А помнишь, как все начиналось?

Скоро исполнится год, как во Владивостоке состоялся международный форум АТЭС-2012 - совсем новая, но уже знаковая дата в истории города

11:43, 16 августа 2013 Общество
34c1a51d7fbf83279b26692ea89937d1.jpg

Скоро исполнится год, как во Владивостоке состоялся международный форум АТЭС-2012 - совсем новая, но уже знаковая дата в истории города. Обошлось без чудес, а вполне рукотворно. Саммит не решил всех проблем, но мощно пронесся по всем сферам жизни краевой столицы, встряхнул ее, придал уверенности и, по мнению экспертов, качественно изменил настроение жителей, в значительной мере избавив их от синдрома оторванности от центра.

А помните, как все начиналось? Принципальное решение о проведении международного форума во Владивостоке было озвучено властями осенью 2007 года. Тогда в прямой линии с президентов России Владимиром Путиным жительница острова Русского Ольга Сатинко пожаловалась главе государства на «синдром оторванности» всей части России, лежащей восточнее Урала. «Если Владивосток оторван от России, то остров Русский оторван от Владивостока» - призналась она, спросив напоследок, состоится ли в связи со всем этим саммит на острове Русский – такие предположения появились в 2006 году, а слухи муссировались еще раньше. Именно в ходе этого разговора Владимир Путин впервые сказал, что саммит АТЭС будет проходить во Владивостоке.
Таким образом, был запущен огромный механизм грядущих перемен.

Со смещенным центром политической тяжести

Саммит, прошедший с 7 по 8 сентября 2012 года, оставил очевидное, материальное наследие, придав краевой столице новые архетиктурные и инфраструктурные контуры: кампус ДВФУ, мосты, дороги, аэропорт, аэроэкспресс и т.д. Произошел качественный скачок в сознании жителей. За последние пять лет Владивосток проделал путь от «города невезения», который – как пела наша команда КВН - «весь покрытый теменью, абсолютно весь», до одного из ключевых центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Сами квнщики признаются, что сейчас шутки об отсутствии света и провинциальности Владивостока уже не актуальны и вызывают недоумение.

Глобальные проекты стали триггером, запустившем цивилизационные процессы во всех областях.

– Сам международный форум не имел прямого влияния на внутриполитические процессы в Приморье, – рассказывает Виктор Бурлаков, политолог. – Мероприятие в принципе не преследовало этих целей. Однако, косвенная связь была заметна.

По словам эксперта, несмотря на то, что федеральная власть стремилась сохранить статус кво в крае, «побочным действием» саммита стало убытие с политической сцены таких одиозных фигур, как экс-мэр Владимир Николаев и экс-губернатор Сергей Дарькин. Хотя во многом их уход был закономерным продолжением уже начавшихся политических процессов.

Чем запомнилось мэрство Владимира Николаева? Помимо криминальных обертонов? В подъездах устанавливались тяжелые, «неповоротливые» металлические двери с кодовыми замками, в которых не хватало только зарешеченной амбразурки. Появились мобильные прилавки с дешевой рыбой и прочими продуктами низкобюджетного потребления. Можно было сварить недорогую похлебку. И жить спокойно – за тяжелой дверью с тарелкой баланды. И все бы ничего, если бы данный «тесный мирок» не подносился и не раскручивался среди жителей, как норма или даже благо.

В корне ситуация начала исправляться только с приходом нового главы города Игоря Пушкарева, на которого легла ответственность за подготовку Владивостока к саммиту. Был взят новый курс – от «тесного мирка» к большому и открытому городу.

– Произошла смена политических элит, – отмечает Сергей Гребенюк, политолог. – Она была растянута на несколько лет и проходила поэтапно. Сначала «ушли» Николаева, затем заменили Дарькина. Москва решила немного прорядить местную элиту, на которую ранее не обращала внимания в силу провинциальности субъекта федерации. Типично, что под пристальным присмотром федеральных властей находятся регионы центрального федерального округа. На окраины обращают меньше внимания, в том числе на кадровую политику. Но с принятием принципиального решения о проведении саммита во Владивостоке были сделаны определенные выводы и кадровые перестановки. Не всегда добровольные – как в случае с Николаевым. Отставку Дарькина многие эксперты связывают с падением его авторитета в федеральном центре. И с этим же связывают приход нового губернатора, как более нейтрального политика.
По словам эксперта, изменилась и политическая риторика главных управленцев Приморья.

– Если раньше риторика городских и региональных властей касалась местечковых тем, в их заявлениях и поднимаемых проблемах чувствовался сильный характер провинциальности, то сам саммит открыл им более масштабные перспективы, – продолжает Сергей Гребенюк. – Делаются предложения о благоустройстве экономических кластеров, заявляются крупные проекты и решения глобальных структурных проблем в контексте города. Саммит научил наши власти смотреть более широко, дал уверенность, что данные задачи рано или поздно можно претворить в жизнь, если правильным образом сформулировать. К тому же проведение такого мероприятие позволило укрепить рейтинг региональной и городской власти.

Здесь можно работать

– Однозначно положительно саммит отразился на имидже Владивостока, – говорит Тагир Хузиятов, профессор, заместитель проректора по международным отношениям ДВФУ. – Само проведение такого мероприятия с приставкой – во Владивостоке – работало на привлечение внимания к городу деловых людей и туристов со всего мира. Сужу уже потому, как любая делегация или отдельно взятый человек, посещая Владивосток, с удовольствием обращают внимания на стройки АТЭС, на места его проведения, на кампус ДВФУ и так далее. Слово Владивосток достаточно часто стало мелькать за пределами наших границ, что работает только на пользу.

