Минсельхоз сделал выводы

Браконьеров решили запугать кодексом, а аграриев – поощрить субсидированием

16:34, 19 марта 2014 Политика
0f8e1d699c77d5d760a03b90ba0af62f.jpg

Поистине с кавалерийским наскоком инспектировал на этой неделе сельское хозяйство Дальнего Востока министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров. На каждый регион, включая совещания и поездки по агропромышленным районам, у Николая Васильевича уходило по одному дню и по одной теме. И только в Приморье министр за день «освоил» несколько проблем: в животноводстве и рыболовстве.

Рыболовство надо вывести на чистую воду

Во Владивостоке на площадке Тихоокеанского научно-­исследовательского рыбохозяйственного центра Николай Федоров провел совещание по противодействию браконьерскому промыслу в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. На него пригласили чиновников федерального и краевого уровня, представителей силовых структур, рыбацких ассоциаций и общественных организаций, наиболее крупных предприятий, а также ученых и журналистов.

– Президент России Владимир Путин поставил мне и моим коллегам задачу в кратчайшие сроки всеми законными способами противостоять ННН­-промыслу (нелегальному, нерегулируемому, незаявленному. – Прим. авт.), – подчеркнул в беседе с журналистом «В» министр сельского хозяйства РФ. – Владимир Владимирович обязал ответственных лиц докладывать ему еженедельно о проделанной работе и возникающих проблемах.

– Николай Васильевич, раз вы на повестку дня заявили только один вопрос о ННН­-промысле, значит, это самое наболевшее?

– Вы абсолютно правы. Проблемы браконьерства в рыбной отрасли характерны для всей России, но наиболее остро они стоят именно на Дальнем Востоке. Вопросы постепенно решаются, но не так быстро, как хотелось бы власти. Правительство разработало план противодействия браконьерству. Эту программу необходимо согласовать на местах и приступать к ее реализации.

На сегодняшний день объем браконьерской добычи водных биологических ресурсов на Тихом океане по разным оценкам достигает 30 миллиардов рублей в год. Сумма такая, что мириться с этим нельзя. Отрасль криминализирована до крайности. Конечно, это никого не устраивает. Ясно, что данный криминальный показатель нужно уменьшать в десятки раз по объемам вылова и объемам финансовой прибыли.

– А здесь, на месте, вы находите взаимопонимание с нашими рыбаками?

– Взаимопонимание с рыбаками и властью в регионе мы находим на уровне 90­95 процентов. Расхождения есть лишь в оценках нынешних реалий и способов достижения заданных целей.

Окончание. Начало на 1­й стр.

В Москве тоже понимают, что приморским рыбакам надо больше рыбы поймать и больше заработать. Ведь рыбаки кормят свои семьи и платят налоги во все бюджеты. А противоречия в нормативных документах создают лазейки для ущемления прав рыбаков, роста коррупции. Убрать эти коллизии, добиться взаимного интереса и должна наша совместная работа. К примеру, во Владивостоке прозвучала мысль создать кодекс корпоративной ответственности. В том числе исполнительной и законодательной ветвей власти, надзорных органов. Совместными усилиями мы сможем победить браконьерство. Уверен, прошедшее совещание принесет желаемые результаты. Пусть не вдруг, но позитивные.

– Николай Васильевич, поговорили вы здесь, нашли компромисс, и это хорошо. А реально что получится по итогам совещания?

– До десяти законопроектов выйдет до конца года. Они будут приведены в соответствие с нынешними реалиями, улучшены и уточнены. Также выйдет в свет до десяти постановлений правительства. И еще с десяток приказов Минсельхоза появится с нашей стороны. Будут учтены претензии и обиды добывающих и перерабатывающих организаций, ФСБ, пограничников, таможенников, санитарного надзора, да и самого министерства. В итоге выиграют и государство, и рыбаки, и потребители, покупающие готовую продукцию.

В 2014 году будет создана единая информационная база по всем направлениям. В том числе и по нарушениям закона, по коррупционной составляющей, по браконьерству, по недоработкам в экономике или логистике.

– А вот наши читатели считают, что, пока браконьерский улов попадает за границу, проблему не искоренить.

– А вы заверьте своих читателей, что и здесь мы не сидим сложа руки.

В 2013 году удалось достичь со всеми госорганами понимания в вопросе усиления уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов. В этом же году был заключен ряд соответствующих межправительственных соглашений с Японией, Кореей, Китаем. То есть с основными покупателями сырья в АТР.

Однако удовлетворения от проделанной работы нет. В текущем году принципиально важно приступить к масштабной борьбе с браконьерством, в том числе на международном уровне.

– В чем вы видите недоработки власти в борьбе с браконьерством?

– Участники обсуждения пришли к выводу, что в качестве направлений взаимодействия необходимо выработать совместные меры по достижению полной прозрачности во всех сферах рыбохозяйственной деятельности – от рыбодобычи до прилавка. Тем самым устраняются экономические основы для ННН­-промысла. Существуют узкие места в логистических цепях и как следствие – угрозы и попадание нелегальной продукции в легальный оборот.

Следующим направлением является реализация Росрыболовством совместно с правоохранительными органами плана проведения совместных контрольных мероприятий на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биоресурсов. Это позволит повысить эффективность работы в отношении незаконного оборота особо ценных видов водных биологических ресурсов, включая икру. Дорогого стоит проект по созданию рыбного кластера в регионе. Это приведет не только к дальнейшему развитию региона, но и увеличению экспорта рыбопродукции. Не сырья, а уже готовых продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Есть понимание, что федеральный центр все вопросы будет решать совместно с прибрежными регионами. Их в России 21. Будем создавать новые производства и рабочие места, строить холодильные мощности и выстраивать логистику. Все это объединим в одну ресурсную базу.

