 100-процентном государственном пакете акций.

- Сейчас ГТРК «Владивосток» является филиалом Всероссийской государственной телерадиокомпании. Что это значит?

- Это значит, что мы, во-первых, являемся сугубо федеральной структурой, а во-вторых, не являемся юридическим лицом: наша головная структура – ВГТРК. Именно Всероссийской государственной телерадиокомпании перешли все права ФГУП «Тихоокеанская ГТРК «Владивосток» и, в частности, права на лицензии на право вещания на 6-м телеканале и на частоте 810 кГц.

- На 6-м телеканале сейчас транслируются программы телеканала «Спорт»?

- Да, принадлежавшая ТГТРК «Владивосток» лицензия на 7-часовой отрезок 6-го телеканала переоформлена на телеканал «Спорт», однако по решению генерального директора ВГТРК Олега Добродеева на этом канале сохранено собственное вещание ПТР, в частности информационная программа «Владивосток сегодня» и детская программа «Маленькая страна».

- С чем это связано?

- С детской программой, думаю, все понятно – на российском телевидении очень мало детских программ, и сейчас важно сохранить каждую детскую программу. Я уж не говорю о том, что «Маленькая страна» имеет неплохой рейтинг, ее оценили в журналистском сообществе – недавно программа стала финалистом Всероссийского конкурса детских программ «Включайся». Кстати, мы планировали транслировать «Маленькую страну» на 44-м телеканале, на «Культуре», но там возникли проблемы с вечерними отрезками вещания в выходные дни, а вечерняя детская программа, по моему убеждению, должна быть ежедневной, поэтому мы решили транслировать «Маленькую страну» на 6-м телеканале.

«Вечерний Владивосток» в свое время стал своеобразным ответом ПТР на телевизионную ситуацию в краевом центре: с одной стороны, телеканалов становится все больше (сейчас во Владивостоке транслируется 15 телеканалов, в скором времени заработает 16-й – телеканал «Санкт-Петербург»), с другой стороны, собственного вещания на телеканалах становится все меньше и меньше. Посмотрите: информационное вещание сохранили только три телекомпании: ПТР, «ОТВ-Прим» и «Новая волна» (ТНТ). Собственное вещание остальных телекомпаний – это либо программы о происшествиях, либо сугубо коммерческие программы. Исключений практически нет. И это понятно: телевизионное производство требует очень больших финансовых средств, и далеко не каждой телекомпании это по карману.

- Но не секрет, что самых больших финансовых затрат на телевидении требует именно информационное вещание. Вы же оставляете в эфире информационную программу «Владивосток сегодня».

- И делаем это осознанно, не случайно генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев согласился с нашими аргументами. ПТР сейчас, как я уже сказал, сугубо федеральная структура, не связанная с теми или иными местными структурами - в отличие от наших коллег с «ОТВ-Прим» или «Новой волны», что позволяет нам освещать многие вопросы более объективно, взвешенно (яркий пример тому – ситуация с выборами мэра Дальнегорска, когда достаточно жесткая позиция ПТР помогла принять правильные решения). Иными словами, с помощью программы «Владивосток сегодня» мы усилили федеральную составляющую в информационном пространстве краевого центра.

- Вы говорите о взвешенности, но в то же время в ходе октябрьских выборов депутатов Законодательного собрания ПТР достаточно откровенно поддерживало «Единую Россию».

- Не согласен с такой оценкой. В ходе предвыборной кампании мы были открыты для всех политических сил – прежде всего за счет бесплатного эфирного времени, которое мы обязаны предоставлять в соответствии с законодательством. Если «Единая Россия» и имела преимущество в эфирном времени, то только за счет своих финансовых ресурсов, но и здесь мы предоставляли равные возможности всем политическим партиям. Как государственное предприятие мы обязаны быть равноудаленными от всех политических партий, зарегистрированных в стране.

- Кстати, а вы член какой партии? Видимо, «Единой России»?

- Ошибаетесь. В ВГТРК не принято, чтобы руководители ее подразделений были членами той или иной политической партии. Кстати, беспартийным является и генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев. Аналогичное требование я предъявляю и к сотрудникам ПТР: сотрудники государственного телевидения и радио, особенно журналисты, должны быть вне политических партий.

- Изюминка ПТР – его информационное вещание, хотя раньше в вещании ПТР было немало и так называемых тематических программ.

- Действительно, сейчас главная продукция ПТР – информационные программы, но мы сохранили и редакцию Елены Сорокиной (сейчас ее должность – шеф-редактор группы телевизионных программ). Главное сейчас – вписаться в ту сетку вещания, что мы имеем на 5-м, 6-м и 44-м каналах.

- Будут ли какие-либо изменения в радиовещании ПТР?

- Никаких, мы по-прежнему работаем в сетке вещания «Радио России» на проводах и на частоте 810 кГц. Изменения только кадровые: Татьяна Сабанова стала шеф-редактором службы информационных программ компании, а группой радиопрограмм ПТР сейчас руководит Роман Романенко. Кстати, Татьяну Ивановну можно поздравить: недавно ей присвоено высокое звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.

