Произошло обновление "Потребительского индекса Иванова"

Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB , публикует пятый выпуск обзора потребительского поведения и настроений российского ср

13:24, 5 ноября 2013 Политика
fcc25c09e50263f7fe166f86b2d0c302.jpg

Помимо публикации основного индекса потребительской уверенности, регулярный обзор включает в себя анализ опережающих показателей, дающих представление об основных тенденциях в секторах российской экономики, ориентированных на потребителя и отличающихся высокими темпами роста, в том числе в розничной торговле, банковской сфере, телекоммуникациях, медиа, ИТ, недвижимости и транспорте.

Данное исследование по поручению Sberbank CIB каждые два месяца проводит агентство рыночных исследований Cint. По методологии оно близко к квартальным исследованиям Росстата и аналогичным индексам в странах ЕС. Наше исследование, однако, охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. Обзор основан на итогах опроса 2 300 граждан в возрасте 18-65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность наших оценок ниже 2%.

Результаты пятого исследования указывают на отсутствие изменений в индексе доверия потребителей. В целом в сентябре он оставался на уровне минус 8% (после снижения с минус 4% в январе 2013 года до минус 8% в марте). Наблюдается незначительное улучшение ситуации на рынке труда, однако оно недостаточно сильно для того, чтобы компенсировать сохраняющиеся инфляционные опасения.

Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:

• В 3К13 продуктовая инфляция замедлилась до 6,6% с 8,7% в 2К13, однако россияне пока этого не заметили: на самом деле опасения, связанные с ростом цен на продукты питания, усилились (на этот фактор обратили внимание 65% участников опроса против 63% в июле). Это значит, что цены в магазинах современных розничных сетей остаются высокими. Поскольку котирующиеся на бирже ритейлеры начинают предлагать более привлекательные цены, чтобы остановить отток покупателей, направленные на поддержание трафика, инфляционное давление на потребителей со стороны продуктовой розницы, по нашему мнению, уменьшится.

• Число покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, в сентябре увеличилось до 56% с 55% в июле, при этом доля расходов на продукты питания в бюджете Ивановых сократилась с 41% до 40%, что теоретически должно свидетельствовать о повышении в 4К13 покупательной способности россиян и их готовности приобретать товары, не являющиеся предметами первой необходимости.

• Лишь 19% респондентов считает, что сейчас хороший момент для совершения крупных покупок. Вместе с тем динамика сбережений вселяет некоторый оптимизм: доля Ивановых, не имеющих сбережений, уменьшилась с 43,2% в июле до 40,0% в сентябре, а средняя доля ежемесячно откладываемого в целях сбережения дохода увеличилась до 10,6% с 9,6% в июле.

• Уровень безработицы в рамках нашей выборки снизился с 11,8% в июле до 9,9% в сентябре, что отчасти объясняется фактором сезонности. Между тем индекс чистого найма вырос с минус 43% до минус 34%, т. к. некоторые предприятия, на которых работают Ивановы, прекратили сокращать персонал.

• Судя по итогам исследования, уровень проникновения современных розничных форматов в российских городах, участвующих в опросе, составляет 65%. Если исходить из допущения, что в сельской местности данный показатель, как правило, на 25–30 п. п. ниже, получается, что его средний уровень по стране равняется примерно 50%.
• Как и следовало ожидать, самый высокий уровень конкуренции наблюдается в Санкт-Петербурге: здесь уровень проникновения современных розничных форматов составляет 70%. За Санкт-Петербургом следуют Москва и Екатеринбург. При этом в Краснодаре, родном городе «Магнита», на долю современных розничных сетей приходится лишь 62% продаж продовольственных товаров, а доля уличных рынков равняется 17% против 13% по России в целом.

• Количество магазинов, расположенных в шаговой доступности от дома Ивановых, практически одинаково для крупных российских городов: 4,5 против 4,1 год назад. Больше всего новых магазинов открывается в Краснодаре, Новосибирске и Саратове: здесь средний годовой темп прироста равняется 18%. Количество походов по магазинам в течение недели остается неизменным (лишь 3,1), что оказывает давление на динамику трафика. Вместе с тем покупатели все чаще отдают предпочтение современным розничным торговым сетям по сравнению с магазинами старого образца.

• В городах, участвующих в нашем опросе, 61% магазинов «Пятерочка» и 58% магазинов «Магнит» находятся в непосредственной близости друг к другу и, таким образом, напрямую конкурируют. 75% опрошенных нами жителей районов, где расположены торговые точки обеих сетей, делают покупки как в «Пятерочке», так и в «Магните». Из них 70% большую часть товаров повседневного спроса приобретают в магазинах «Магнит».



Источник: Пресс-центр Дальневосточного банка Сбербанка России

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!