Эльдар Рязанов: До сих пор смеюсь над собой и жизнью

Легендарный режиссер отметил 85-летие

15:52, 21 ноября 2012 Культура
d455c7234ae36c8b2341313e01795871.jpg

Каждая картина Эльдара Рязанова – событие, начиная с «Карнавальной ночи», где дебютировала блистательная Людмила Гурченко. Рязанов – режиссер-первооткрыватель: он дал путевку в жизнь таким актрисам, как Лариса Голубкина и Людмила Гурченко, работал с удивительными по масштабу и дарованию актерами – Олегом Ефремовым, Анатолием Папановым, Олегом Басилашвили, Юрием Никулиным, Игорем Ильинским…

Он – символ двух веков: нынешнего и минувшего, режиссер-эпоха. Хотя талант его многогранен – он сказал свое веское слово в качестве и драматурга, и поэта, и рассказчика. Рязанову всегда хотелось приключений, авантюр – и жизнь не поскупилась на них.

Случайные закономерности

Он родился в городе Самаре. И сразу начал торопиться жить: уже в три года научился читать. К юности прочитал, наверное, все художественные книги, которые тогда были изданы. Любимым стал роман Джека Лондона «Мартин Иден».

Он мечтал стать писателем, а может быть, даже и поэтом, так как с юности писал стихи. В 16 лет познакомился с известным советским поэтом Константином Симоновым – позвонил и принес на его суд свои стихотворения. Симонов принял мальчика радушно.

– Я на всю жизнь запомнил, как Симонов сказал мне: «Во всем нужно иметь собственную интонацию!» – рассказывает Эльдар Александрович. – И я всегда старался ее иметь…

Юность Рязанова пришлась на военные годы. В 1944 году Эльдар, экстерном окончивший десятилетку, послал по почте документы в мореходное училище. Но ответа так и не получил. Наверное, судьба уже уготовила для него другое будущее. Рязанов случайно встречает знакомого, который едет поступать во ВГИК на экономический факультет, и решает поехать с ним «на разведку». И там вдруг принимает решение поступать на режиссерский факультет. О том, что на него конкурс 25 человек на место, будущий режиссер узнал позднее. Тем не менее Рязанова условно зачисляют в главный киношный институт страны. Его учителями были Григорий Козинцев и Сергей Эйзенштейн… Но, как ни странно, впоследствии о годах, проведенных во ВГИКе, Рязанов вспоминает без особой теплоты…

– Любви не питал ни я к институту, ни он ко мне, – говорит Эльдар Александрович.

Быть самым младшим на курсе оказалось очень сложно – долгие годы Эльдару пришлось учиться с взрослыми, опытными, недавно вернувшимися с фронта людьми… Для парня, еще вчера мечтавшего стать моряком, старт в кинематографии оказался тяжелым.

От теории к практике

На третьем курсе Рязанов взялся экранизировать юмористический рассказ Карела Чапека «Покушение на убийство». Юмор и сатира, которые так ценил Рязанов, сыграют важную, а может быть, и решающую роль в его творческой жизни.

После окончания института Рязанов отправляется в свободное плавание – становится режиссером-документалистом. Сбывается юношеская мечта о путешествиях – Рязанов отправляется в командировки на Камчатку, Сахалин, оказывается даже на Курильских и Командорских островах.

О работе в кинохронике Рязанов всегда вспоминает с теплотой, говорит о бесценности этого жизненного опыта – ведь именно кинохроника научила его ориентироваться в неразберихе событий и мыслей. В 1954 году Рязанов снимает фильм «Остров Сахалин», который становится завершающим этапом его «документальной» части киножизни. Режиссер понимает, что нужно выходить на новые рубежи. Художественное кино – вот что ему теперь интересно.

«Мосфильм»

И опять – неслучайная случайность: бывшего документалиста берут на «Мосфильм». Его новым учителем становится мэтр советского кино – директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Когда начинающий режиссер с видимой неохотой берется за предложенную ему «Карнавальную ночь», Пырьев внимательно следит за тем, как продвигается работа.

– Он сказал мне, что главное в искусстве режиссера – окружить себя талантливыми людьми и заставить их работать на твой замысел, – вспоминает Рязанов о самом главном совете, который дал ему Пырьев в начале его карьеры.

