Вопреки падению цен на нефть бензин в России дорожает

Основной причиной ценового скачка является налоговая политика государства

11:37, 16 октября 2014 Политика
a4cb765d1353c571a205148770132bd1.jpg

Среднероссийские цены на бензин за минувшую неделю выросли на 9–11 копеек, говорится в материалах информационно-аналитического центра «Кортес». Топливо на заправках безостановочно дорожает уже пять месяцев. При этом сейчас мировые цены на нефть падают: стоимость барреля марки Brent на этой неделе упала до многомесячного минимума – 89 долларов за баррель. Опрошенные «НИ» эксперты полагают, что снижение цен на углеводороды побуждает нефтяные компании компенсировать потерю экспортной выручки путем повышения цен на внутреннем рынке. Кроме того, свой вклад в стоимость автомобильного топлива в этом году вносит увеличение размера налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Государство препятствовать росту цен на АЗС, похоже, не намерено: бензиновые акцизы помогают наполнить бюджет, который трещит по швам.

Потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России с 29 сентября по 5 октября (более свежих данных пока нет) повысились, по подсчетам Росстата, на 0,3% в сравнении с предыдущей неделей. На 6 октября средняя потребительская цена бензина в среднем по стране составила 33,21 рубля (поднялась на 9 копеек в сравнении с данными на 29 сентября). Стоимость бензина марки А-76 повысилась на 3 копейки до 29,87 рубля. Цена бензина марки АИ-92выросла на 9 копеек и достигла 32,24 рубля. Бензин марки АИ-95 подорожал также на 9 копеек – до 35,02 рубля.

При этом ситуация сильно разнится в зависимости от региона. Быстрее всего автомобильное топливо дорожает в Сибири. В Красноярске с 11 октября ряд сетей автозаправочных станций резко подняли цены на некоторые марки бензина. Так, на АЗС одной из сетей стоимость литра бензина Аи-92 выросла на 14 октября с 30 до 31 рубля. Стоимость бензина марки Аи-98 выросла с 35,9 до 36,5 рубля. На 70 копеек выросла цена на бензин Аи-95, ранее она составляла 33 рубля. Власти ряда регионов Сибири, столкнувшихся с дефицитом бензина, вынуждены были просить ряд государственных компаний увеличить поставки независимым АЗС.

Участники рынка утверждают, что отгрузка топлива в октябре снизилась из-за вывода в ремонт местных НПЗ. Топливо в Сибирь поставляется в основном с трех нефтеперерабатывающих заводов – Омского, Ангарского и Ачинского. Ачинский НПЗ не выпускает товарных бензинов из-за аварии в июне, еще два завода ушли в сентябре на ремонт.

Между тем аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах, в частности в Нижегородской области. 10 октября цена на один литр бензина Аи-92 достигла отметки 32,24 рубля. Об этом сообщило Управление Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области. Если брать во внимание показатели прошлого месяца, то 10 сентября 2014 года один литр бензина Аи-92 стоил всего 31,8 рубля. Таким образом, за месяц стоимость литра того же бензина увеличилась на 44 копейки.

Основной причиной ценового скачка на бензиновом рынке является налоговая политика государства, утверждают опрошенные «НИ» эксперты. Уже официально заявлены планы правительства России о ступенчатом повышении налогов и акцизов на добываемые полезные ископаемые. Нефтяные компании пытаются «отыграть» потерянную прибыль на рынке автомобильного топлива. При этом падение цен на нефть на мировых биржах не сдерживает, а напротив – стимулирует этот болезненный для отечественных автолюбителей процесс.

«Цены на бензин продолжат рост для компенсации компаниями снижения стоимости сырой нефти на мировом рынке: выпадающие доходы компаний на внешнем рынке в соответствии с нормальной практикой бизнеса будут компенсироваться на других рынках. В частности, на внутреннем», – сказал «НИ» экономист Владислав Гинько, преподаватель РАНХиГС. Между тем эксперт напомнил, что эти компании являются одними из главных плательщиков в бюджет, из которого финансируются социальные расходы. «Низкие цены на бензин в итоге могли бы угрожать не только платежеспособности компаний – производителей топлива, но и стабильному пополнению доходной части бюджета», – считает г-н Гинько.

Цена на нефть на мировом рынке оказывает прямое влияние на доход бюджета страны от экспорта, следовательно, в такой ситуации правительство не пойдет на снижение акциза на бензин, поскольку задача стоит противоположная – компенсировать потери бюджета от снижения мировых цен на «черное золото», а налоги и акцизы – это единственная составляющая розничной цены нефтепродуктов, изменение которой может повлиять на конечную цену бензина. Такую логику обрисовал в разговоре с «НИ» председатель комитета по ТЭК Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Тарабарин. «Поэтому ожидать снижения цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке на фоне снижения мировых цен на нефть не следует, в среднесрочной перспективе цены на бензин будут умеренно расти на уровне 1,5–2% в год», – прогнозирует эксперт.

В этом году стоимость автомобильного топлива на заправочных комплексах страны постепенно повышается и по причине увеличения размера НДПИ. Доля этого налога в цене бензина в последние годы неуклонно увеличивалась, и если пять лет назад она находилась на отметке 15%, то сейчас составляет около 20%, напомнила в разговоре с «НИ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. «Кроме того, в соответствии с повышением экологических требований к бензину НПЗ вынуждены проводить модернизацию предприятий. Издержки, как водится, перекладываются на плечи рядовых потребителей», – отметила эксперт.

История с бензином напоминает «бородатый» анекдот из советских времен: «Дядя Петя пьет водку всего в двух случаях – когда на столе есть квашеная капуста и когда на столе нет квашеной капусты». Российский бензин дорожает всего только в двух случаях: когда цена на нефть растет и когда она падает.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!