Транспортное балансирование

Максимальная выгода при минимальных затратах устраивает коммерческих перевозчиков, но не жителей

11:18, 1 августа 2013 Политика
9931ebec3037a089fc43d2b9f70027bc.jpg

В гостях у «В» сегодня руководитель управления транспорта администрации Владивостока Евгений Сорокин. Под его началом находятся два муниципальных предприятия-автоперевозчика (ВПОПАТ №1 и ВПАТП №3) и ОАО «Электрический транспорт».

Также управление осуществляет взаимодействие с 18 коммерческими автоперевозчиками, двумя морскими и одним железнодорожным. Суммируем и получим итог: более 700 единиц транспорта – это автобусы, трамваи, троллейбусы, паромы, городские электрички, за работой которых нужен глаз да глаз. Рычагов давления, прямо скажем, немного. А коммерсанты – народ особый. Максимальная выгода при минимальных затратах вполне бы их устроила, и осуждать за это нельзя. С 2011 по 2013 год было закуплено 397 новых автобусов. Средний возраст подвижного состава уменьшился с 13 лет (2008 год) до 5-6 лет. Притом что плата за проезд во Владивостоке остается одной из самых низких по стране. Да и ситуация такова, что при увеличении количества общественного транспорта и, соответственно, маршрутов пассажиропоток существенно не вырос. Простая арифметика показывает, что на каждый автобус приходится все меньшее число пассажиров.

На чашах весов

– С одной стороны, социальная ответственность, с другой – бизнес. Насколько беспокойное хозяйство?

– Мы, являясь муниципальной структурой, заботимся о том, чтобы горожанам было комфортно пользоваться общественным транспортом по всем направлениям, в том числе и социальным. В настоящее время в составе существующей маршрутной сети города есть экономически выгодные маршруты, где большой пассажиропоток. Таким образом, маршрут приносит прибыль, но большую часть составляют так называемые социальные маршруты, которые не приносят особого дохода, но необходимы гражданам. Между перевозчиками все маршруты поделены по принципу: один выгодный и два­-три социальных. И именно такое сосуществование этих двух сторон позволяет держать баланс. Если предприятия не будут зарабатывать, это приведет к их банкротству. Такого исхода не хочет никто. В сложившейся ситуации внимательно отслеживаем, чтобы чаши весов находились в равновесии.

Острые вопросы

– Есть планы развития электрического транспорта?

– Как вы знаете, в этом году запустили два новых троллейбуса марки «Авангард». В настоящее время рассматриваем возможность восстановления троллейбусной контактной сети вплоть до Фетисов-холла. По поручению главы города проведена немалая работа и сохранен старейший вид транспорта – трамвай. Сейчас восстановлены трамвайные пути до «Борисенко», и идет их монтаж до «Сахалинской».

– Масса противоречивых слухов ходит про ГЛОНАСС. Люди интересуются, как работает данная система.

– На сегодняшний день у нас порядка 97 процентов транспортного хозяйства оборудовано датчиками ГЛОНАСС. В ближайшее время надеемся достигнуть 100-процентной оснащенности.

– Острая сейчас ситуация – пассажирский транспорт на острове Русском.

– Недавно мы запустили дополнительный, уже пятый автобус на эту линию. Жители постоянно обращаются, звонят. По две встречи проходит на неделе. И я их понимаю. Проблема существует. Мы сообща находим решения.

– Коммерческие перевозчики никак не приглядываются к острову Русскому?

– С существующим пассажиропотокам – нет, поэтому в настоящее время там работает только муниципальный транспорт, однако с 1 сентября порядка 14 тысяч человек – студентов и сотрудников ДВФУ – нужно будет доставлять на остров Русский и вывозить обратно на материк. Тут мы будем подключать коммерсантов. Кроме того, ДВФУ и остров Русский – несколько разные вещи. Там, где заканчивается асфальт и пошла дорога на ДОФ, Подножье, Воеводу, проблемный участок.

