Завершилась ледовая эпопея владивостокского судна в Антарктиде

15:13, 9 января 2014 Общество
79aa80bdaf67ece6acaf6045737379b3.jpg

Две последние недели внимание всего мира было приковано к ледяному дрейфу в море Дюрвиля у берегов Антарктиды российского научно-исследовательского судна «Академик Шокальский». Теплоход с портом приписки во Владивостоке и нашими моряками на борту с 24 декабря по 9 января был скован льдами Южного океана.

НИС «Академик Шокальский» Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института Росгидромета выполняло работы по заказу Австралийской антарктической экспедиции и проводило наблюдения у берегов Антарктиды в районе моря Дюрвиля.

24 декабря (летом по измерению южного полушария) уже в период завершения работ вследствие резкого ухудшения погодных условий судно было блокировано тяжелыми льдами. При осмотре судна был обнаружен разрыв наружной обшивки по правому борту, на 1,8 метра выше ватерлинии. Повреждение не представляло опасности для экипажа и членов экспедиции, работы по ликвидации трещины были оперативно проведены экипажем НИС, сообщил по радиосвязи своему руководству в Росгидромете капитан российского судна Игорь Киселев «Академик Шокальский».

На борту находилось 74 человека, в том числе 52 пассажиров и 22 моряка из Приморья. Для обеспечения безопасности людей в первые дни нового года всех пассажиров экспедиции вывезли несколькими воздушными рейсами с борта «Академика Шокальского». Сделали это силами вертолета с китайского ледокола, ученых доставили на борт ледокола австралийского. Экипаж, состоящий из жителей Приморья, отказался добровольно покидать свое судно.

О сложившейся ситуации капитан российского судна сообщил в Морской спасательный координационный центр Австралии, в зоне ответственности которого и находился «Академик Шокальский».

На помощь российскому теплоходу в последние дни декабря сразу же устремились китайский и австралийский ледоколы «Xue Long» и «Aurora Australis», в случае необходимости было готово «ввязаться в драку» французское судно усиленного ледового класса «Lаstrolab».

Ледоколы из Поднебесной и с Зеленого континента так и не сумели пробиться к застрявшему в антарктических льдах «Академику Шокальскому». Ледокол КНР бился во льду толщиной 2,3-2,7 метра с 29 декабря. Он остановился примерно в 6,7 милях от российского научно-исследовательского судна. Подойти ближе просто не смог. С 30 декабря на помощь пришел «Aurora Australis». Он мощнее «Xue Long». Однако за все время спасательной операции и ему не удалось пробиться к владивостокскому судну. Французы остановились в шуге на расстоянии 19,3 мили, дальше лезть не было смысла, чтобы самим не оказаться затертыми.

В такой ситуации нужна была помощь по-настоящему мощного ледокола. Они имеются в наличии только у трех стран – России, Канады и США. Ближайшим к морю Дюрвиля в австралийском порту Сиднея находился американский «Polar Star», который, кстати, каждый год работает по доставке грузов и ученых на антарктические станции. Он может ломать лед толщиной до трех и более метров. 4 января американский капитан, согласовав вопросы со своей судоводительской компанией и правительством США, сразу же известил своего российского коллегу, что двинулся на выручку.

В ночь на Рождество Христово ветер у берегов Антарктиды изменил направление. Льды стали ломаться, их погнало в открытую часть океана.

Как сообщил директор Дальневосточного гидрометеорологического института Юрий Волков, «Академику Шокальскому» 7 января удалось освободиться от тяжелых льдов.
Образовавшиеся трещины позволили НИС медленно двигаться на север. Координационный центр Австралии подтвердил, что российскому судну не требуется какой-либо дальнейшей помощи.

Россияне знают, что наша страна располагает самым мощным в мире ледокольным флотом. Естественно, у людей возник вопрос, а почему наши атомные или дизельные ледоколы не пришли на помощь? Его журналист РИА «Vladnews» адресовал капитану дальнего плавания Сергею Ченцову, много лет отработавшему в Дальневосточном морском пароходстве.

- Все дело в логистике. Зачем гонять из Мурманска (где базируются атомные ледоколы РФ) или Владивостока (здесь стоят наши дизельные ледоколы) дорогое в эксплуатации судно за многие тысячи миль. Ведь проще обратиться за помощью к ледоколу, находящемуся в нужный момент в водах Антарктиды или портах Австралии или Южной Америки. Отказов в таких случаях не бывает в принципе. Припоминаю, как однажды ледокол «Капитан Хлебников» FESCO, выполнявшему у Белого континента круизный рейс с иностранными туристами на борту, помог застрявшему во льдах Антарктиды американскому ледоколу «Полярная звезда» (о нем написано выше – Ред.).

Поэтому речь надо вести не о патриотизме, но хорошенько просчитать стоимость операции. Бесплатно спасают людей, а за спасение «металла» уже нужно платить, поскольку в этом случае речь идет о коммерческой операции. 

Источник: Николай Кутенких, газета "Владивосток"

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!