Антон Лубченко: «Культурные санкции между Россией и Европой недопустимы»

В ближайшее время симфонический оркестр нашего театра ожидают гастроли по Приморью

9:08, 3 сентября 2015 Интервью
bc7a6fe81510622fe7d495e13d518ea6.jpg
Фото: Фото: Дмитрий Лавриненко

В преддверии новых проектов и предстоящих премьер третьего театрального сезона художественный руководитель Приморского театра оперы и балета, маэстро Антон Лубченко рассказал о том, чего стоит ждать публике в ближайшее время.

О переходе в Мариинский театр

Объединение с Мариинским театром — это ожидаемое нами событие. Вы знаете, что с самых первых шагов Приморский театр равнялся на Мариинский. Я сам из Петербурга, можно сказать, что я вырос в Мариинском театре и всем тем, что я умею, обязан этому театру. Думаю, даже в большей степени, чем консерватории. Ещё со студенческой скамьи я проводил в этом театре много времени. Модель Мариинского театра — единственная модель, которая, на мой взгляд, наиболее подходит для того, чтобы развивать коллектив быстро и эффективно. И, конечно, после знакомства с той атмосферой, которую создаёт такой лидер, как маэстро Валерий Гергиев, хочется его дело развивать и расширять географически.

С первых дней работы мы приглашали в Приморский театр специалистов из Санкт-Петербурга: дирижёров, режиссёров, артистов оперы и балета. Эти визиты носили разовый характер, необходимо было договариваться с руководством Мариинского театра. Когда мы станем одним театром, единым организмом, этого делать не придётся. Такая реорганизация является предметом гордости, это свидетельство того, что мы всё правильно сделали, когда создавали театр с нуля. Ведь у нас ничего не было, кроме здания, в котором, кстати, ещё до сих пор остаются неучтёнными многие важные вещи. Но, несмотря на это, мы создали коллектив, который такой прославленный театр, как Мариинский, считает возможным включить в своё пространство.

О новом директоре оперной труппы

С 25 августа по моему приглашению новым директором оперной труппы Приморского театра стала народная артистка РФ Лариса Ивановна Дядькова, одна из самых востребованных сегодня певиц. Лариса Ивановна работает с такими дирижёрами как Валерий Гергиев, Зубин Мета, Михаил Юровский и многими другими. Недавно в Большом театре состоялась премьера постановки Льва Додина «Пиковая дама» с её участием.

В нашем театре она уже провела собрание оперной труппы, посмотрела спектакли. Это очень опытная артистка, уникальный вокалист, уверен, она, безусловно, поможет нам в дальнейшем развитии и формировании труппы. Лариса Ивановна приехала с горячим желанием помочь и относится к певцам как к детям, это очень важно. Труппа, в свою очередь, приняла ее очень тепло.

О культурной жизни современной России

Сегодня в культурной жизни нашей страны происходят глобальные, я бы сказал «тектонические» сдвиги. Ещё несколько лет назад сложно было представить, что Зубин Мета, один из старейших представителей дирижёрской касты, руководивший Венской оперой, Нью-Йоркским филармоническим оркестром, приедет на Байкал и даже окунётся в священное озеро. Благодаря тому, что Денис Мацуев, в хорошем смысле сумасшедший человек, подвижник российского искусства, пригласил Израильский филармонический оркестр вместе с самим маэстро Метой на фестиваль «Звёзды на Байкале» в Иркутск, это стало реальностью. Приезд музыкантов такого уровня говорит о том, что с нашей культурой всё хорошо, а значит и в стране всё хорошо.

О музыкальном фестивале «Приморский ключ»

В ближайшее время симфонический оркестр нашего театра ожидают гастроли по Приморью — традиционный музыкальный фестиваль «Приморский ключ», который проходит под личным патронажем губернатора Владимира Миклушевского. Это наша совместная работа. Три года назад всё начиналось с того, что я предложил провести концерты в нескольких городах края. Владимир Владимирович, в свою очередь, предложил посетить не только два города, а проехать по всему Приморью. Мы оттолкнулись от идеи «Пасхального фестиваля», в рамках которого маэстро Гергиев даёт концерты по всей стране, и решили сделать небольшой фестиваль по краю. Это важный и нужный проект, ведь во многих городах и посёлках Приморья никогда не звучала симфоническая музыка. Теперь, вот уже три года подряд, звучит. Например, в прошлом году мы играли сочинения Рихарда Штрауса, которые сложны в исполнении и не так просты в восприятии, в посёлке Терней. Эти произведения редко звучат в России, ещё несколько лет назад было невозможно представить, что их услышат жители посёлка Терней в исполнении симфонического оркестра.

Сегодня считаю невероятно важным нести и развивать культуру в самых отдалённых уголках края, открывая то, чем живут в столичных городах.

О недопустимости культурных санкций

Уже 29 сентября в австрийском городе Линц состоится Большой концерт русской музыки объединённого симфонического оркестра Линца и Владивостока. Это большая культурная акция в масштабах международной политики. Сегодня много говорят о якобы противостоянии Запада и России, Европы и России. Но большинство людей убеждены, что культура — это тот мир, в котором санкции невозможны, она может быть надёжным, прочным мостом между Россией и Европой. Отмечу также, что Линц, в котором находится одна из наиболее известных концертных площадок Австрии (открывал её Герберт фон Караян), уже давно является культурным партнёром Владивостока.

В прошлом году мы выступали там с нашим оркестром, а сейчас объединённые силы оркестров двух стран на время сотрут существующие границы, исполнив музыку Чайковского и Рахманинова.

Таким образом, наш оркестр сегодня становится посланником культуры не только в России, но и за рубежом. Важно объяснять зарубежным коллегам, что Владивосток – это форпост русской культуры, пусть и отдалённый (если смотреть со стороны Запада), но не менее сильный.

Источник: Елена Сабинина, специалист по связям с общественностью Приморского театра оперы и балета

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!