Животноводство вскормим деньгами и кормами

Продовольственную безопасность страны только за счет рыболовства не решить. Не меньшую роль играют растениеводство и животноводство. В ходе рабочей поездки по Приморью министр ознакомился с флагманами молочной и мясной сфер края. Это крупнейший животноводческий комплекс ООО «ХАПК «Грин Агро» в Ханкайском районе и свиноводческий комплекс ООО «Мерси Трейд» в Спасском районе.

– Николай Васильевич, только в Приморье агропромышленный комплекс получил за год дополнительно 2 миллиарда рублей в отличие от рыбной отрасли, которой финансово не помогают. А большой отдачи от аграриев приморцы не видят, объемы завозной продукции не снижаются.

– Насчет конкретных цифр по отдельному региону ничего сказать не могу. Хотя в целом по стране помощь сельскому хозяйству оказывается существенная. Ивы правы, что рыбаки получают значительно меньше. Но такое происходит в большинстве стран. Европа или Северная Америка действуют по такому же принципу. А насчет чувства неудовлетворенности со стороны населения не могу не согласиться. Не правы вы в том, что государство не помогает деньгами рыбакам. Только в рамках последней программы в федеральном бюджете за последние три года было заложено 12 миллиардов рублей. Из них рыбаки освоили только три миллиарда. А почему не взяли остальные деньги? Оказались ненужными? Или побоялись отчетности? Это более чем странно.

А вот в сельском хозяйстве, видимо, государство нашло нужные рычаги. Деньги осваиваются и приносят ощутимую пользу на местах. Кстати, программа по развитию отрасли по прошлому году консолидированно собрала 268 миллиардов рублей по всей России. Все деньги освоены, приносят прибыль. Объемы будут наращиваться.

– А на примере Приморья как это выглядит?

– Наверное, стоит рассказать читателям вашей газеты о приоритетном инвестиционном предприятии по выращиванию коров и содержанию дойного стада, созданию собственной кормовой базы, производству молока и молочных продуктов в селе Алексеевка Ханкайского района.

Реализация проекта началась в 2011 году. Толчком для его развития стал саммит АТЭС во Владивостоке, на котором был презентован Дальневосточный инвестиционный фонд. ООО «ХАПК «Грин Агро» как раз и стало первым проектом этого фонда. Между двумя структурами был заключен договор на выделение 1 миллиарда рублей – сумма совершенно немыслимая для сельского хозяйства Приморья под одно конкретное предприятие. В 2012 году работы по строительству современных коровников на побережье Ханки кипели вовсю. Комплекс строился на базе автоматической кормоподачи и индустриального доильного зала и оснащался шведским оборудованием.

Предприятие в августе 2012 года через ОАО «Росагролизинг» завезло племенной скот голштинской породы в количестве 899 голов. Эти коровы имеют хорошие показатели: суточный надой составляет от 25 до 35 литров в сутки на одну голову. Хозяйство охватывает весь производственный цикл: заготовку кормов, их хранение, переработку молока, реализацию в торговой сети. В следующем году сюда планируют завести еще 900 коров. Полным ходом идет строительство новых коровников. В планах компании – создание кормовой базы на собственных землях (13 тысяч га), строительство комбикормового завода с элеватором для обеспечения собственной потребности в качественных кормах. После завершения строительства там рассчитывают перерабатывать 10800 тонн молока в год. В итоге общее поголовье дойных коров составит 5400 голов.

– А вы знаете, что в Приморье литр местного молока стоит 70 рублей, а такое же по качеству и жирности, но привезенное из пострадавшего от наводнения Приамурья на 20 рублей дешевле?

– До недавнего времени отрасль в крае очень плохо развивалась. В этом году окажем дополнительную финансовую помощь из федерального бюджета. В виде увеличения срока субсидирования с 8 до 15 лет. И вместо 80 процентов будем субсидировать все 100 процентов кредита от ставки рефинансирования.

Проблем с сельским хозяйством на Дальнем Востоке еще много. Но есть с кого брать пример – с тех же аграриев Амурской области, где отрасль стала локомотивом всей экономики региона.

– Что скажете по поводу нового свиноводческого комплекса в Спасском районе?

– Это современный комплекс «Мерси Трейд» с собственной кормовой базой и бойней, перерабатывающим заводом. Потенциал таков, что со временем он в решающей степени обеспечит качественной продукцией само Приморье и другие регионы Дальнего Востока, а излишки продукции будет отправлять на экспорт в Азиатско­-Тихоокеанский регион. Это первый на Дальнем Востоке свинокомплекс на 24 тысячи голов, а в перспективе ожидается увеличение мощности предприятия до 500 тысяч голов. Подобное можно встретить только в Белгородской, Липецкой, Калужской, Воронежской областях.

На новом заводе собрались энтузиасты. Здесь будет создано 1200 рабочих мест – основа для высоких заработков жителей близлежащих территорий. В большинстве своем это приморцы до 30 лет. Но есть и приезжие. Из Башкирии, с Украины. И даже из Франции – парня зовут Мартин, в своей стране он не видит перспектив для развития свиноводства. Зато в Приморье ему есть где развернуться. Плодами труда животноводов смогут воспользоваться наши потребители.

Оба проекта мирового уровня. И это радует. Правда, конкретной даты, когда Приморье, до сего дня импортирующее мясо в огромном количестве, начнет его экспортировать, так и не назвали.

Источник: Николай Кутенких, РИА «VladNews»

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!