Становление банковской системы в Приморье

В процессе реформы ставилась задача перевести на самоокупаемость отделения спецбанков

13:59, 11 июля 2014 Интервью
f64e3c3dfa70495cac71c85b3bed4b27.jpg

13 июля 1990 года Верховный совет РСФСР принял Постановление «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики», которое определило современный статус Центробанка и положило начало двухуровневой банковской системе России. В связи с очередной годовщиной этой значимой вехи в экономике государства корр. "VladNews" побеседовал с человеком, который подготовил Постановление и сыграл ключевую роль в становлении банковской системы Приморья и России, – начальником Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Приморскому краю Виктором Владимировичем Рудько-Силивановым.

– Виктор Владимирович, возглавив Приморскую краевую контору Госбанка летом 1987 года, Вы оказались в эпицентре коренных преобразований в отечественной экономике, стояли у истоков становления новой банковской системы страны. Было ощущение, что Вашими руками в данный момент вершится история государства?

– Еще в конце 1986 г. руководство страны взяло курс на построение эффективной экономики, непременным условием которого стало осуществление радикальной реформы управления и всего хозяйственного механизма. Главная ставка была сделана на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление предприятий всех отраслей экономики. Особое значение придавалось перестройке финансово-кредитной системы страны. Я возглавил Приморскую краевую контору Госбанка 2 июля 1987 года, а 17 июля было принято постановление Центрального комитета коммунистической партии СССР (ЦК КПСС) и Совета Министров «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики».

В результате были образованы новые государственные специализированные банки с учетом особенностей сфер их деятельности в народном хозяйстве. В конце 1987 г. из состава Приморской краевой конторы выделились филиалы специализированных банков – таких, как Агропромбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР. Они и должны были обеспечить кредитно-расчетное обслуживание экономики края.

В процессе реформы ставилась задача перевести на самоокупаемость отделения спецбанков, расширить их права при сохранении централизованной системы управления банками. Однако это оказалось невозможным, потому что не было четкого разграничения ресурсов, которыми банки могли бы распоряжаться. К тому же деятельность системы специализированных банков пришла в противоречие с нарождающимися рыночными отношениями. Неразберихи было много, особенно в организации расчетов.

– Пытались как-то повлиять на происходящее в пределах своих полномочий?

– Я, как и все неравнодушные граждане,пытался повлиять на ход событий. Это нашло отражение в моих критических статьях, опубликованных в главной на тот момент газете страны. 7 декабря 1988 года в газете «Правда» на второй странице появилась статья «На всякого мудреца … (У семи банковских нянек дитя осталось без глазу)». 29 июня 1989 г. в том же издании была напечатана вторая статья«Аппарат для ….». Третья статья «Вода воду не давит» должна была выйти 15 марта 1990 года, но в это время отдел экономики газеты возглавил Егор Тимурович Гайдар и материал не был опубликован. Хотя его предшественник Парфенов уже успел подписать гранки. Статьи были своевременными и получили серьезный резонанс. Они повлияли на оценку реформирования банковской системы страны и выявили очевидность пересмотра ее осуществления.

– В своих статьях Вы как раз говорили о необходимости создания двухуровневой банковской системы, которая отвечает потребностям развития товарно-денежных отношений, рынка: национальный банк и коммерческие банки. При этом Госбанк получал статус единого эмиссионного, кредитно-расчетного и кассового центра страны. Однако правительство пыталось сохранить централизованный контроль за финансами…

– 1988-1989 гг.– достаточной сложный период в экономической жизни СССР.Вместо реальных преобразований всего хозяйственного механизма были предприняты попытки изменить только оплату труда, схему распределения дохода предприятий и частично модифицировать планирование. В этих условиях предприятия, перешедшие на хозрасчет, без труда увеличили заработную плату за счет повышения оптовых цен, производства выгодной, прибыльной продукции, введения льготных нормативов оплаты труда. Распределительный механизм позволил увеличить доход, прибыль, фонд оплаты, не наращивая объемов и производительности труда, не улучшая качества продукции, не снижая издержек.

