«Маски-шоу» для губернатора

Может ли Приморский край противостоять лесным пожарам?

11:49, 19 марта 2014 Происшествия
7121fa24b1cc48d5b5ed21cd82d85a1a.jpg

С 15 марта в Приморье введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС) в связи с лесными пожарами. Ранее режим ЧС муниципального уровня по аналогичной причине был объявлен в десяти районах края. В том числе Кавалеровском, Тернейском, Ольгинском, Шкотовском, Партизанском, Ханкайском, Хасанском. А также в городских округах – Дальнегорском, Находкинском, Артемовском и Уссурийском.

О непростой ситуации в Приморье с лесными пожарами и о том, как простаивает без дела дорогостоящая противопожарная техника, мы уже рассказывали в одном из предыдущих номеров нашей газеты (cм. «В» за 14 марта, материал «Игры с огнем»).

К сожалению, эта публикация оказалась пророческой: Приморье продолжает гореть, несмотря на заверение руководителя краевого департамента лесного хозяйства Валерия Чиркова о контроле над лесными пожарами и об их ликвидации в считаные часы. Это заявление, явно скороспелое, он сделал на пресс-брифинге 12 марта.

Потеряли контроль

…В прошлый уик-энд на территории Приморья бушевало 11 лесных пожаров. На их ликвидацию было брошено 79 человек и 18 единиц техники. Наиболее сложная обстановка до сих пор в Кавалеровском и Ольгинском районах, куда огнеборцам трудно добраться даже по воздуху. В субботу и воскресенье горели сопки на побережье бухты Тавайза. В понедельник утром стойкий запах гари уже ощущался во Владивостоке. Как говорится, доигрались…

Мы уже писали, что причин возникновения лесных пожаров несколько. Это бесснежная зима, неконтролируемый пал сельхозугодий и умышленные поджоги сухой травы. При этом каждый год площадь пожаров увеличивается. Так, если в 2007 году огонь уничтожил в Приморье 4,1 тысячи гектаров леса, то в 2008-м – уже 51,2 тысячи, а в 2009-м – 94,6 тысячи гектаров! Эти данные озвучены в краевой целевой программе «Охрана лесов от пожаров в Приморском крае» на 2011 – 2015 годы – документе, разработанном Управлением лесного хозяйства Приморья и утвержденном постановлением администрации ПК от 14 ноября 2011 года за № 285-па. Любой желающий может с ним ознакомиться на сайте краевой администрации. Но об этой программе чуть позже.

Как полагает начальник Артемовского лесного участка Владивостокского филиала казенного предприятия «Приморское лесохозяйственное объединение» (Приморское ЛХО) Григорий Бобренко, резкое увеличение количества лесных пожаров в Приморье и, соответственно, площадей сгоревших лесов – это следствие непродуманной реорганизации лесного хозяйства в крае в 2007 году. Когда были ликвидированы лесхозы, а на их месте создано казенное государственное учреждение «Приморское лесничество» (КГУ «Примлес»), которому и было передано имущество лесхозов. В 2008 году было образовано новое предприятие – КППК «Приморское ЛХО», коему Примлес передал часть ненужной техники. В основном неработающей и не подлежащей восстановлению, а также без документов, что не позволяет ее использовать.

– Когда разваливалось лесное хозяйство, я работал лесничим. Специалистов и грамотных руководителей уволили, а на руководящие должности поставили «эффективных менеджеров», до этого ни дня не работавших в лесной отрасли. В основном бывших военных. Как человек с двумя высшими специальными образованиями, я хорошо вижу причины сложившейся сегодня ситуации в лесном хозяйстве края. Это прежде всего растаскивание имущества лесхозов и массовое сокращение рабочей силы. После чего мы потеряли контроль над лесом, – считает Григорий Бобренко.

Где техника?

Согласно свежим данным краевого департамента лесного хозяйства, с начала 2014 года в Приморье произошло 177 пожаров, огненная стихия уничтожила около 10 тысяч гектаров лесного фонда. И это притом что в крае, по словам начальника владивостокской пожарно-химической станции (ПХС) Антона Ладыгина, полностью готовы все технические средства для тушения пожаров.

– Мы располагаем бульдозерами, предназначенными для организации противопожарных мероприятий в лесу, техникой для перевозки личного состава к месту возгораний, «КамАЗами» для перевозки бульдозеров, средствами пожаротушения. Техника приведена в готовность после зимнего хранения, – вещал на телевизионном канале ОТВ-Прим Антон Ладыгин не далее как 25 февраля текущего года.

