Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Общество

​Когда Приморью позволят защитить себя от наводнений?

Тайфун «Лайонрок» - не уникальное явление
Фото: пресс-служба администрации Приморского края Фото: пресс-служба администрации Приморского края
Владивосток, среда, 21 сентября , РИА Vladnews.

Из года в год на Приморье обрушиваются тайфуны, циклоны и прочие природные катастрофы. На ликвидацию их последствий из регионального и федерального бюджетов

выделяются миллиарды рублей. Люди теряют жилье, хозяйство, урожаи, имущество на суммы, несравнимые с компенсационными выплатами. Непогода уносит жизни приморцев. Тем

временем обещанная властями программа защиты от наводнений до сих пор остается на уровне разговоров.

Подготовиться нельзя?

– О том, как готовился край к стихии, сейчас, наверное, не очень актуально докладывать, – так на просьбу депутатов на экстренном заседании Законодательного собрания, состоявшемся 6 сентября, ответил первый вице-губернатор Приморского края Василий Усольцев.

В повестку мероприятия вошли вопросы срочного наполнения резервного фонда губернатора на 150 млн рублей и выделения дополнительных средств из региональной казны на компенсации пострадавшим в размере 350 млн рублей.

– Мы договорились, что проведем анализ и разбор полетов, когда завершим основные аварийно-восстановительные мероприятия, – продолжил вице-губернатор. – Но сейчас я должен зафиксировать одно: данная чрезвычайная ситуация была такой мощности, к которой в принципе нельзя было подготовиться. Пострадали те районы, которые никогда не страдают.

Готовилось ли Приморье к непогоде в принципе – большой вопрос. Более того, за последнее время было предпринято несколько шагов, которые сделали край еще более уязвимым перед разгулом стихии.

В помощь тайфуну

Меньшее из зол – это недостаточное наполнение резервного фонда губернатора. В 2016 году «кубышка» уже опустошалась. Деньги из нее во втором квартале были выделены на выплату заработной платы сотрудникам завода «Радиоприбор». Специально под это дело краевые власти изменили порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Приморского края.

Федеральный законодатель установил, что субъект может создать данный фонд для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. В апреле 2016-го в региональный закон внесли корректировку. Средства теперь могут направляться «стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса, расположенным на территории Приморского края, изготавливающим радиотехническую продукцию для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, в целях сохранения рабочих мест».

Таким образом, деньги, предназначенные на борьбу со стихией, ушли на погашение зарплатных долгов частного предприятия. Когда же наступило очередное «внезапное» стихийное бедствие, резервный фонд оказался пуст. Его понадобилось наполнить. Ввиду ограниченности бюджета и отсутствия пространства для маневров – за счет социальных выплат ветеранам, молодым мамам и другим незащищенным слоям населения.

Эх, дороги…

Во-вторых, серьезным ударом по дорожному хозяйству края стала реорганизация АО «Примавтодор» – системообразующего предприятия в отрасли. Депутат Сергей Слепченко на последнем заседании ЗС ПК назвал ее системной ошибкой.

– Чрезвычайная ситуация в Приморье еще раз показала, насколько неэффективной была программа реорганизации Примавтодора, – отметил он.

Напомним, что итогом переустройства краевого предприятия стало многократное сокращение его филиалов: из 26 осталось всего 8. Состояние трасс в регионе вызывало опасение еще до прихода непогоды. За три месяца 2016 года были разрушены четыре моста. Даже без вмешательства небесной канцелярии.

В итоге к августовскому тайфуну Приморье подошло без подушки безопасности и с серьезными проблемами в дорожном хозяйстве. Стихия безжалостно сжала регион своими тисками, размыла трассы, разбила мосты, отрезала тысячи людей от Большой земли, повредила энергоснабжение, связь, логистику. Многие жители утонувших районов остались без питьевой воды и продуктов питания. Сам край справиться с такой напастью не мог. Правительство вынуждено было объявить режим федеральной ЧС. В срочном порядке в Приморье прибыл глава МЧС Владимир Пучков.

Уникальное явление?

