СРО для строительных организаций – иждивенец или партнер?

Виктор Сорокин убежден, что важнейшими факторами здоровой работы СРО является его открытость и доступность

16:39, 25 февраля 2014 Экономика
117c5db74518f213a65c30f08da157e8.jpg

Генеральный директор НП СРО «Межрегиональное объединение строителей» Виктор Сорокин убежден, что важнейшими факторами здоровой работы СРО является его открытость и доступность.

Межрегиональному объединению строителей (НП СРО «МОС») 18 марта исполняется 5 лет с момента присвоения статуса саморегулируемой организации. Какими были эти 5 лет, чем сегодня живет Партнерство, какую помощь может оно оказать своим членам в условиях недостатка подрядов и дефицита строительных кадров - на эти и другие вопросы ответил корреспонденту РИА "Владивосток-Новости" генеральный директор НП СРО «Межрегиональное объединение строителей» Виктор СОРОКИН.

-- НП СРО «МОС» стало второй некоммерческой организацией, получившей статус СРО, и первым межрегиональным объединением строителей. Пять лет, которые отделяют сегодняшнее Партнерство от учредительного собрания, были совсем не легкими. НП СРО «МОС» можно назвать первопроходцем. На нем отрабатывалось в буквальном смысле все, что мы сегодня имеем в саморегулировании в строительстве.

Основополагающий вклад в создание Партнерства внес Ефим Басин, который впоследствии стал и до сих пор является его президентом. Авторитет Ефима Басина - без преувеличения, выдающегося строителя, знаковой фигуры в строительной отрасли, послужил той основой, на которой создавалось и до настоящего времени работает НП СРО «МОС».

Огромную поддержку в создании и формировании Партнерства, как в целом и всей системы саморегулирования в строительстве, безусловно, сыграл Российский Союз строителей во главе с его тогдашним президентом (в последующем вице-президентом НП СРО «МОС») Виктором Забелиным. Учредителями НП СРО «МОС» выступили 37 ведущих организаций строительной отрасли России, большинство из которых - члены РСС. В их числе - ООО «Корпорация Инжтрансстрой», ЗАО «Трест Коксохиммонтаж», ЗАО «Мосстройреконструкция», ООО «Компания «Трансгидромеханизация», ОАО «Мостостроительный отряд №19», ОАО «Волгонефтехиммонтаж», ООО «Заполярная строительная компания» и другие.

За 5 лет своего существования Партнерству пришлось пережить многое, в том числе и последствия финансового кризиса, из-за которого не успевшая встать на ноги организация стала терять свою численность. Пришлось пережить и попытку раскола СРО на «своих» и «не своих». Но все эти негативные моменты лишь усилили осознание важности саморегулирования как системы, способствующей развитию строительной отрасли. И сотрудники аппарата Партнерства, и представители организаций-членов НП СРО «МОС», поняли, что мы нужны друг другу. Не сразу, но постепенно стало приходить осознание того, что СРО – это нечто большее, чем просто структура, выдающая допуски к строительным работам и собирающая членские взносы.

-- Виктор Николаевич, на Ваш взгляд, что главное в работе саморегулируемой организации?

-- Абсолютно убежден, что важнейшими факторами здоровой работы СРО являются его открытость и доступность. Большой раздражитель для всех – это компенсационный фонд, его судьба, его сумма. Чтобы нейтрализовать этот раздражитель, мы разместили на своем сайте http://www.npmos.ru всю информацию о фонде, которая периодически обновляется, и любой желающий может с этой информацией ознакомиться и, при желании, проверить.

Любые изменения, любые события в жизни Партнерства незамедлительно выносятся на наш сайт. Осознавая важность Интернета в обеспечении информационного взаимодействия между членами Партнерства, между Партнерством и всем строительным сообществом, мы сейчас завершаем работу над новым «движком» сайта. Сайт НП СРО «МОС» станет более удобным для пользователей, более информативным, более структурированным и понятным.

