Первый Владивостокский урбанистический

На острове Русском состоялся форум о расширении границ города и перспективах его развития

23:32, 16 ноября 2014 Политика
57d1efe10f6107c562fcd14ee351e8d7.jpg

14 и 15 ноября в конгресс-центре ДВФУ на острове Русский состоялся первый Владивостокский урбанистический форум «Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития». Инициатором его проведения выступил глава Владивостока Игорь Пушкарев.

В нем принимало участие около 300 экспертов, ученых, специалистов-практиков в области архитектуры, дизайна, градостроительства, транспорта и логистики, экологии, а также экономистов, социологов, журналистов. Гости приехали из Москвы, Токио, Санкт-Петербурга, Янцзи, Хабаровска, Пусана и ряда других городов.

Открыли форум глава города ВладивостокаИгорь Пушкареви ректор Дальневосточного федерального университетаСергей Иванец.

С президентским напутствием

Символичным выглядит тот факт, форум неожиданно получил напутствие президента Российской Федерации Владимира Путина. За день до его открытия Владимир Владимирович осматривал на Русском сам кампус университета, его лаборатории, студии и аудитории. Проходя мимо стенда о предстоящем мероприятии, глава государства поинтересовался его повесткой. Ему вкратце сказали о том, что на форуме будут доклады, дискуссии и обмен мнениями о путях дальнейшего развития Владивостока. Президент высоко оценил идею и пожелал его участникам плодотворной работы. Об этой не афишированной «путевке в жизнь» журналисту «В» рассказали информированные источники.

Зато ожидаемой оказалось приветственное послание первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. Для него наш город стал второй малой родиной: несколько лет он курировал строительство объектов саммита АТЭС, в соединении морской пехоты ТОФ в Снеговой пади проходил срочную службу его сын, а все саженцы для своего дачного участка в Подмосковье Игорь Иванович покупает в одном из пригородных питомников в Кипарисово.

«Владивосток несомненно занимает лидирующие позиции по реализации программы по развитию Дальнего Востока, утвержденную президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Как продолжение начатого преобразования в 2007 году в рамках подготовки города как центра международного сотрудничества России со странами АТР, сегодня в нем и в Приморье в целом реализуются новые крупные проекты, в том числе при поддержке государства, министерства РФ развитию Дальнего Востока. Ведется работа по созданию ТОРов – территорий опережающего развития, которые являются элементами нового экономического пространства и градостроительства. Именно они являются главной темой первого Владивостокского урбанистического форума «Агломерации трансграничья для стабильности и соразвития».

Радует, что в нынешней программе развития Владивостока учтены современные тенденции градостроительных разработок. Уверен, что нынешний форум станет очередным шагом на пути города к развитию и процветанию».

Еще одним сюрпризом стало присутствие на форуме первого заместителя министра по развитию Дальнего Востока Александра Осипова. Он бросил все дела и неожиданно для всех приехал во Владивосток, чтобы принять участие в столь важном для всей тихоокеанской России мероприятии.

- Эта встреча крайне важна для всего Дальнего Востока, для создания первой в регионе агломерации, - сразу же отметил Александр Михайлович. - Поэтому говорю о своей признательности участникам, приехавшим из разных городов Российской федерации и соседних зарубежных стран.

На сегодняшний день основными проблемами в мире являются глобализация, инновации и урбанизации. Все больше и больше одинаковых услуг под одинаковыми брендами, с общими качественными и количественными характеристиками продаются в мире, конкуренция на рынке запредельная, вызовам глобализации надо противостоять более качественными и доступными товарами. Соответственно компании должны быстро реагировать на вызовы, соответственно оперативно отвечать модернизацией и инновациями. Урбанизация охватывает всех – от всей страны до маленького поселка, это непрерывный процесс, им нужно научиться управлять и создавать условия для решения первых двух озвученных проблем.

Каким образом в развитии Дальнего Востока необходимо учесть данные тенденции? Мы поснимаем, что современный город является открытым местом для экономик, для движения капитала, в том числе и человеческого. Самые современные технологии и виды деятельности появляются в самых современных городах с самой современной комфортной средой. Задачи инфраструктурные, социальные и градостроительные надо решать в комплексе.

Одним из таких механизмов станут территории опережающего развития. В условиях Дальнего Востока с протяженными территориями и неразвитой инфраструктурой, слабо обжитой надо сконцентрировать на конкретных точках роста. Поскольку у федерального центра нет таких средств, чтобы взяться за весь необъятный регион (не размазывать ложку каши по тарелке), то придется работать точечно. В этих местах имеется потенциал для экономического, социального и жилищного развития.

