Археологи ДВФУ обнаружили в Эквадоре следы культуры возрастом более 5,5 тысяч лет

Раскоп принес археологам массу артефактов

12:02, 22 октября 2015 Культура
3c7c4e54f145e446d360d31c143afac3.JPG

Археологическая экспедиция Дальневосточного федерального университета вернулась с берегов Эквадора с рядом уникальных находок южноамериканской культуры «вальдивия» возрастом 5,5-4 тысячи лет и более раннего периода «сан-педро». Комплексное исследование исторического памятника в Реал Альта в рамках международного гранта Научного фонда ДВФУ группа учёных ведет уже третий год. Главная цель — сравнить адаптацию человека к изменениям среды на противоположных сторонах Тихого океана — берегах Южной Америки и современного Приморья.

В состав экспедиции вошли сотрудники Учебно-научного музея и Школы гуманитарных наук ДВФУ, а также ученые Дальневосточного отделения РАН и их коллеги из академических институтов Москвы и Новосибирска — археологи, историки, специалисты по древним цивилизациям, палеозоологи, геофизики. Возглавил экспедицию директор Учебно-научного музея ДВФУ Александр Попов. Он сообщил, что в результате работы над раскопом на полуострове Санта-Елена были обнаружены самые ранние слои культуры «вальдивия» возрастом 5,5-4 тысячи лет. Эта культура американского континента и стала объектом внимания российских ученых, которые проводят сравнительный анализ с одновременной бойсманской культурой тихоокеанского побережья России.

— Этим исследованием мы стремимся установить связь между способами адаптации человека к изменениям среды в разных точках земного шара. Мы видим, что приблизительно в одно и то же время человек изобретает керамику — несмотря на то, что на Дальнем Востоке она использовалась для комплексной эксплуатации морских ресурсов, а в Южной Америке — в большей степени, для культивации маиса (кукурузы), — отметил Александр Попов.

Кроме того, археологами ДВФУ были обнаружены материалы более ранней культуры Южной Америки — периода «сан-педро», благодаря чему, проведя исследования уже вне полевых рамок, им удастся обратиться к истокам появления керамики на побережье Тихого океана.

Раскоп в Эквадоре принес археологам массу артефактов — помимо черепков керамики, элементов орудий, посуды, остатков пищи — раковин моллюсков и костей животных — они также обнаружили традиционные глиняные фигурки, которые, предположительно, олицетворяли духов предков и погребались вместе с усопшими. К слову, учёными ДВФУ были найдены два захоронения — расстояние между ними указывает на то, что были обнаружены не единичные погребения, а полноценный могильник.

Как отмечает директор Учебно-научного музея ДВФУ Александр Попов, теперь учёным предстоит исследовать и проанализировать полученные в ходе экспедиции материалы и сведения. В этом приморским археологам готовы помочь коллеги со всего мира, так как подобный проект в перспективе может привнести новые важные знания в археологическую науку и историю. Так, генетический анализ артефактов уже предложили провести исследователи из Японии, с которым сотрудничает Учебно-научный музей ДВФУ.

Напомним, археологический памятник, расположенный на полуострове Санта-Елена, недалеко от города Манта — побратима Владивостока — был обнаружен эквадорскими учёными. ДВФУ инициировал возобновление работ над ним в рамках соглашения с политехническим вузом Эквадора. Проект получил поддержку Научного фонда ДВФУ в виде трехлетнего гранта. Первый год для ученых двух стран стал ознакомительным — они изучали литературу и более ранние исследования по схожим вопросам. В 2014 году реализация проекта вступила в практическую фазу — приморские археологи и представители политехнического вуза Эквадора приступили к полевым работам в Реал Альто и на о. Русском, где была обнаружена раковинная куча, совпадающая по возрасту с памятником в Эквадоре.

Итогом масштабной научной работы станет определение стратегии адаптации человека к изменениям среды в разных точках земного шара. Стоит отметить, что феномен южноамериканской цивилизации изучался и ранее, приморские берега также исследованы учёными, но подобный сравнительный анализ проводится впервые.