При этом телекамера за его плечами действительно демонстрировала телезрителям красивые пожарные машины разных модификаций, мощные бульдозеры ЧТЗ-Б 10 М и ТЛП-4 М, а также аккуратно разложенные на земле новые импортные бензопилы Makita и ветродуйки, специальные устройства для тушения низовых пожаров. Съемка проводилась в поселке Шкотово на территории пожарно-химической станции № 3.

Увиденное на ТВ-экране впечатляло… и заставляло задуматься: если защитники леса «располагают» и «приведены в готовность», почему тогда Приморье горит?

Один из вариантов ответа на этот вопрос подсказали корреспонденту «В» сотрудники Приморского ЛХО. Оказалось, что противопожарная техника, показанная в сюжете о борьбе с лесными пожарами, выставочные экспонаты. По словам наших информаторов, ее здесь специально держат для показа начальству и журналистам. И на пожары она ни разу не выезжала.

Хотя эти лесопожарные гусеничные тракторы с бульдозерным оборудованием (ЧТЗ-Б 10 М и ТЛП-4 М) были приобретены еще в 2011 году по краевой целевой программе «Охрана лесов от пожаров в Приморском крае». Всего же четыре года назад для нужд лесного хозяйства Приморья было закуплено 25 мощных тракторов на общую сумму 108 млн 684 тысячи рублей. Тогда же, кстати, за 14 млн 450 тысяч рублей было приобретено пять седельных тягачей с полуприцепами, за 9 млн 50 тысяч – 11 малых лесопожарных патрульных комплексов на гусеничном ходу, два лесопожарных гусеничных вездехода за 10 млн 700 тысяч рублей. А также много иной дорогостоящей техники вкупе с 15 комплектами пожарно-технического вооружения.

Интересно, в каких лесах края воюют с огнем или прокладывают противопожарные полосы эти дорогостоящие машины на колесном и гусеничном ходу?

Деньги были – дорог нет

Каждый год на строительство в лесах Приморья дорог противопожарного назначения, на их обустройство, содержание, реконструкцию и уход, а также мониторинг пожарной опасности в лесах и собственно тушение лесных пожаров выделяются огромные деньги.

Эти мероприятия также часть краевой целевой программы «Охрана лесов от пожаров в Приморском крае». Она финансируется за счет субвенций и субсидий федерального и краевого бюджетов, а также из внебюджетных источников. Ее общий финансовый объем – 1 миллиард 539 млн 198 тысяч рублей, в том числе 260 млн рублей – краевые деньги. Только в 2014 году федеральная субвенция на нужды лесного хозяйства края составит более 370 млн рублей, из них более 100 млн рублей уйдет на охрану лесов от пожаров.

При таком раскладе наши леса, казалось бы, должны быть причесаны, ухожены и разделены на кварталы противопожарными минерализованными полосами, как рукотворный парк где-нибудь в Англии. А на каждом дереве должен висеть огнетушитель. Или на каждой поляне стоять бочка с водой и ящик с песком и лопатой. На самом деле мы имеем то, что имеем. И, судя по всему, будет еще хуже.

Как стало известно «В», в Шкотовском, Центральном, Петровском, Заводском и Артемовском лесничествах обустройство противопожарных минерализованных полос (противопожарные разрывы) последние три года проводилось Приморским ЛХО. И то в крайне малом масштабе из-за отсутствия техники и людей.

– Производство этих работ, как и тушение лесных пожаров, возложено на бюджетное учреждение «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» согласно краевой программе «Охрана лесов от пожаров в Приморском крае». Но краевой департамент лесного хозяйства из года в год заключает контракты на их выполнение с нашим предприятием «Приморское ЛХО». Хотя у нас для этого нет ни техники, ни людей. Сегодня под попечительством нашего Артемовского отделения – 7 тысяч 791 гектар Артемовского лесного участка, 8 тысяч 102 гектара Заводского лесного участка и 15 тысяч 893 гектара Артемовского городского округа. А в штате отделения – я да лесовод, который работает за семь тысяч рублей в месяц. Служебной машины у нас нет, езжу на своей видавшей виды «Королле». На тушение пожаров мы привлекаем людей со стороны по договорам. И каждый раз я иду с ними в лес и оглядываюсь: нет ли поблизости прокурора, – горько шутит Григорий Николаевич.

Окончание в следующем номере газеты «Владивосток»

Мнение

Как считают лесничие, оптимистичная информация о тушении лесных пожаров в Приморье с парашютистами и пожарными машинами, которую показывают по телевизору или размещают в Интернете, это «маски-шоу» для руководства края и обывателей. Это попытка сохранить хорошую мину при плохой игре.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!