Сейчас пять муниципальных автобусов ходят по маршруту «Воевода – ДВФУ – центр». Интервал движения этих автобусов составляет порядка 30 минут. Планируем, что автобусы указанного маршрута будут ходить по сокращенному пути «Воевода – ДВФУ» и обратно. А от ДВФУ уже будут отходить автобусы в разные точки города. Логистически и практически это будет правильно.

– Проблема кадрового голода сейчас стоит в повестке?

– Остро. Новые автобусы приходят, а водителей больше не становится. Профессия не развивается, нет ее популяризации. Это не только водителей касается, но и рабочих профессий в целом. Университеты выпускают юристов, экономистов, менеджеров. А сварщиков, монтажников, слесарей – нет. Также и с водителями. Я разговаривал с автошколами. Люди учатся в основном на легковые категории: А и B. Категория D (автобусы), как правило, не рассматривается. Как выход – сейчас планируем приглашать людей из края.

К тому же возникает неясность с тем, что будет в декабре. Дело в том, что с начала декабря вводится ограничение, по которому водитель с иностранными правами будет обязан получить российские права. Должны ли все автобусники с иностранными правами проходить «переаттестацию» – неизвестно. Механизма как такового пока нет.

Автовладельцев – на автобусы

– Автовладельцев тяжело пересадить в автобусы – не захотят. Не секрет, что общественный транспорт в сознании жителей до сих пор воспринимается как транспорт для бедных. Можно ли как­-то сломить этот стереотип?

– Конечно, мы к этому движемся. Есть задача максимум – наладить работу общественного транспорта так, чтобы владельцам авто было гораздо удобнее сесть на автобус, троллейбус, трамвай или паром, чем в личную машину, и добраться до места назначения. Чтобы автомобиль использовался как машина выходного дня, для поездок на пикники, на природу. В настоящее время мы создаем такую систему, чтобы каждый автобус не только ходил точно по расписанию, но за его движением можно было следить в сети Интернет в режиме реального времени – где он идет, как скоро будет на остановке.

Кроме того, сейчас уже многие пользуются карточками безналичной оплаты «Дельфин». В планах создать такой родительский сервис, чтобы, допустим, ребенок расплатился за поездку – и тут же на телефон его мамы или папы пришло сообщение. Чтобы родители меньше беспокоились, четко отслеживали, как ребенок добрался.

– Создавать логистику общественного транспорта Владивостока входит в задачи вашего управления. Как это происходит? Как меняются маршруты, создаются новые?

– Существующая в настоящее время маршрутная автобусная сеть Владивостока формировалась стихийно. До 1998 года существовало 40 маршрутов, на которых работало около 300 муниципальных автобусов. С переходом на рыночные отношения и с появлением на рынке городских пассажирских услуг частных перевозчиков начали открываться новые маршруты. Часть из них постепенно закрылась по разным причинам (дублирование маршрутов, низкий пассажиропоток), часть существует по сегодняшний день.

За последние годы во Владивостоке значительно изменилась структура спроса на пассажирские перевозки. Это вызвано появлением новых объектов и зон притяжения пассажиропотоков.

С целью максимального удовлетворения горожан в пассажирских перевозках у нас постоянно ведется анализ пассажиропотока.

Кроме того, существуют и работают разные программы: это и «Комфортный город», и СМС-сервис 25125. Люди сами отправляют сообщения с пожеланиями, просьбами, жалобами. В вопросе организации новых и изменения старых маршрутов жители города проявляют большую заинтересованность. Мы все пожелания анализируем. Если есть возможность их реализовать – делаем. В крайнем случае, берем на карандаш.
В своей работе я также опираюсь на свой коллектив – квалифицированных специалистов в сфере автомобильного транспорта, профессионалов своего дела.

Источник: Сергей Петрачков, газета «Владивосток»

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!