Наблюдалось увеличение разрыва между денежными доходами и расходами населения, значительными темпами росло незавершенное производство, эффективность общественного производства падала. В 1988-1989 гг. эти показатели резко ухудшились. Сигналы о нарушении сроков выплаты заработной платы поступали в вышестоящие органы по всей стране. Приморский край не был исключением.

На счетах у предприятий не было средств. Платежеспособный спрос приморцев в начале 1989 г. составлял 2,3 млрд. рублей, при этом согласно данным НИИ Минторга СССР, лишь 25% вкладов населения были предназначены для последующей реализации, а остальные75% возникли в результате дефицита и диспропорции в экономике. Дефицит баланса денежных доходов и расходов в крае составил 55 млн. рублей.Одной из причин являлось опережение темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда. В 1988 г. темпы роста заработной платы в 3 раза превышали темпы роста производительности, из-за чего выплата заработка превысила запланированный баланс денежных доходов и расходов на 82 млн. рублей. За период с 1986 по 1988 год «лишней» зарплаты было выплачено на сумму 170 млн. рублей. То есть фактически происходило «самопоедание», и заработать деньги было легче, чем их потратить.

Надо отметить, что Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 15.03.1989 г. № 231 «О мерах по финансовому оздоровлению экономики и укреплению денежного обращения в стране в 1989-1990 годах и в тринадцатой пятилетке» на банки была возложена обязанность поквартального контроля за соблюдением соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы. Банки анализировали плановые документы предприятий и в случае диспропорции предлагали устранить ее, а до тех пор не выдавали зарплату, либо выдавали ее в пределах нормативного соотношения. Следует особо подчеркнуть, что в этой экстремальной ситуации случаев задержки зарплаты по вине банков не было – Приморская краевая контора Госбанка в это сложное время самолетами доставляла в регион наличность, чтобы своевременно обеспечить приморские банки средствами для выплаты заработной платы работникам предприятий, имеющих денежные средства на счетах.

– Какие еще законодательные меры принимались в этот период?

– Значимым событием в экономической жизни страны стал Закон «О кооперации в СССР», принятый 26 мая 1988 г. Он дал мощный стимул развитию коммерческого банковского дела. Кооперативы получили полную хозяйственную самостоятельность при организации производства, оплате труда, реализации продукции, распределении прибыли. Происходило массовое образование кооперативов, чаще всего путем выделения на самостоятельный баланс структурных подразделений крупных государственных заводов, фабрик и строительных организаций.

Союзы кооперативов получили право создавать хозрасчетные отраслевые и территориальные кооперативные банки. По существу, они являлись разновидностью коммерческих банков и отличались, прежде всего, величиной уставного капитала, а также организовывались преимущественно для обслуживания кооперативов.Если коммерческий банк должен был иметь уставный фонд не менее 5 млн. рублей, то кооперативный – 0,5 млн. руб. При этом устав банка в обязательном порядке регистрировался в Государственном банке СССР.Практически сразу после принятия закона начали создаваться новые банки. Число их стремительно росло.

В ноябре 1988 года у нас появился первый коммерческий банк – «Приморский территориальный кооперативный банк». Он, кстати, функционирует до сих пор, но уже как Приморский территориальный коммерческий банк, имеющий лицензию Банка России от 13.12.1991 г. за номером 21. Сегодня этот банк возглавляет Дмитрий Леонидович Грицай.

Перестройка экономики сопровождалась ликвидацией системы централизованного материально-технического снабжения. Это породило обширную сеть посреднических и торговых организаций. Резко возросла потребность в банковских услугах, в эффективном и оперативном кредитно-расчетном обслуживании.

Правительство СССР предприняло новую попытку сохранить централизованную систему банков, усовершенствовав ее. Для этого 31 марта 1989 г. было принято Постановление «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование». Здесь имелась в виду перестройка системы специализированных банков. Последние из контролеров деятельности предприятий должны были стать заинтересованными и надежными партнерами, обслуживающими клиентов. Филиалы государственных банков переводились на самоокупаемость, основным показателем их деятельности должна была стать прибыль.

В связи с этим решением на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В апреле 1989 года в Приморском крае появился коммерческий «Востокинвестбанк». Банки создавались предприятиями в альтернативу спецбанкам, так как качество обслуживания у них было лучше, чем они привыкли обслуживаться в Госбанке. Мы старались обеспечить конкуренцию в банковском секторе, имея в виду улучшение обслуживания и снижение процентных ставок по кредитам.

