Эхо Мельбурна-56

Большое, говаривал поэт, видится на расстоянии. Только сегодня начинаем сознавать масштаб подвига, совершенного полвека назад на Олимпийских играх в Мельбурне. На исходе 1956 года в течение двух с небольшим недель произошло событие, потрясшее спортивный мир. В одночасье не стало монополии Америки. Отныне – и на многие годы! – лидером стал Советский Союз.

29 дек. 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №2075 от 29 дек. 2006

Большое, говаривал поэт, видится на расстоянии. Только сегодня начинаем сознавать масштаб подвига, совершенного полвека назад на Олимпийских играх в  Мельбурне. На исходе 1956 года в течение двух с небольшим недель произошло событие, потрясшее спортивный мир. В одночасье не стало монополии Америки. Отныне – и на многие годы! – лидером стал Советский Союз.

Уступили янки в Мельбурне по всем статьям. Советские спортсмены завоевали 98 медалей, США – 64. Из них на долю СССР приходится 37 золотых, у американцев – 32. В неофициальном командном зачете (по сумме очков, начисляемых за попадание в число первых шести в каждой дисциплине) у СССР – 622,5 очка, у США – 497,5.

Это был триумф. Но не только спортивный. Игры совпали с печально известными венгерскими событиями. Имиджу Советского Союза, и без того пошатнувшемуся в годы холодной войны, был нанесен колоссальный ущерб. Раздавались даже голоса о недопущении наших спортсменов. Был счет к Советам и у хозяев Олимпиады. Незадолго до Мельбурна власти Австралии, оскорбленные попыткой советских спецслужб выкрасть своего агента, попросившего политического убежища, демонстративно разорвали дипломатические отношения с СССР. В условиях развернувшейся истерии и «охоты на ведьм» прибывшие на Зеленый континент советские атлеты представлялись этакими монстрами, явившимися миру из-за железного занавеса…

Спортсменам пришлось не только выполнять сугубо спортивную миссию, но и разрушать ходульные стереотипы. Думается, Олимпиада в Мельбурне сыграла важнейшую роль в плане представления Советского Союза, если так можно выразиться, с человеческим лицом. На арены выходили не медведи или матроны в зипунах, а современные парни и девушки - симпатичные, обаятельные, контактные. От былого затворничества, имевшего место четырьмя годами раньше на премьерной для СССР Олимпиаде в Хельсинки, не осталось и следа.

Лихач с Балтики

Победную запевку сделал стайер Владимир Куц. За несколько дней до открытия Игр моряк-балтиец, душа нараспашку, охотно согласился на просьбу какого-то местного болельщика опробовать новый автомобиль. С ходу дал газ… и врезался в фонарный столб. К счастью, никто не пострадал. Это происшествие на все лады смаковали местные СМИ.

И надо же было случиться такому совпадению! В первый день Игр был дан старт забегу на 10 тысяч метров, любимой дистанции Куца. Весь стадион болел за лихача из России.

Вот уже полвека во всех справочниках по легкой атлетике этот забег приводится как пример высочайшего мастерства, воли и тактической гибкости. Владимир Куц не дал соперникам ни единого шанса и в гордом одиночестве финишировал первым. Пройдет два дня, и уже на дистанции 5 тысяч метров Куц расправится с мировыми рекордсменами Пири и Чатауэем и установит олимпийский рекорд, который будет побит только спустя 16 лет. Куца единодушно признают лучшим спортсменом Олимпиады…

Северяне растопили Зеленый континент

Звоню в Москву Лидии Ивановой, моей давней знакомой, участнице Мельбурнской Олимпиады.

- Куц, конечно, был супер,- говорит Лидия Гавриловна,- но то, что творилось вокруг гимнастики, не передать словами. Наши примы – Соня Муратова, Тома Манина, Поля Астахова, ну и, конечно, несравненная Лора Латынина буквально потрясли Австралию. Нас готовы были носить на руках. Дарили всевозможные сувениры, при первом удобном случае старались угостить сладостями. Признаюсь, такого вкусного мороженого, как тогда, в Австралии, я больше никогда не ела.