Основываясь на приобретенном опыте, в последнее время существенно перестроил свою работу аппарат Партнерства. Повысилась оперативность принятия решений. Все заявления, обращения, поступающие в адрес СРО, рассматриваются незамедлительно. При необходимости, заседания Совета Партнерства, проходят каждую неделю, что можно опять же отследить по новостям на сайте.

При этом, став более оперативным, коллегиальный орган Партнерства по-прежнему при вынесении решений придерживается главного принципа, который лежит в основе всего саморегулирования – это ответственность. Все делается не формально. Решения принимаются взвешенно, коллегиально. Сегодня, как и 2-3 года назад, требования и к кандидатам на вступление в СРО, и к членам Партнерства, по-прежнему высоки. В то же время, при наличии у партнеров каких-либо нарушений решение принимается только после тщательного изучения ситуации, учитывается и применяется индивидуальный подход в каждом конкретном случае. То есть мы дорожим каждым из наших партнеров.

Информация об организациях - членах Партнерства поддерживается в актуальном состоянии. Кроме уточнения текущей информации об организации, ведется мониторинг проблем и пожеланий членов НП СРО «МОС».

Но взаимодействие в Партнерстве, в этом я абсолютно убежден, должно строиться по принципу улицы с двухсторонним движением. И мы, что немаловажно, видим ответную реакцию со стороны партнеров.

Достаточно сказать, что аттестация, к которой на начальном этапе относились как к чему-то необязательному, чужеродному, сейчас воспринимается как само собой разумеющееся требование, которое надо выполнять. На базе НП СРО «МОС» работает Центр тестирования. Еженедельно в нем проходят аттестацию более 40 специалистов из различных уголков России. Причем, уровень аттестуемых повысился существенно.

Еще одно направление, которые мы сейчас реализуем и где уже начинаем ощущать ответную реакцию – это попытка заинтересовать наши организации в использовании сайта Партнерства в качестве дополнительной пиар-площадки, в целях создания положительного имиджа и продвижения на рынке. С этой же целью мы стараемся задействовать социальные сети: «Фейсбук», «Твиттер» и другие. Все это, безусловно, следует рассматривать как дополнение к традиционным способам продвижения, к которым относятся сотрудничество со СМИ, участие в выставках, в профессиональных конкурсах, в спортивных состязаниях. Правда, пока приходится констатировать слабый интерес со стороны строительных организаций к предлагаемым способам пиара. И это притом, что и публикации на сайте и в социальных сетях, и участие в коллективных экспозициях Партнерства на выставках – бесплатное для членов НП СРО «МОС».

К сожалению, в нынешнем году наше Партнерство не обошли стороной проблемы, которые переживает весь строительный комплекс – это недозагрузка мощностей строительных организаций, кадровый голод. Как итог - почти ежемесячно приходится рассматривать вопросы о добровольном выходе фирм из состава СРО или об их исключении, как правило, по причине банкротства, реорганизации, завершения объектов, под строительство которых получались допуски. И хотя доля таких организаций в Партнерстве не велика, процесс этот не может не огорчать.

В то же время, на смену выбывающим организациям приходят компании с долгосрочными контрактами, финансово устойчивые. Например, с момента проведения последнего Общего собрания, когда был обновлен состав Совета НП СРО «МОС», в Партнерство уже вступили около трех десятков компаний. Причем, преимущественно, организации немаленькие, в том числе несколько иностранных компаний.

Например, крупная французско-японская компания «САУС ТАМБЕЙ СПГ», ставшая членом Партнерства в середине февраля, получила Свидетельство, дающее ей право заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству объектов, стоимостью по одному договору более 10 млрд. руб.

-- В условиях дефицита подрядов и кадров чем СРО может помочь своим членам?