– Каково Ваше непосредственное участие в разработке нового банковского законодательства?

– Летом 1990 года Валерий Скрипченко, в то время народный депутат Российской Федерации от Свердловской области, заместитель председателя Комиссии Совета республики Верховного Совета РФ по бюджету, планам, налогам и ценам, выполняя поручение IСъезда народных депутатов, предложил мне и группе самых подготовленных профессионалов принять участие в разработке документов по созданию самостоятельной российской банковской системы. Официальное приглашение я получил от возглавлявшего тогда республиканскую контору Госбанка СССР Олега Николаевича Тарасова. К работе были привлечены управляющие областными банками: Сорвин С.В., Пигилова Т.А., Широкий А.И., Соколов А.Б., заместитель управляющего Российской республиканской контрой Госбанка СССР Вадилов С.А.

В Москву мы приехали в начале июля. Начали работать с депутатами В. В. Скрипченко и В. П. Рассказовым. Потом встречались с председателем комитета по бюджету Ю.М. Ворониным, председателем российского Совмина И.С. Силаевым, спикером парламента Р.И. Хасбулатовым. Всё это происходило в течение недели перед принятием Постановления президиума Верховного Совета РСФСР о передаче банков под юрисдикцию РСФСР «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики» (принят 13 июля 1990 г.).

Накануне, 12 июля, на XXVIII съезде КПСС Борис Николаевич Ельцин вышел из КПСС, настроение у него было плохое.

Работа над документом была коллективная. Каждый вносил предложения по тексту формулировки, которые всеми обсуждались. Документ сразу готовился как постановление об организации Госбанка РСФСР, но Ельцин решил, что это должен быть Закон, чтобы Горбачёв не мог его отменить!

13 июля был последним днём заседания Верховного совета перед каникулами. Вопрос должны были слушать первым, но по каким-то причинам рассмотрение откладывали.

Около 12 часов нас пригласили в большой кабинет, находящийся рядом с залом заседания. Там уже были Хасбулатов, Воронин, Явлинский, Скрипченко, Рассказов. И Руслан Имранович нас спрашивает: «Что будем делать с законом?» Мы удивились такой постановке вопроса, было ведь решение принимать! Тем более мы должны выполнять решение IСъезда народных депутатов. «Если вы хотите управлять экономическими процессами, если хотите, чтобы ваши указания выполнялись — то закон должен быть принят!» — аргументировали мы. Накануне уже акционировался Жилсоцбанк СССР, готовились к акционированию Промстройбанк СССР и Агропромбанк СССР. После этого обращать внимания на республики никто не будет! «Что Вас смущает, Руслан Имранович?» — спрашиваем. «Юридическая чистота документа!» — ответил Хасбулатов. У нас она сомнений не вызывала, поэтому мы убедили его в правильности принимаемых решений. В результате определился компромисс — переработать документ из проекта закона в проект постановления.

В документе также была важная позиция «коммерциализация спецбанков осуществляется под административным подчинением Госбанка РСФСР». Категорически против этой формулы выступил тогдашний министр финансов России Борис Федоров. «Опять Госбанк тянет на себя одеяло! Я в такой редакции визировать документ не буду!» — заявил он, — «Акционирование должно происходить само по себе!». Как показал дальнейший ход истории, это была грубая ошибка, повлекшая за собой массу проблем и неразберихи в организации банковского и реального секторов как края, так и России в целом.

Против принятия был и Г. А. Явлинский. Он считал, что предварительно надо принять множество других законов — о земле, о собственности и т. д. А потом уже заниматься банковской системой!

Прямо перед объявлением перерыва мы подготовили новую версию постановления. Не успев размножить, передали её в президиум. Ельцин тут же предложил постановление принять. Борис Федоров стал возражать, говоря, что у него есть более важные проекты по денежному обращению и предложил вначале обсудить их. Но когда оказалось, что министр хочет предложить обсудить их «с листа», на слух, Ельцин отверг это предложение. Наш вопрос поставили на голосование. Он получил — 276 голосов «за». Было порядка 30 воздержавшихся.

