Автопрому предлагают долго жить

Программа утилизации и трейд-ин себя исчерпала

12:01, 23 сентября 2016 Политика
773ea3da45dd855552a0785bdf52beb6.jpg
Фото: Фото: avangavto.ru

Государство может прекратить субсидировать продажу автомобилей по программам утилизации и трейд-ин с 2017 года. Это означает, что покупатели лишатся возможности получить скидку в 50 тыс. руб., избавляясь от отжившей свое машины, и бонуса при обмене подержанного автомобиля на новый. В автокомпаниях считают, что без такой поддержки авторынок заметно просядет. Основными бенефициарами госпрограмм являются российский «АвтоВАЗ», корейские Kia и Hyundai.

Программа утилизации и трейд-ин себя исчерпала. Так считают чиновники в Министерстве экономического развития. Как официально заявили в пресс-службе ведомства, в следующем году ожидается рост реальных доходов населения. А это означает, что необходимо «поддерживать автопроизводителей в разработке новых моделей, в том числе нового поколения автотехники, стимулировать сокращение издержек и содействовать продвижению продукции на внешние рынки». При этом в ведомстве отметили, что в настоящее время прорабатывается вопрос финансирования программы в 2016 и 2017 годах и возможные меры господдержки сейчас обсуждаются. Это означает, что автокомпаниям могут предложить другие методы стимулирования их деятельности в России. Однако конкретных дат, цифр и уж тем более самих инструментов не называется.

Напомним, что в настоящее время сумма компенсации по программе обновления автомобилей составляет от 40 тыс. до 350 тыс. руб. «Что касается скидок, то по утилизации это от 40 тыс. руб. за сданный автомобиль легковой до 350 тыс. руб. за грузовой автомобиль. Что касается трейд-ин, то от 40 тыс. до 300 тыс. руб.», — пояснял ранее глава Минпромторга Денис Мантуров. Размер скидок по трейд-ин разнится в зависимости от производителя.

В 2014 году из общей программы на поддержку автопромышленности около 10 млрд руб. ушло именно на утилизацию и трейд-ин. В 2015 году на поддержку автопрома в целом было выделено 43 млрд руб., из которых 30%, по словам председателя правительства Дмитрия Медведева, государство выделило на утилизацию и трейд-ин. В 2016 году расходы на господдержку автопромышленности выросли до 50 млрд руб. и, как уточнили «Газете.Ru» в Минпромторге, ровно половина этой суммы направлена на компенсацию автопроизводителям расходов по утилизации и трейд-ин.

Участниками госпрограммы стали большинство автопроизводителей с высокой долей локализации: ГАЗ, «АвтоВАЗ», КамАЗ, «Соллерс», Ford Sollers, PSA Peugeot Citroen, Volkswagen, «Renault Россия», Hyundai, Kia и другие бренды.

Сами автопроизводители осторожно комментируют возможные предстоящие изменения, однако дают понять, насколько серьезными могут оказаться их потери и падение авторынка в целом без указанных мер.

В Kia заявили, что программа утилизации и трейд-ин обеспечивает 20–25% продаж автомобилей Kia Rio в России. При этом Rio — единственная модель, которая подпадает под действие программы.

«Компания приветствует государственные инициативы по стимулированию спроса на автомобили в условиях затянувшегося кризиса, — отметили в Kia. — Мы считаем их действенным инструментом, особенно государственную программу льготного автокредитования. В частности, по итогам января — августа 2016 года более 80% продаж автомобилей Kia в кредит были осуществлены в рамках госпрограммы. Если говорить в целом про государственные инициативы, они обеспечивают до 30% продаж автомобилей Kia в России».

Также в компании уточнили, что разрабатывают собственные инструменты стимулирования спроса.

При этом в ряде ведущих автокомпаний считают, что без поддержки программ трейд-ин и утилизации продажи новых автомобилей заметно снизятся и рынок просядет еще сильнее.

Производители окажутся не в состоянии предложить аналогичные скидочные условия для покупателей.

«С 2017 года меры господдержки хотят распределять по автопроизводителям согласно определенным критериям, например уровню локализации, — говорят источники «Газеты.Ru». — Это приведет к тому, что вообще наступит неразбериха. А без поддержки этих двух инструментов продажи, конечно, упадут, и это все понимают».

Аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко считает, что лидеры рынка в бюджетном сегменте будут вынуждены искать альтернативные способы увеличения продаж и автопроизводители продолжат вести программы трейд-ин уже своими силами.

«Полный отказ от программы утилизации и трейд-ин в первую очередь ударит по бюджетному сегменту, включая как российские Lada, так и бюджетных «корейцев», — говорит Яковенко. — Их продажи могут упасть на 40–50%.

Избежать резкого спада продаж из-за отказа государства от поддержки программ утилизации и трейд-ин можно за счет поддержи государством автокредитования. В том числе за счет снижения ставок по автокредитам, с использованием которых продается более 45% новых машин. Также это могут быть иные льготы и преференции».

В свою очередь аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов уверен, что при сворачивании программы утилизации заметно пострадают российские производители — в первую очередь «АвтоВАЗ» и УАЗ.

«УАЗ в первом полугодии 2016 года держался именно за счет утилизации, продав с применением этого механизма почти 70% своей продукции, — отмечает Лукашов в беседе. — Скорее всего, этим производителям государство предложит иные формы адресной поддержки, какие — пока не ясно».

При этом эксперт считает, что полного отказа от программ трейд-ин ожидать не стоит.

«Механизм сдачи б/у автомобиля в зачет стоимости нового автомобиля — сильный стимул для формирования спроса, — полагает Лукашов. — Это привело к переделу вторичного рынка, на котором прочно закрепились дилеры. Для большинства из них это направление представляет огромный интерес, поскольку, в отличие от рынка новых автомобилей, демонстрирует уверенный рост».

Эксперт обращает внимание на то, что на вторичном рынке именно представители отечественного автопрома, и в первую очередь «АвтоВАЗа» (27%), удерживают лидирующие позиции.

«Я не думаю, что дилеры свернут программы трейд-ин и уйдут из «вторички», это слишком перспективный рынок, чтобы его терять, — считает Лукашов. — Скорее всего, программы трейд-ин с отказом государства от их стимулирования растеряют часть своей привлекательности, а сами дилеры будут более скромны при оценке предлагаемых им автомобилей. Однако автомобили с пробегом при реализации новых будут ими востребованы».

Отметим, что в Минпромторге от комментариев на эту тему отказались. Однако ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявлял, что ведомство подготовит различные меры поддержки отечественного автопрома на 2017 год.

«В конце года будем выходить с предложениями, но эти предложения будут сильно персонифицированы и индивидуализированы по группе потребителей, поскольку они ведут себя по-разному».

По словам Мантурова, по грузовому транспорту, автобусам и LCV есть положительная динамика. Но продолжается снижение объемов производства и рынка по легковому транспорту.

Источник: newsdiscover.net

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!