- Тем не менее, - говорит далее Лидия Гавриловна, - имел место такой случай. Когда мы явились на очередной тур соревнований, зал был почти пуст. А у входа толпились сотни безбилетников. Оказывается, один из местных толстосумов скупил почти все билеты. Как потом выяснилось, таким вот способом решил снизить эффект от выступления советских спортсменок.

Кстати, познакомился автор данных строк с легендарной спортсменкой при весьма забавных обстоятельствах. В 1982 году в Приморье гостила сборная СССР по гимнастике. Во время насыщенного визита, улучив момент, я подошел к руководителю делегации, а им была именно Иванова, и попросил устранить пробел в моих статистических сведениях по Мельбурну. Дескать, тогда за СССР выступала и стала олимпийской чемпионкой в команде совсем еще юная Калинина, а потом как в воду канула – больше ее имя на соревнованиях не встречалось. Как, - спросил я у Лидии Гавриловны, - сложилась ее судьба?

- Эта судьба перед вами, - расхохоталась гостья.  

- То есть?

…Они познакомились в Мельбурне - дебютант гимнастической дружины Лида Калинина и знаменитый инсайд сборной СССР по футболу Валентин Иванов. После завершения Олимпиады на долгом 20-дневном пути до Владивостока на теплоходе «Грузия» они уже не расставались. Впрочем, о «Грузии» и Владивостоке несколько ниже.

Победа – одна на всех

Сакраментальное: за счет чего победили? В эпоху всепоглощающей независимости и внезапно народившегося ближнего зарубежья многие (например, грузинский президент) разглагольствуют о многовековой оккупации. Но давайте посмотрим, что было всего полвека назад.

Грузины и русские сражались плечом к плечу. Борцы Гиви Картозия, Вахтанг Балавадзе, Мириан Цалкаламанидзе, ватерполист Петр Мшвениерадзе, представители других народов Кавказа…

Впрочем, не только грузины и не только кавказцы.

Украинец Игорь Рыбак выиграл золотую медаль на тяжелоатлетическом помосте, белорус Чернушкевич принес в копилку СССР бронзовую медаль, но эта бронза поистине с золотым отливом – первая в истории отечественного фехтования. Латышка Инесса Яунземе стала лучшей копьеметательницей. Ее земляки Мужниекс, Круминьш, Валдманис, литовцы Лауритенас, Стонкус и Петкявичус – половина сборной! – внесли решающий вклад в выигрыш серебряных медалей в баскетболе. А блистательное выступление армян – короля гимнастического креста Альберта Азаряна и самого техничного боксера Мельбурна Владимира Енгибаряна?..

Это была великая и, что бы сегодня ни говорили, единая команда, поразившая весь мир сплоченностью, неукротимым духом и волей к победе…

С поля никто не ушел

Как открывались Игры победным зачином СССР, так и, словно по заказу, венчались – успехом в финальном матче на футбольном поле.

Но финалу предшествовал полуфинал: СССР – Болгария. Он-то и вошел в анналы как одно из самых драматичных сражений в истории Олимпиад.

…В 1980 году старшим тренером владивостокского «Луча» работал участник футбольной битвы при Мельбурне, нападающий сборной СССР Борис Татушин. Он и рассказал автору этих строк в деталях о перипетиях полуфинала.

Сборная Болгарии тогда была очень сильна, а ее форвард Колев слыл игроком международного класса. Он и открыл счет в начале второго тайма. А тут еще захромал после сильного ушиба Валентин Иванов. Заменить нельзя – по тогдашним правилам это не предусматривалось. Незадолго до конца матча и вовсе стало худо. В столкновении с болгарскими защитниками тяжелейшую травму (перелом ключицы) получил Николай Тищенко. Врач Олег Белаковский заморозил плечо, руку «намертво» бинтами притянул к телу, и в таком виде Тищенко вернулся на поле. Его никто не держал – держали тех, кто бегал. Представляете, играли фактически вдевятером. За пять минут до конца Эдик Стрельцов сравнял счет. И вот в дополнительное время именно Тищенко удалось совершить, казалось бы, невозможное. Получив мяч, он, сколько было сил, продвинулся вперед.

