Анатолий Буренко, первый директор Владгосцирка: «Дайте цирку работать!»

Заслуженный работник культуры РФ, человек, возглавлявший цирк во Владивостоке с 1973 по 1992 год, рассказал об истории Владивостокского цирка

14:40, 7 марта 2014 Общество
a23f93d08132e4fd347c1ece854af9d0.jpg

Сегодня Анатолию Макаровичу Буренко – 80 лет. Но он по-прежнему бодр и активен, несмотря на то, что вся его жизнь была связана с ответственной и нервной работой. Это именно он контролировал строительство здания Владгосцирка, закупал кресла в зрительный зал аж в Донецке (кресла служат до сих пор), формировал и вывозил цирковые группы за рубеж, делал Владивостокский цирк узнаваемым не только на территории СССР, но и за границей. Общий стаж руководства Владивостокским цирком у Анатолия Макаровича – 19 лет. Плюс еще почти шесть лет он руководил цирком в Иваново. Человек, отдавший четверть века цирковому искусству, имеет право на свое мнение.

В то время, как покидать Владивосток стало занятием модным и чрезвычайно перспективным, Анатолий Макарович продолжает жить во Владивостоке. Но самое главное – остается энтузиастом своего дела: когда несколько лет назад никому не было никакого дела до внешнего вида Владивостокского государственного цирка, именно он написал два письма Президенту России Владимиру Путину с просьбой повлиять на то, чтобы цирку выделили деньги на ремонт.

Ломакин приказал – Буренко выполнил

Имя Виктора Павловича Ломакина хорошо известно в Приморье. Это именно он управлял регионом на протяжении 15 лет – с 1969 по 1984 год в должности первого секретаря Приморского краевого комитета КПСС. Ломакин считался жестким и волевым руководителем, поэтому, если кого-то приглашали к «самому» на ковер, не сообщая причин, это вызывало тревогу. К июню 1973 года Анатолий Буренко уже восемь лет возглавлял Приморский театр юного зрителя (ТЮЗ). И в один из июньских дней ему раздался звонок из приемной Ломакина. Вызывали «наверх». Виктор Павлович не стал ходить вокруг да около: «Видишь, цирк строится? Давай, становись директором, достраивай и принимай!» Конечно, отказаться можно было: директор ТЮЗа - должность неплохая, обжитая, а цирк – там по стройке ходить надо, подгонять строителей, подсчитывать каждый кирпичик, проверять каждый сантиметр возведенных площадей. Как рассказал Анатолий Макарович, сегодня уже забыта роль многих строителей, а жаль – например, большой вклад в строительство сделали работники «Дальзавода». Тогдашний партийный и хозяйственный актив лично контролировал стройку, а дальзаводские рабочие были массово задействованы на стройке. Шутка ли – здание цирка на тот момент было самым большим в Советском Союзе. Кстати, для того, чтобы возвести здание Владивостокского государственного цирка, потребовалось взять банковскую ссуду в размере 4,5 миллиона рублей. Астрономическая по меркам СССР сумма. Как рассказал Анатолий Макарович, впоследствии коллектив цирка выплачивал эту сумму банку на протяжении 10 лет. Это при том, что представления шли в нем в больших количествах.

Отдельно стоит рассказать историю, почему официальным днем рождения Владивостокского государственного цирка является 31 декабря 1973 года. Изначально планировалось, что зал Владгосцирка будет являть собой зал-трансформер, в котором, помимо цирковых представлений, можно будет проводить полноценные концертные выступления и показывать кино. В итоге строители не смогли сделать полноценный трансформируемый зал: цирк – да, кино – да, а вот с превращением зрительного зала в концертный не получилось. Концерты давать в цирке можно, но акустика получается не совсем концертная.