Как сообщили в Примгидромете, с 29 по 31 августа 2016 года общее количество осадков в Приморье составило 40–124 мм (от 0,3 до одной месячной нормы). В Хасанском, Лазовском, Ольгинском, Дальнегорском и Кавалеровском районах – 144–253 мм (1,2–2 нормы). Больше всего осадков – около 400 мм – наблюдалось на севере восточного побережья. Отмечались нагонные явления в портах Находка, Посьет, Рудная Пристань. На озере Ханка при ветре 20–24 м/с наблюдались волны высотой 60–80 см. Ситуацию усугубили пришедшие следом новый тайфун и циклон. Начались паводки. Большая вода пришла в десятки населенных пунктов в Кавалеровском, Лазовском, Ольгинском, Тернейском, Хасанском, Чугуевском, Красноармейском, Партизанском районах, городах Дальнегорске и Уссурийске.

Количество подтопленных жилых домов перевалило за 3600 плюс больницы, школы, детсады, около пяти тысяч приусадебных участков. Под воду ушло более 26 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, в основном с картофелем, овощами и соей. Размыты дороги и снесены мосты. Смыты урожаи на огородах и дачах.

«Такого стихийного бедствия не было за всю историю метеонаблюдений в Приморье, – заявил губернатор Владимир Миклушевский 15 сентября на выездном заседании штаба КЧС в Кировском районе. – Край подвергся сильному удару стихии, по сути, было три волны: два тайфуна и один циклон. Только за неделю в регионе выпала трехмесячная норма осадков. Зона ЧС расширилась с 13 до 25 районов».

Каждый тайфун имеет свои особенности. Приморье достаточно велико, и пока в одних его районах наблюдаются серьезные бедствия, другие чувствуют себя относительно спокойно. Был ли «Лайонрок» уникальным явлением?

Бывало и хуже…

История тайфунов в Приморье длинна и разнообразна. Есть в ней и не менее серьезные эпизоды.

Июль 1989 года – тайфун «Джуди», который также имел три волны. Стихийное бедствие захватило 14 районов края. Затопленными оказались 96 населенных пунктов, 125 тысяч га полей, более четырех тысяч домов, снесено 236 мостов. Повреждено 282 автодорожных и два железнодорожных моста, 1600 км дорог. Следом за «Джуди» на восточном побережье края вновь прошли сильные дожди, связанные с подходом тайфуна «Мак» и циклонов.

В особо сложном положении оказались трассы центральной и восточной частей Приморья. На их восстановление бросили 64 ударные механизированные бригады. В их составе были бульдозеры, грейдеры, бензовозы, самосвалы, асфальтоукладчики и другая необходимая техника. Для проведения спасательных операций в крае привлечено 75 тысяч человек. Задействовано 2,4 тысячи единиц техники. Уже через две недели было восстановлено 46 мостов, отремонтировано 780 км асфальтированных автодорог.

Другой эпизод – сентябрь 1994 года, тайфун «Мелисса». О серьезности стихии говорит уже то, что река Партизанская поднялась выше уровня подъема во время тайфуна «Джуди» на 80 см. В некоторых районах, в частности близ села Владимиро-Александровского, верхняя отметка подъема воды была зафиксирована на уровне 10 метров, подтверждением чему остались следы на деревьях и столбах. На трассе Партизанск – Находка было подмыто большинство мостов. Сам Партизанск был отрезан от Большой земли. Находка полностью осталась без питьевой воды. Ее подвозили танкерами из Владивостока и Восточного порта, а затем распространяли водовозками. Было размыто 678 км дорог.

Боремся со стихией компенсациями?

Из недавнего прошлого: август 2013 года, мощные циклоны, вызвавшие сильнейшие паводки в Чугуевском, Кавалеровском, Ольгинском и Тернейском районах. Губернатор Владимир Миклушевский вылетел на места подтоплений, осмотрел масштаб разрушений, проверил начисление компенсационных выплат и обратил внимание на необходимость расчистки русел рек.

«Это нужно сделать оперативно, чтобы весной край вновь не столкнулся с проблемой», – пообещал он жителям села Кокшаровка, ушедшего под воду. Однако работы так и не были проведены. 2015 год, тайфун «Гони». Пострадали четыре тысячи жителей Приморья. Подтоплены более 1,1 тысячи домов. В режиме ЧС – 10 муниципальных районов. Бедствие вновь было объявлено уникальным для Приморья.