- Увидев это, – рассказывал Татушин, - я крикнул: «Коля, дай на ход Рыжкину!», - а сам со своего края смещаюсь в центральную зону. Володя Рыжкин, наш самый быстрый нападающий, ловко уходит от болгарского защитника и простреливает вдоль ворот – я успеваю подставить ногу – 2:1!..

Потом был финал с Югославией. Блестящая игра Яшина, Башашкина, Нетто, Ильина (он забил решающий единственный гол). Это была первая большая победа отечественного футбола.

Встреча на родной земле

В последних числах декабря 1956 года Владивосток встречал олимпийцев, возвращавшихся из Австралии на теплоходе «Грузия». Стоящие у причалов бухты Золотой Рог суда приветствовали «Грузию» протяжными гудками. Встречать олимпийцев вышел, казалось, весь город.

С трапа теплохода они сходили в макинтошах, белых костюмах, а стоял, между прочим, 20-градусный мороз. На привокзальной площади - импровизированный митинг, речи, теплые слова. От олимпийцев выступили Владимир Куц и Лариса Латынина. Потом всех спортсменов расхватали шефы – коллективы рыбаков, моряков, береговых предприятий.

Встречали широко, по-русски, по-дальневосточному… Борис Татушин вспоминал, что на одном плавзаводе их угощали крабами таких размеров, что клешни свисали со стола, красную икру ложками черпали. Один пожилой фанат-болельщик, а тогда еще почти пацан, с гордостью поведал о самом памятном событии в его жизни - как вместе с Эдиком Стрельцовым оставил в ресторане «Золотой Рог» 450 рублей. По тем временам это прилично, если учесть, что поллитровка белой тогда стоила 30 рублей…

Их, несмотря на дикие морозы, встречали на всем пути до Москвы - с хлебом-солью, с цветами. Всех поразил случай на каком-то сибирском полустанке. К поезду подошел весь заиндевевший, бородатый старик и попросил проводника: «Разрешите, я только хочу дотронуться до Яшина…».

- Так встречали в 45-м, - скажет потом борец, победитель в тяжелом весе, участник Великой Отечественной войны Анатолий Парфенов.

- Только когда проехали всю страну, - вторит Лидия Иванова, - до всех нас дошло, что же свершилось в Мельбурне.

Они за ценой не постояли

На днях в Кремле в честь полувекового юбилея были устроены пышные торжества. Наряду с «австралийцами» пригласили и участников зимней Олимпиады, проходившей в феврале того же 56-го в итальянском городке Кортина-д’Ампеццо и также завершившейся победно для СССР.

Пришло всего 44 участника двух Олимпиад (всего на аренах Мельбурна и Италии от СССР выступали 336 спортсменов). Все прибывшие в Кремль – исключительно из России. Из ближнего зарубежья - никого. Но главная причина малочисленности сбора даже не в этом.

Как говорится, иных уж нет, а те далече. В 75-м не выдержало сердце у Владимира Куца. До сих пор не верится, что этот человек редчайшей выносливости не смог дожить до 50. В 79-м за два дня до своего 45-летия внезапно скончался Владимир Сафронов, первый советский олимпийский чемпион по боксу. Сегодня только трое осталось из финального футбольного состава – Ильин, Исаев и Симонян… Первым из звездной команды еще в 81-м сгорел Николай Тищенко… Из хоккеистов, героев д’Ампеццо, в Кремль пришел всего один – Виктор Шувалов, других уже нет…

Вот, оказывается, какой ценой досталась великая спортивная победа. Впрочем, только ли спортивная?..

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ (фото из архива автора), «Владивосток»