В приморском Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) в городе Артем 20 мигрантов объявили голодовку: они собрали подписи и отправили свой "крик о помощи" в прокуратуру, МВД региона и Общественную наблюдательную комиссию Приморья. Об этом корреспонденту РИА VladNews рассказали члены ОНК, приехавшие в приморский ЦВСИГ на следующий день после получения письма от отчаявшихся иностранцев. Все, что иностранные граждане написали в жалобе, оказалось правдой.
Здесь содержатся в основном граждане бывшего СНГ: Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана. Есть в Центре и двое украинцев. Месяцами, как и все, очереди на депортацию ожидают китаец, проживший в России 25 лет афганец и даже португалец. Всего здесь содержатся 108 человек, из них 4 - женщины. Так как женщин мало, им живется свободнее в их комнате. А вот мужчинам не повезло: им не хватает матрасов и кроватей, многие спят на полу. О нормальной стирке и прочих благах цивилизации говорить не приходится.
Сложно здесь даже со свежим воздухом: неделями люди не выходят на улицу, потому что охрана не рискует их выпускать из-за хлипкого забора. Охрана - это один человек в смену. Он не рискует брать на себя ответственность, если иностранцы вдруг решат сбежать. Поэтому граждане из "братских республик" живут в типовом здании, напоминающем школу, практически безвылазно - больше 100 человек при расчетном максимуме для этого помещения в 65-70 человек.
За ЦВСИГ Приморья, как и за все аналогичные учреждения по России, раньше отвечала Федеральная миграционная служба. Теперь - это забота МВД, на которое разом свалились и ФМС, и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. В этот переходный период полиция просто не успевает справляться со всем сразу - и на мигрантов, ожидающих депортации, по версии общественных наблюдателей, уже "не хватает". А проблемы могут быть очень серьезные, предупреждают общественники.
В артемовском ЦВСИГ содержатся в основном мужчины трудоспособного возраста - в стесненных условиях и очень долго (до полугода). Социальный накал может достичь пика в любой момент. И бунту - если он произойдет - не помешает никто и ничто. Многие из них не владеют русским языком, либо говорят на нем очень плохо. При этом, рассказывают общественные наблюдатели, людям не объяснили толком, что с ними происходит. Да и как объяснить логически, что верхнего порога времени, которое они могут пробыть в этом месте, по российским законам просто не существует?
Общественные наблюдатели все же смогли уладить ситуацию с 4-дневной голодовкой: мигранты-активисты ее прекратили - в надежде, что их проблему все же увидели. "Бог с питанием, матрасами, кроватями - мы просто хотим домой", - говорят застрявшие в российской системе иностранцы.