Минобрнауки: качество школьного учебника можно проверить на интренет-портале

Минобрнауки России запустило интернет-портал сопровождения федерального перечня учебников

10:07, 6 октября 2015 Общество
622a6befd34dc9ffb2c2d640c3eb4356.jpg
Фото: Фото: Яндекс.ру

О запуске специализированного интернет-портала, посвященного федеральному перечню учебников, было объявлено на состоявшемся 1 октября в агентстве «Интерфакс» круглом столе «Повышение качества школьных учебников и улучшение системы экспертиз учебников, входящих в федеральный перечень».

В мероприятии приняли участие первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин, директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН, сопредседатель Российского исторического общества Александр Чубарьян, ответственный секретарь совета Российского книжного союза по экспертизе учебников и учебной литературе Виктор Федоров, директор «Гимназии №1520 имени Капцовых» Вита Кириченко. Модератором дискуссии выступил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Наталья Третьяк в своем выступлении анонсировала запуск по адресу http://fpu.edu.ru специализированного интернет-портала, созданного Минобрнауки России для организационно-методического сопровождения федерального перечня учебников.

«Министерством создан специальный сайт. Он позволяет любому желающему получить полную информацию об учебнике: включен он в перечень или нет, какая экспертная организация и какие эксперты дали заключение, каково содержание этого заключения, поступали ли на учебник жалобы, каковы результаты рассмотрения жалоб, отзывы учителей и много другое», – рассказала Наталья Третьяк.

По словам заместителя директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексея Благинина, интернет-ресурс ориентирован на максимально широкую аудиторию.

«Мы рассчитываем, что главными целевыми группами этого ресурса станут, в первую очередь, учащиеся наших школ и их родители. Интересную для себя информацию также найдут управленцы от образования разного уровня, руководители школ, методисты. Уже сейчас на сайте выложены вебинары по вопросам использования в образовательной деятельности электронных учебников», – сообщил заместитель директора департамента.

Он отметил, что функционал ресурса позволяет не только всем заинтересованным – учителям, родителям и самим учащимся – получить информацию о вошедших в федеральный перечень учебниках, но и дать им свою оценку, высказать мнение.

«Мы планируем, что по каждому учебнику именно на этом сайте, на этой открытой площадке, можно будет высказать свое мнение, экспертное суждение, замечание или похвалить тот или иной учебник, авторский коллектив», – рассказал Алексей Благинин.

Участники круглого стола обсудили вызвавшую резонанс в СМИ ситуацию с учебником "Обществознание" для восьмиклассников. Негативные отклики и недоумение общественности вызвало присутствие в учебном пособии, входящем в новый федеральный перечень учебников, фразы о том, что человек, страдающий серьезным психическим заболеванием, «не является личностью».

По словам Натальи Третьяк, дополнительная экспертиза этого учебника будет проведена в течение месяца. «Экспертиза учебника будет назначена в Российской академии образования, проводящей повторные экспертизы. Стандартный срок этой процедуры – не менее месяца. Но окончательное решение будет принято позже, так как сначала мы должны будем собрать научно-методический совет, принять решение, отправить на экспертизу, получить результаты, еще раз собрать совет до конца года и принять окончательное решение», – рассказала заместитель министра.

При этом было отмечено, что в отношении учебника "Обществознание" не было подано заявлений от пользователей. Повторная экспертиза инициирована самим издательством "Дрофа", которое по ее итогам должно принять решение о дальнейшей судьбе учебника.

Касаясь вопроса ужесточения процедуры экспертизы и существенного сокращения федерального перечня учебников в 2014 году, Наталья Третьяк заявила, что такая политика абсолютно оправдана. «Лучше мы не допустим хороший учебник в перечень, чем допустим плохой, который может нанести вред ребенку. Если мы ставим на чаши весов интересы детей и интересы издательств, то интересы детей в любом случае должны перевешивать», – констатировала заместитель министра.

Она напомнила, что после сокращения федерального перечня в адрес министерства было подано пять судебных исков в связи с исключением учебников из федерального перечня. Во всех пяти случаях суды встали на сторону министерства.

Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. №253. Перечень сформирован в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников (приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047). В соответствии с документом, в федеральный перечень включены учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, созданным Минобрнауки России, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз. Этнокультурную и региональную экспертизу проходили учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации. Более подробная информация о федеральном перечне учебников и организациях, осуществляющих издание учебных пособий, размещена на сайте http://fpu.edu.ru.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!