Утром первым делом я поспешил проверить, опубликовано ли постановление в «Российской газете», так как после голосования Ельцин персонально просил Хасбулатова лично проследить. Найдя опубликованный в газете документ, я понял, что первый шаг сделан!

Осенью нас вновь пригласили в Москву. Тогда мы уже готовили Законы «О Центральном банке» и «О банках и банковской деятельности», принятые позже, в декабре 1990 года.

Потом пошёл период преобразования спецбанков в коммерческие. У нас, кстати, этот процесс прошёл достаточно цивилизованно. Конечно, чисто по-человечески были обиженные, было и сопротивление, но и крайисполкомом, и крайкомом КПСС поддержали принятые решения.

Так, 13 июля 1990 года в связи с переходом к рыночной экономике было принято постановление Верховного совета РСФСР «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики». В нём предусматривалась двухуровневая структура банковской системы: 1-й уровень Госбанк и его учреждения; 2-й уровенькоммерческие, акционерные и совместные банковские учреждения, работающие на коммерческих началах. Этот документ явился правовой основой для строительства банковской системы и ее деятельности в России.

- Сегодня на базе Центрального банка фактически создан мегарегулятор, который осуществляет надзор не только за банками, но и за фондовым рынком, деятельностью товарных бирж, страховой, микрофинансовой деятельностью, кредитной кооперацией, деятельностью брокеров и биржевых посредников. Центральный банк осуществляет надзорные функции в области аккумулирования и вложения средств, поступающих из пенсионных фондов. Предполагали Вы такое развитие событий, стараясь совершенствовать существующую банковскую систему в конце 1980-х годов прошлого века?

- На всех исторических этапах функционирование и задачи Центрального банка отвечают потребностям экономического развития государства. В период Перестройки государственный банк остро нуждался в реформировании, для того чтобы отвечать новым задачам рыночной экономики, и эти кардинальные изменения он успешно осуществил за достаточно короткое время – в 1990-х годах XXвека Центральный банк Российской Федерации уже полноценно выполнял функции регулятора банковской системы наряду с центральными банками ведущих мировых держав.

Сегодня ситуация в экономике создает многочисленные вызовы для банковской системы. Наряду с традиционными для банков рисками (кредитными, управленческими, операционными и т.д.) появились и новые риски, в том числе связанные с высоким уровнем неопределенности в текущей геополитической ситуации. Тем не менее, за годы работы Банка России банковский сектор страны превратился в упорядоченную и достаточно стабильную систему, способную успешно противостоять кризисным явлениям. Несмотря на непростой макроэкономический фон, в нынешнем году сохраняется высокая динамика развития российского банковского сектора, в основе которой лежит рост кредитования. Прирост активов, кредитов экономике, капитала банков по-прежнему существенно опережает прирост ВВП. Нормализуется динамика потребительского кредитования – она становится более сбалансированной. Это происходит и благодаря регулятивным мерам, принятым Центральным банком, и в силу более осмотрительной политики самих банков.

А вот финансовый рынок в России еще достаточно слабо развит, и здесь свою роль сыграют функции Банка России как мегарегулятора. Основной его целью на ближайшие годы будет являться внедрение единых регулятивных требований для финансового рынка, безусловно, с учетом его особенностей. Для этого потребуется довести качество регулирования и надзора за небанковскими финансовыми организациями до уровня, который уже есть в банковском секторе. При этом особое внимание Центральный банк будет уделять защите прав потребителей финансовых услуг – это очень важное направление нашей работы.

Сегодня, как и более двадцати лет назад, основными целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, гарантирование эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы страны. Из года в год Центральный банк проводит взвешенную политику, направленную на обеспечение развития экономики государства, ее стабильности и конкурентоспособности. В настоящее время есть все основания считать, что целевые ориентиры, определенные главным банком страны на сегодняшний день, как и в предыдущие годы, будут достигнуты. И, повторюсь, важно помнить, что основы успешного функционирования Центрального банка Российской Федерации, его результативной деятельности во благо экономики государства были заложены в историческом июле 1990-го года, когда Верховный совет РСФСР принял судьбоносное Постановление «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики»…

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!