Полагаю, что в такой ситуации важны и полезны налаживание деловых связей, обмен опытом и кадрами, помощь в поиске подрядов именно внутри Партнерства. Например, крупная компания при подведении итогов тендера по выбору субподрядчика может при всех прочих равных условиях предпочтение отдавать партнеру по СРО. В такой цепочке аппарат СРО могбы выступить своего рода связующим звеном, координатором. Но я точно знаю, что руководство СРО даже при всем своем желании не может всерьез заниматься поиском работы для своих членов. Во-первых, у него другие функции, во-вторых, у него нет ни ресурсов (кадровых, финансовых), ни административных рычагов, чтобы искать подряды. Кроме того, по любым недомолвкам, претензиям друг к другу обе стороны предъявляют претензии к СРО как к посреднику. Такие случаи уже имели место. В итоге «в сухом остатке» - головная боль у руководителя Партнерства.

Тем не менее, мы пытаемся и этим заниматься в силу свих возможностей. В настоящий момент по нашей инициативе ведутся переговоры о привлечении небольших организаций-членов НП СРО «МОС» в качестве субподрядчиков на строительствокрупного объекта в Московской области, тендер на который выиграла компания, входящая в Партнерство. Переговоры идут и по другим проектам, где функции заказчика-застройщика или генподрядчикавыполняют члены НП СРО «МОС».

Еще раз скажу: что из всего этого получится в конечном итоге, я не знаю, но мы пытаемся двигаться и в этом направлении.

Если давать оценку системе саморегулирования, то, на мой взгляд, саморегулирование состоялось. Хотя, безусловно, как и любаясистема, институт саморегулирования тоже нуждается в совершенствовании.

-- Что нужно менять в саморегулировании?

Отвечая на этот вопрос, я бы акцентировал внимание на четырех ключевых моментах.

Закрытие так называемых коммерческих СРО – это уже набившая оскомину проблема. Существование, более того — разрастание таких СРО — это полная и абсолютная дискредитация саморегулирования. Чтобы устранить эту проблему, как я полагаю, необходимо наделить НОСТРОЙ контрольными функциями, оставив надзорные функции за федеральными органами. Я думаю, люди, ратующие за возврат лицензирования, делают все, чтобы не давать НОСТРОЙ полномочий по наведению порядка в этом вопросе.

Вторая проблема – это компенсационный фонд, который, как я уже сказал, является основным раздражителем и своего рода почвой для произрастания злоупотреблений и конфликтов. Надо решить вопрос, что делать с фондом. Надо сделать его формирование и функционирование абсолютно прозрачным; на федеральном уровне не думать, как его быстрее потратить, а решить вопрос по размещению его так и там, чтобы не было соблазна на нем заработать.

Третье – это, как мне кажется, количество СРО. 260 СРО по России, а сейчас, наверное, уже и больше, и около 100 СРО по Москве – это очень много. Сокращать надо как минимум пополам, а то и втрое.Как следствие - укрупнение СРО. Это привет к тому, что СРО перестанут гоняться за любыми, часто сомнительными организациям. В результате, таких организаций на рынке станет меньше, что в целом положительно скажется на качестве строительных услуг.

И четвертая проблема. Нужно, на мой взгляд, запретить дистанционное обучение при переподготовке кадров, при повышении квалификации. Не секрет, что в большинстве случаев дистанционное обучение - это профанация. Как следствие – опять потеря качества.

Но, как я уже говорил, ломать сложившуюся систему нельзя. Частая смена курсов, частые реорганизации, кардинальное изменение правил игры для субъектов хозяйствования ни к чему хорошему не приводят. Более того - ведут к существенному ухудшению инвестиционного климата не только в отдельно взятом регионе, но в стране в целом. А это пагубно сказывается на реализации государственных программ и на экономике в целом. Полностью убежден: разумный подход, стабильность и последовательность в реформах – вот главные составляющие, которые необходимы сегодня системе саморегулирования и строительному комплексу.

Источник: Елена Доценко, РИА "VladNews"

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!