В Приморье готовят к реализации 5 территорий опережающего развития. Первым в списке стоит остров Русский с образовательной, научной, исследовательской, культурной, выставочной, туристско-рекреационной видами деятельности. При этом компании и лица, которые возьмутся за данные направления, должны ориентироваться на страны АТР. К остальным ТОРам относятся нефтехимическая под Находкой, транспортно-логистическая и полимерная в Надеждинском районе, агропромышленная в Михайловском районе и портово-логистическая в поселках Зарубино, Славянка и Посьет Хасанского района. Все они находятся в доступной зоне Владивостока, поэтому будут работать в тесном контакте. Тем более, что столица Приморья находится между транспортными коридорами «Приморье-1» и «Приморье-2» из китайских провинций Хэйлунцзян и Цзилинь к нашим портам.

Таким образом, в глобальную экономику можно будет включить Владивостокскую агломерацию, а за счет современной градостроительной политики и благоприятной окружающей среды предоставить людям возможности для комфортного проживания. Для многих других проектов готовится механизм государственной поддержки с приоритетным финансированием. Их около 50, они охватывают здравоохранение, доступное жилье, образование, физическую культуру и спорт.

При этом региональные и муниципальные управленческие команды должны выйти на новый уровень работы. Не во всех субъектах федерации в полной мере готовы создать законы и условия для привлечения инвестиций. Со своей стороны заверю участников форума, что министерство по развитию Дальнего Востока приложит максимум сил и возможностей для создания условий роста экономики в регионах экономики, по привлечению в наши отделенные районы финансовых средств и по созданию комфортных условий для проживания дальневосточников.

«Дальневосточный Кронштадт»

С основным докладом «Путь события: подготовка саммита АТЭС как опыт модернизации инфраструктуры и формирования нового образа Владивостока» на форуме выступилИгорь Пушкарев. В этом выступлении был подведен итог изменений нашего города за последнюю пятилетку и определены ориентиры для развития агломерации всего южного Приморья.

Есть ли «жизнь» после мегапроекта, достаточно значимого для всей России. Речь идет о событиях после саммита АТЭС-2912. Для Владивостока, он, вне всякого сомнения, сыграл ключевую роль.

- Ярким свидетельством тому явилось неожиданное возникновение во Владивостоке накануне саммита АТЭС нового публичного пространства в лице только что построенного Золотого моста, - выделил событие Игорь Сергеевич. - В день его открытия 11 августа 2012 года на нем побывало несколько десятков тысяч человек, после чего ни одна из по-настоящему праздничных дат не обходится без шествия и массового гуляния по мосту, превратившегося в новую местную ценность. Не менее любимыми у горожан и гостей стали площадка бывшего Владивостокского военного порта, а ныне «Набережная Цесаревича» или набережная в бухте Аякс на территории кампусе ДВФУ, переданная с учетом общественного мнения на муниципальный баланс. Это в дополнение к множеству благоустроенных скверов, набережных, дворов.

Владивосток – особый случай. Самой историей предначертано проведение здесь важнейших событий. Прием саммита во Владивостоке лишь обозначил новый уровень еще незавершенного обустройства «Восточных ворот России», которым в следующем году исполняется лишь 155 лет.

Специфика Владивостока заключается в том, что речь идет о площадке, целенаправленно формируемой федеральной властью в качестве инструмента полноценного участия России в интеграционном взаимодействии со странами Восточной Азии и АТР.

Нельзя забывать, что Владивосток продолжает обеспечение национальной безопасности страны, также как и в былые годы выполняет роль международного транзитно-транспортного узла. Город по-прежнему сочетает в себе икрепость, ипорт.

Владивосток стремится быть привлекательным и управлять этим, Именно в этих обстоятельствах реализуется целый ряд проектов, нацеленных на создание сектора высокотехнологической переработки природных ресурсов, «умной» энергетики, современного машиностроения и т.д. Приходится констатировать, что популярная в Европейской России «постиндустриальная» рамка на российском Дальнем Востоке требует переосмысления. Очевидно, что индустриализация здесь еще не достигла необходимого уровня. Поэтому мы заботимся не только о привлекательности для туристов и развитии сектора услуг, но и о трансферте знаний, позволяющих осуществить полноценную, технологически состоятельную модернизацию. В этом процессе Владивосток должен сыграть ключевую роль!

Показательно, что саммит принимался в специально построенном кампусе Дальневосточного федерального университета, расположенном на острове Русский. Вручая символический ключ от него студентам и преподавателям ДВФУ, Президент РФ В.В. Путин выразил надежду, что с их помощью университет станет «магнитом», притягивающим не только отечественных специалистов, но и соседей по АТР. Для повышения привлекательности этого места, в скором времени здесь планируется учредить одну из территорий опережающего социально-экономического развития. Очевидно, что «Дальневосточный Кронштадт» обретает новый статус, требующий как нового видения, так и нового образа, поддерживаемого соответствующей пространственной организацией.