- В прошлом году ВГТРК запустила круглосуточный информационный канал. Почему его нельзя смотреть во Владивостоке?

- Да, уже более полугода жители многих регионов страны имеют возможность смотреть Российский информационный канал (мы его называем «Вести-24»). ГТРК «Владивосток», как и ряд других филиалов ВГТРК, ежедневно готовит для него специальный информационный выпуск о событиях в Приморском крае. К сожалению, жители Владивостока и других городов края, за исключением абонентов некоторых кабельных сетей, не могут смотреть этот канал – нет свободных частот. Ситуация изменится только после перехода на цифровое телевидение. Сейчас этой проблемой активно занимается специальная правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым.

- Объясните, пожалуйста, коротко, что такое цифровое телевидение?

- Сейчас мы работаем в аналоговом стандарте. После перехода на «цифру» мы не только повысим качество телевизионной картинки, но, главное, в несколько раз увеличим число телевизионных каналов, которые можно транслировать по имеющимся линиям. Тогда и РИК появится во Владивостоке, и «Спорт» обретет собственный канал, и вообще у всех телезрителей появится возможность смотреть несколько десятков телеканалов, что до сих пор доступно только абонентам кабельных сетей.

- И когда цифровое телевидение придет в Приморский край?

- Работы по переходу на «цифру» уже ведутся, но сроки перехода края на цифровое телевидение зависят прежде всего от объемов финансирования, в том числе и из краевого бюджета. Не исключено, что это произойдет уже в 2009 году, но мой прогноз более пессимистичный – скорее всего цифровое телевидение придет к нам не ранее 2010 года.

- И еще один вопрос по ситуации с телевидением во Владивостоке. Насколько я знаю, недавно у вас была спорная ситуация с одной телекомпанией по поводу так называемых рейтингов?

- Да, нам пришлось обращаться в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы по поводу одного из рекламных материалов телекомпании «ОТВ-Прим»: в нем утверждалось, что информационная программа «Панорама» имеет самые высокие рейтинги. Между тем среди краевых информационных программ самые высокие рейтинги у нашей программы «Вести – Приморье», выходящей на 5-м телеканале в 21.45. Пришлось обращаться в территориальное управление ФАС, которое признало наши претензии обоснованными, и нарушение закона было устранено.

- «Владивосток» регулярно публикует рейтинги телевизионных программ, подготовленные компанией ТNS Gallup Media. Поясните, пожалуйста, почему рейтинги именно этой компании так интересуют телевизионщиков.

- У вас, газетчиков, все очень просто: положение той или иной газеты в журналистском сообществе показывает ее тираж, прежде всего подписной. А как оценить положение того или иного телеканала? Или радиостанции? Вот на помощь и приходит так называемый рейтинг, который констатирует, сколько процентов телезрителей смотрели ту или иную телепрограмму. Есть еще один очень характерный показатель: доля аудитории, которая показывает, сколько процентов телезрителей, находившихся в тот или иной временной период у телевизоров, смотрели ту или иную программу.

Сейчас в России есть только одна социологическая компания, которая дает достаточно объективные данные о состоянии телевизионного эфира, - это TNS Gallup Media. В панель Гэллапа на Дальнем Востоке в достаточном объеме пока входят только Хабаровск и Владивосток. ГТРК «Владивосток» имеет договор с компанией TNS Gallup Media, и каждую неделю мне на стол кладут очередной анализ телевизионного рынка Владивостока, что позволяет судить, насколько эффективно работает компания.

В журналистском сообществе считается, что программа имеет право на жизнь, если ее рейтинг достигает двух процентов. Так вот средний рейтинг выходящей в 21.45 информационной программы «Вести – Приморье» достигает девяти процентов. При этом доля аудитории этой программы составляет в среднем почти 25 процентов. Для вечернего эфира это очень высокий показатель: каждый четвертый телезритель после 21.45 смотрит программу ПТР.

Высокий рейтинг – это и высокие доходы от рекламы, ведь рекламодатели заинтересованы в том, чтобы их реклама размещалась в востребованных телезрителями программах.

- Кстати, вы не изучали, а кто именно смотрит программы ПТР?

- К сожалению, уже давно в Приморском крае не проводятся социологические исследования, позволяющие иметь представление о составе аудитории как телевидения, так и радио.

- А данные той же компании TNS Gallup Media? Недавно со ссылкой именно на эти данные говорил об аудитории канала НТВ руководитель одной рекламной фирмы.

- Имеющиеся у нас данные говорят лишь о выборке, на основе которой во Владивостоке распределено более ста так называемых пипл-метров – специальных компьютеров, которые регистрируют, какие программы смотрят члены семей, в которых пипл-метры установлены. Говорить же на основании данных ТNS Gallup Media о составе аудитории того или иного канала или той или иной программы, по крайней мере, некорректно. Масштабные же исследования телевизионной аудитории стоят очень дорого и, повторяю, уже достаточно давно во Владивостоке, как и в целом в Приморском крае, не проводились.

Автор: Отдел гуманитарных новостей «В»