Стремительный марш-бросок на прошлой неделе по югу Дальнего Востока руководителя администрации президента РФ Сергея Иванова совместно с вице-премьером – полномочным представителем президента РФ в ДФО Юрием Трутневым озадачил экспертов. Корреспондент «В» попытался разобраться в мотивах визита. Вот что из этого получилось.
Политика
Командировка VIP-персон началась с посещения Курил. И совпала с открытием на Итурупе современного аэропорта и глубоководного причала. Еще одним знаковым совпадением стало проведение на островах одного из элементов масштабных военных учений «Восток-2014». Теперь в случае угрозы нападения на Курилы Россия может перебросить на Итуруп по воздуху или по морю любую армейскую или авиационную группировку, а к пирсу может пришвартоваться любой крупный корабль.
Хотя поездки в Сахалинскую область Сергея Иванова и Юрия Трутнева могло и не быть. Они могли запросто оказаться в соседней Японии, случись в эти же сроки поездка президента России Владимира Путина в Страну восходящего солнца. Однако официальный Токио накануне отозвал приглашение на визит нашего главы государства. Якобы, из-за ситуации на Украине.
Но поскольку в планах числилась поездка к берегам Тихого океана, она и состоялась. Япония отреагировала нервно. Токио отправила ноту протеста Москве. На что глава президентской администрации РФ Сергей Иванов отметил, что к заявлениям Японии по поводу его визита на Курилы, он относится, как к ритуальным танцам.
«Это как ритуальные танцы: я туда езжу, выслушиваю сожаления… Я снова туда поеду. Я уже был на Курилах четыре раза, и каждый раз японские власти негативно реагировали на эти визиты. Но посещаю Курилы не с политическими целями. Люди довольны — наши, россияне, которые там живут. Все остальное для меня, как говорят дипломаты, иррелевантно», — резюмировал он.
Экономика
После поездки на острова высокие гости прибыли во Владивосток. Главной целью стало посещение завода «Соллерс» и совещание по поводу создания в столице Приморья территории опережающего развития. На базе завода планируется в ближайшие 2-3 года создать мощную промышленно-экономическую зону. Увеличить объем собираемых автомобилей с левым рулем. А за счет роста количества снизится цена на «отечественные иномарки». Тогда они станут более привлекательными для дальневосточных покупателей.
При этом у властей нет планов по запрету праворульных автомобилей в России. Сергей Иванов даже сделал официальное заявление: «Я эти слухи слышу каждый год, когда приезжаю в Приморье, а это последние 15 лет. Никаких планов по запрету праворульных автомобилей нет. Мы идем по другому пути — делаем свои машины конкурентоспособными. В Приморье никогда не было автомобилестроения. Теперь оно есть. Приморское производство имеет выгодное расположение, цех находится в непосредственной близости как от моря, так и железной дороги».
Экология
Еще одно совещание во Владивостоке было посвящено вопросам экологии. Речь шла о создании доступной среды для роста популяции дальневосточного леопарда на Хасане. Для этого надо как можно скорее ввести в строй Нарвинский тоннель на юго-западе края на автомобильной трассе Раздольное - Краскино. Руководитель президентской администрации был на этом перевале пять лет назад и прекрасно понимает его значимость
«Сейчас есть определенное отставание от срока. Мы сегодня обсудили меры, которые позволят завершить стройку в следующем году. Приморские автомобилисты смогут пользоваться тоннелем. А дикие кошки будут передвигаться через хребет по ареалу без опасности оказаться под колесами машины», — отметил Сергей Иванов, который курирует данную стройку.
К экологической теме относится и стартовавший во Владивостоке рейс к берегам Курил и Японии научно-исследовательского судна «Профессор Хлюстин» для изучения последствий от аварии на АЭС «Фукусима-1». Проводить его в плавание пришел на причал морского вокзала глава администрации президента России. По словам Сергея Иванова, мы эту тему будем мониторить и деньги на это будем тратить.