На протяжении долгих лет Владивосток, основанный как военный пост на самом острие вновь присоединенного к России клина между Японским морем и Китаем, на южной оконечности полуострова Муравьева-Амурского, готовился к атаке с моря и осаде со стороны материка. Он стремился основательно укрепиться, расширяя фортификационные сооружения на горы и берега даже за Амурским и Уссурийским заливами. Русский остров служил ему надежной защитой.

Решение пограничных вопросов и новая военная доктрина РФ существенно изменили требования к безопасности, сделали их также «высокотехнологичными». Но Владивосток и прилегающие к нему поселения Южного Приморья все еще остаются заложниками своей прежней истории. Поэтому недостаточно оценить «уникальный природный, ландшафтный, туристический и экономический потенциал Владивостока и Приморья», необходимо принять в расчет позитивный опыт и познавательные традиции, сложившиеся здесь в ходе истории взаимодействия России со странами данного региона, в полной мере использовать потенциал наработанных за это время трансграничных связей.

Очевидно, что для полноценного использования своего уникального задела в новых геоэкономических и мирополитических обстоятельствах Владивостоку также необходимо, прежде всего,по-умному открыться, вырвавшись из состояния «полуизоляции» на полуострове, с трех сторон окруженном водами обширного залива Петра Великого, — обеспечить связность и сплоченность территорий российского Южного Приморья в формате трансграничной агломерации.

А это возможно только путем создания новой транспортной инфраструктуры. Только так можно реализовать современное преимущество нашего местоположения – фактически в полукольце крупнейших экономик мира, когда в часе лёта, в радиусе тысячи километров, проживает более 400 млн. человек. В этих обстоятельствах – огромный ресурс нашего качественного преображения, нашего вхождения в региональную сеть «глобальных городов» в интересах всей России!

Благодаря реализации специальной государственной подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Владивосток значительно расширился на юг – на остров Русский. Но для осуществления своей международно-коммуникативной миссии и роли транспортно-логистического узла мирового уровня этого явно не достаточно.

Продолжая освоение острова Русский, укрепляя Владивосток на материковом корню и развивая его северные участки, важно использовать имеющийся потенциал и для обустройства западного берега Амурского залива. Городская территория включает не только полуостров Песчаный, но и распространяется вглубь Хасанского района, значительно приближаясь к российско-китайской границе, расположенной на расстоянии всего 28 км. Не стоит забывать и про восточный берег Уссурийского залива, где есть все предпосылки для создания как нового порта для сыпучих грузов, так и крупнейшего продовольственно-логистического хаба. Очевидно, что этой «всесторонности» требует логика развития Владивостока как центра международного сотрудничества!

Эксперты предсказывают городу большое будущее

Идеи, высказанные в докладе главы города, нашли свое продолжение в последующих выступлениях отечественных и зарубежных ораторов. Речь шла о дальнейшем развитии города и амбициозных проектах, которые позволят Владивостоку стать транспортно-логистическим узлом мирового уровня и центром международного экономического и культурного сотрудничества.

Интересные выступления прозвучали на первом пленарном заседании «Региональные тренды урбанизации. Модели формирования глобальных городов на основе агломераций». Свое видение современных мегаполисов высказали директор Института опережающих развитий им. Шифферса из МосквыЮрий Громыко, губернатор Яньбянь-Корейского автономного округа КНРЛи Цзинхао, заместитель начальника управления по планированию размещения промышленных объектов мэрии города Пусан (Республика Корея)Ким Санг Вон, профессор университета окружающей среды из Тоттори (Япония)Чонг Хон Сян.

В рамках второго пленарного заседания «Агломерации и создание трансграничных мультиинфраструктур соразвития» состоялись выступления советника президента ОАО «РЖД» Михаила Байдакова, генерального директора ОАО «ДНИИМФ» Ярослава Семенихина, председателя дальневосточной ассоциации «Корея – Россия», президента Корейского фонда образования и культуры, почетного гражданина Владивостока Чанг Чи Хек и других экспертов.

О современном подходе к вопросам градостроительного развития южной части Приморья и городском планировании шла речь на третьем пленарном заседании «Региональный опыт проектирования агломераций и новая концепция генерального плана Владивостока». В числе выступающих здесь были первый заместитель главы администрации города Владивостока Алексей Литвинов, президент компании «Michi Creative City Designers Inc.»

Коно Мичинага из Токио, руководитель мастерской ОАО «Российский научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики Евгений Юденич, начальник отдела городского развития мэрии японского города Тоттори Фудзии Мицухиро и остальные выступающие.

В финале Владивостокского урбанистического форума Алексей Литвинов поблагодарил всех участников от имени мэра ВладивостокаИгоря Пушкарева, отметив плодотворную работу форума.

- Это наш первый опыт в проведении подобного мероприятия. Судя по отзывам, форум удался. Мы надеемся, что нам удастся сделать постоянными такие мероприятия. Спасибо за участие и плодотворную работу на форуме на благо Владивостока.

Итоговый документ форума появится позже, поскольку продолжают поступать предложения его участников.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!