«Такая стихия была впервые за 60 лет. Но мы смогли предупредить население», – подчеркнул тогда глава МЧС России Владимир Пучков на заседании комиссии по ЧС, которую он провел в Уссурийске.

И опять же – противостоять стихии местные власти смогли только ликвидацией последствий и компенсационными выплатами. Некоторые из них, кстати, были переведены только летом 2016 года.

Разговоров мало

Показательно, что незадолго до тайфуна «Гони» в стенах администрации Приморского края прошла встреча губернатора с руководством муниципалитетов, где как раз обсуждалась тема защиты от наводнений. Главы районов и поселений отмечали, что не могут своими силами защититься от стихии, – нет ни полномочий, ни материальных средств. Вице-губернатор Василий Усольцев (Владимир Миклушевский покинул тогда совещание из-за важного звонка) отметил, что тема оказалась неожиданно резонансной и требует дальнейшего развития. Он пообещал организовать тематическое совещание, вновь собрать глав муниципалитетов, представителей природоохранной прокуратуры и силовых ведомств, а также чиновников профильных краевых департаментов для выработки подходящего решения и «заполнения правового вакуума на краевом уровне».

Однако длительные совещания и обсуждения ситуацию не изменили. Тайфун «Лайонрок» показал, к чему приводит отсутствие системного подхода к очевидной и давно мокнущей проблеме.

– Я бы уже сегодня думал о будущих потопах, – заметил депутат Сергей Сопчук на сентябрьском заседании ЗС ПК. – Приморью необходима программа защиты населения от наводнений. Она уже действовала в конце прошлого столетия. И неплохо сработала на примерах Уссурийска, Дальнереченска и Октябрьского района. Эту программу нужно восстановить либо создать новую. А то сегодня нам нужно 2 миллиарда, в прошлом году тоже были подтопления. И в будущем, скорее всего, будут. Климат в Приморье не изменится, мы должны быть готовы.

Последствия тайфунов намного серьезнее, чем представляются сейчас. Затопление пахотных земель грозит нехваткой сельскохозяйственной продукции и в дальнейшем повышением цен на товары.

Дорожная инфраструктура, и так испытывающая нелучшие времена, подверглась мощному удару. Сколько мостов перешло в ранг аварийных – это еще стоит подсчитать.

Сильный удар был нанесен по объектам капитального строительства и реконструкции. Сегодня им снова нужны восстановительные работы.

На данный момент «Лайонрок» обошелся Приморью в 2,5 миллиарда рублей. Из них 2 миллиарда – федеральное финансирование, 500 миллионов – региональные средства. Суммы, которые власти тратили на ликвидацию наводнений за последние десять лет, могли быть потрачены на комплексную программу по обустройству дамб, укреплению берегов, на расчистку русел и другие мероприятия. Произойдет ли это после «самого мощного» тайфуна, к которому «невозможно было подготовиться»?

Автор : Евгений СИДОРОВ, газета "Владивосток"

Похожие новости
На реках Приморья наблюдается преимущественно спад уровня воды
10:08, 21 сентября 2016 На реках Приморья наблюдается преимущественно спад уровня воды

Прогноз ЧС на 21 сентября

«По следу тигра»: выставка детских рисунков открылась во Владивостоке
Гороскоп на 21 сентября
09:09, 21 сентября 2016 Гороскоп на 21 сентября

Сегодня расположение планет способствует установлению гармонии в отношениях с противоположным полом

Часть Владивостока останется без света сегодня, 21 сентября
08:45, 21 сентября 2016 Часть Владивостока останется без света сегодня, 21 сентября

Время проведения плановых работ с 9:00 до 17:00

Погода в Приморье на 21 сентября
08:42, 21 сентября 2016 Погода в Приморье на 21 сентября

Во Владивостоке без осадков

Во Владивостоке продолжаются съемки художественного фильма «Смотрите, как красиво!»
К земельным участкам многодетных семей прокладывают дороги
03:57, 21 сентября 2016 К земельным участкам многодетных семей прокладывают дороги

Общая протяжённость дорог на Курильской – более 1400 метров