По словам эксперта, говорить о реальных финансовых достижениях пока преждевременно.

– Каких-либо прямых экономических выгод российское председательство в АТЭС не предполагало в принципе, – отмечает Тагир Даутович. – Но косвенный эффект, безусловно, есть. Крупный зарубежный бизнес внимательно наблюдает за тем, какое отношение у государства к тому или иному региону. Очевидно, если правительство вкладывает в нашу территорию такие большие деньги, то, наверно, оно не предполагает в скором времени утереть пот со лба и забыть о существовании Владивостока. Для иностранных инвесторов саммит в приморской столице стал определенным знаком – здесь можно работать.

Свидетельства большого города

За прошедшее пятилетие изменилась и культурная жизнь города.

– Не стоит путать саммит с божьей волей, – отметил Виктор Шалай, директор музея имени Аресеньева. – Это нормальный инструмент геополитики. Я бы разделил его культурное влияние на две части. Первая – это культурная жизнь, как череда событий. Для мероприятия международного уровня были привлечены соответствующие деятели культуры. И событийный ряд во время международного форума был очень плотный. Вторая часть – это то, каким образом местные учреждения культуры смогли завязать контакты со своими коллегами федерального уровня для того, чтобы вывести это в собственное развитие и дальше уже жить-поживать и культурного добра наживать. По нашему музею могу сказать, что мы такой возможностью воспользовались. Буквально вчера закончилась выставка совместно с российским этнографическим музеем. Для нас она стала возможной только потому, что мы эту возможность контакта с партнерами конвертировали в собственное развитие. На предстоящие два года есть как минимум пять совместных проектных идей с музеями других регионов.
Сама культурная жизнь стала более насыщенной и разнообразной.

– Буквально вчера открыл календарь культурных событий города и для себя отметил, что за август-сентябрь нет ни одного дня, когда бы не происходило что-либо на культурную тему: от камерных интеллектуальных лекций до фестивалей, – продолжает Виктор Шалай. – Я не помню таких ситуаций прежде. Это добрый знак. Если не сбавлять обороты и двигаться с уверенностью, то начнется жесткая конкуренция за зрителя. А конкуренция в этой сфере, когда зрителю есть, из чего выбирать, свидетельствует о большом городе, о настоящем мегаполисе. Я, как горожанин, могу видеть качественные изменения не только в культуре, а во всех областях.

Меньше желчи, больше оптимизма

Как отмечают эксперты, за последние пять лет изменилось и настроение жителей Владивостока. Недоверие, с которым было связано начало масштабных строек, развеялось. Удачное проведение международного форума заткнуло многих скептиков за пояс. И новые грандиозные планы уже не кажутся «замками в облаках». Подготовка к АТЭС и его проведение сформировали новую социальную реальность краевой столицы, подтянув все сферы жизнедеятельности города к международному уровню.

Так, например, проведена масштабная модернизация системы общественного транспорта. Помните, на каких автобусах мы ездили раньше – разбитые колымаги с иконостасом на лобовом стекле, подчеркивающим мученический характер пассажироперевозок. Сегодня по дорогам ходят современные, удобные и технически оснащенные немецкие автобусы MAN. По распоряжению главы Владивостока Игоря Пушкарева закуплены и вышли на маршруты новые Фольксвагены. Наводится порядок и в организации коммерческих перевозок. В июне 2011 года между администрацией и частными автотранспортными предприятиями было заключено соглашение, по условиям которого компании обязались к 2015 году полностью обновить свой автопарк. В течение 2011-2013 годов автоперевозчики закупили 390 новых автобусов и продолжают планомерную замену старого подвижного состава. Итого из 800 необходимых городу автобусов, уже в этом году будет почти 500.

Была проведена масштабная реконструкция скверов и набережных Владивостока в рамках проекта «Морской фасад». Обновились Адмиральский сквер, скверы Городов-побратимов и Почетных граждан, скверы Якова Семенова, адмирала Макарова, Ленина, Суханова, Муравьева-Амурского и многих других.
К художественному оформлению городского пространства впервые подключили владивостокских архитекторов. Все работы по установке памятников и арт-объектов проходят с учетом истории города. В 2012 году открыт памятник основателю Владивостока Муравьеву-Амурскому.

Поразительно, но до 2008 года во Владивостоке не был утвержден генеральный план развития города. При этом саммит ставил задачу не только провести на высоком уровне все необходимые мероприятия, но и развить инфраструктуру краевой столицы. Обустраивать город, не имея представления о его будущем, это все равно, что перекрыть ему кислород. Поэтому, прежде всего, был утвержден генплан, а стройки саммита уже были вписаны в него, как конкретные шаги его реализации.

Засиял новыми красками центр Владивостока – улицы Адмирала Фокина (местный Арбат), Спортивной Гавани и Корабельной набережной. По инициативе мэра Игоря Пушкарева отремонтированы фонтаны, а главный из них стал «поющим и танцующим» – в нем установлено светомузыкальное оборудование.
За последние пять лет количество уличных фонарей в приморской столице увеличилось в десять раз – с трех до 34 тысяч. Ежегодно к их количеству прибавляется еще несколько тысяч.

Список «до и после» можно еще долго продолжать. Саммит в краевой столице длился не два дня и не неделю – он растянулся на пять лет, а его наследие продолжает жить как в виде конкретных материальных благ: мостов, дорог и т.д., так и в виде энергетического потенциала. Для нас же важно продолжить динамику развития.

[cp_gallery:2631]

Источник: Сергей Петрачков, газета «Владивосток»

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!