«Карнавальная ночь» становится картиной, принесшей Эльдару Рязанову невероятную популярность. И это притом что Рязанов четыре раза порывался отказаться от работы над ней! Если бы не убедительные доводы и настойчивость Пырьева, картина могла не состояться.

– Пырьев сразу раскусил, что я человек слабохарактерный… И практически заставлял меня работать, не опускать руки, – признается сегодня Эльдар Александрович.

Чуть позже Рязанов ставит фильм «Девушка без адреса», а затем и «Гусарскую балладу» – знаменитую картину, недавно отметившую свой полувековой юбилей…

«Гусарская баллада»

Съемки фильма начались на киностудии «Мосфильм» в 1962 году.

– Я сформулировал для себя жанр «Гусарской баллады» как героическую музыкальную комедию с элементами вестерна, – рассказывает режиссер. Для советской эпохи это было довольно смелое решение…
Проблема возникла при подборе актеров на главные роли. Труднее всего было найти актрису, которая бы смотрелась органично в роли Шурочки Азаровой.

– Актриса, требующаяся на роль Шуры, должна была быть хороша и в женском платье, и в гусарском костюме, должна была обладать низким голосом и уметь петь. Мне хотелось опытную актрису, а в итоге взяли совсем молоденькую, но я ни разу об этом не пожалел! – говорит Рязанов.

– Какое же это было счастье – оказаться на съемочной площадке «Гусарской баллады»! – вспоминает Лариса Голубкина. – Я летела на «Мосфильм» на крыльях, когда получила предложение прийти на пробы от Эльдара Рязанова! Моя судьба сложилась бы совсем иначе, если бы я студенткой не попала к Эльдару Александровичу.

Картина вышла на экраны к 150-летию Бородинской битвы. И примечательный факт: за 50 лет в России не появилось фильма, который был бы достоин победы русских воинов. 200-летие Бородинской битвы Россия отмечала этим же шедевром!

– «Гусарская баллада» подвела черту первой фазе моего режиссерского обучения, – говорит юбиляр.

«Берегись автомобиля»

Долго и трудно снимался фильм «Берегись автомобиля». Вместе с неизменным соавтором, драматургом Эмилем Брагинским Рязанов написал повесть «Берегись автомобиля», которая была опубликована в журнале «Молодая гвардия». Фильм немного отличался от повести – он был намного грустнее… Поначалу киносценарий писался специально под Юрия Никулина, который должен был сыграть роль Юры Деточкина. Но фильм надолго законсервировали – до того момента, пока Рязанов не уговорил сыграть Деточкина Иннокентия Смоктуновского. Уговаривать пришлось долго – Смоктуновский снимался в другом проекте, и у него уже были проблемы со здоровьем. Но авантюрный Рязанов приехал к нему домой, долго умолял актера дать согласие и даже взял с него расписку, что он не просто обещает, а обязуется сыграть Деточкина.

«Эльдар»

Сейчас Рязанов ничего не снимает – но внимательно следит за тем, что происходит в современном кинематографе. Иногда возмущается, иногда сетует…

Современная тенденция снимать ремейки и сиквелы не нравится режиссеру, он признается, что никогда не смотрит ремейки собственных фильмов.

– Дважды в одну воду не вхожу! – так определил этот принцип своей жизни Рязанов. Сейчас вместе с женой Эммой Валерьяновной он управляет киноклубом «Эльдар» – центром отечественной кинокомедии.
– Хотя киноклуб «Эльдар» и носит мое имя, но это – государственное учреждение культуры, и я там наемный служащий, – говорит Рязанов.

Да, сейчас он ничего не снимает. Но его кинофильмы по праву вошли в золотую коллекцию Мосфильма. Каждый Новый год на каком­нибудь из общероссийских телеканалов обязательно идет «Ирония судьбы, или С легким паром!», не забывают и другие киноработы Рязанова – все это говорит о творческом бессмертии автора.

– Умение посмеяться над собой и над современными реалиями – вот мой главный козырь в азартной игре под названием жизнь! – говорит легендарный юбиляр.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!