Как рассказал Анатолий Буренко, Ломакин поставил такую задачу – к 7 ноября 1973 года в цирке должны быть закончены все строительные и отделочные работы. И именно в зале цирка должно было пройти праздничное мероприятие, приуроченное ко Дню Октябрьской революции с участием партийных делегатов со всего края. И мероприятие такое прошло на самом высшем уровне. За кадром этого события, правда, остался такой поучительный эпизод: партхозактив «Дальзавода» решил, что после выступления Ломакина в цирке будет неплохо накрыть стол и отметить два событие – 7 ноября и хорошее выступление. Вот только сам Виктор Павлович, увидев накрытый стол, категорически отказался принимать участие в отмечании. И Анатолию Буренко по этому поводу высказал уже в холле цирка – мол, на рабочем месте, да еще и в кабинете директора чтобы никаких празднований не было. И все последующие 19 лет Буренко себе таких вольностей не позволял.

А 31 декабря 1973 года во Владивостоке прошло представление программы «Ребята с Арбата», автором которой был Юрий Никулин. Эта дата и стала официальным днем рождения Владивостокского государственного цирка.

День сегодняшний: «пляски» вокруг цирка

Заботит Анатолия Макаровича и другое – как будет реконструирован Владивостокский государственный цирк. Несколько лет назад, увидев, что цирк приходит в упадок, Анатолий Буренко написал письмо Владимиру Путину. А затем – еще одно.

Вопреки расхожему мнению о том, что Владивостокский государственный цирк находится в катастрофическом состоянии и требует немедленного ремонта, Анатолий Макарович менее категоричен. Он, как положено хорошему хозяйственнику, высоко оценивает труд строителей цирка. «Здание было построено на совесть – простояло 40 лет и никаких серьезных недостатков в нем не выявилось, - рассказывает Анатолий Буренко. – Другое дело, что, конечно, за эти годы устарели коммуникации. Да и внешний вид требует косметического ремонта.

Анатолия Макаровича сегодня удивляет то, что происходит вокруг Росгосцирка .

«Фарзана Халилова была выбрана на должность руководителя Росгосцирка, ее работа одобряется и поддерживается коллективами российских цирков. И вдруг недавно я узнаю, что ее кто-то там, «сверху», отстранил от занимаемой должности, а на должность директора назначен некий человек, компания которого оказываеться должна Росгосцирку. Это незаконно. Это скандал. Но такова реальность. Такое впечатление, что цирковое искусство никому не нужно – интересует возможность распоряжения имуществом цирка!» - вот мнение Буренко о том, что сегодня происходит с российским цирком. И вряд ли можно поставить компетентность Анатолия Буренко под сомнение – сам он не один раз в советские годы становился председателем совета директоров цирка всего СССР. И он знает, как нужно руководить цирком в пределах всей страны.

Заботит Анатолия Макаровича и другое – как будет реконструирован Владивостокский государственный цирк. Несколько лет назад, увидев, что цирк приходит в упадок, Анатолий Буренко написал письмо Владимиру Путину. А затем – еще одно.

«Цирк не должен стоять с протянутой рукой. Это не позиция цирка. Цирк в советские годы зарабатывал валюту за пределами СССР и сдавал ее государству. Теперь настала пора и государству вложиться в цирк!» - так мыслит Анатолий Буренко.

Завершая наш разговор, Анатолий Буренко отметил: «Я прожил большую жизнь и четверть века отдал цирковому искусству. Меня, как человека, стоявшего у истоков Владивостокского государственного цирка, беспокоит его дальнейшая судьба. Мне бы очень не хотелось, чтобы здание попало в чужие руки, в руки тех людей, которые страшно далеки от циркового искусства, которые измеряют жизнь только рублями и квадратными метрами площадей. Время у меня еще есть – наверное, если понадобится, напишу Владимиру Владимировичу Путину третье письмо, уже о судьбе всего Росгосцирка – пусть знает истинную ситуацию о тех, кто разбирается в цирке, а не от разного рода сомнительных «менеджеров»!»

Источник: Анастасия Ярошенко, РИА "Vladnews", фото из личного архива Анатолия Буренко

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!