Как в Приморье исчезла зайсановская культура

Победа нищих над развитыми?

16:22, 21 октября 2012 Культура
8af7f6c0a357729679b0b4740b911a6d.jpg

Первобытные приморцы. Кто они, чем занимались, во что верили, как обустраивали окружающее пространство и что оставили после себя? В истории нашего края есть много тайн, и зачастую археологи, ищя ответы в пластах древнего грунта, сталкиваются с новыми, еще более сложными загадками.

Итак, сезон раскопок в Приморье завершен. Ученые отмечают, что год выдался удачным. Одним из самых щедрых на находки стал археологический памятник Гвоздево-4. Здесь, по предварительным подсчетам, было обнаружено более 20 тысяч различных артефактов. В их числе – уникальное произведение первобытного искусства.

Гвоздево-4

Данный памятник был обнаружен в 2000 году в ходе археологической разведки. Вообще, археологическая разведка – дело непростое и, чаще всего, неблагодарное. Территория Приморья большая, не исследованных районов множество. Археологи изучают карты, отмечают места (желательно, не тронутые современной цивилизацией), где могли бы жить древние люди. Потом по этим местам ходят специалисты, шифруют грунт. В большинстве попыток это ни к чему не приводит. Но в случае с Гвоздево-4 ученых ждал успех. Именно здесь лопата археолога наткнулась на остатки древнего поселения.

Памятник Гвоздево-4 относится к периоду позднего неолита (4000-4300 лет назад). Расположен он в Хасанском районе Приморского края, в относительной близости с пунктом пропуска Краскино и деревней Зайсановка. Сейчас ее, правда, практически не существует – осталось от силы два дома. Древение поселения были и то многолюдней. Место с одной стороны омывает море, богатое биоресурсами. С другой – реки, в которые заходит красная рыба. Так что появление здесь первобытного человек вполне оправдано.

- Памятник интересен прежде всего тем, что содержит большое количество построек одного времени, - рассказывает Евгений Крутых, руководитель экспедиции, младший научный сотрудник сектора охранных археологических работ Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. - В археологии зачастую культурный слой бывает перемешан. Это характерно и для Приморья. Жили одни люди – от них остались какие-то следы. Прошло время, на их месте поселились другие, все перекопали, перемешали, принесли свои вещи. Для археологов важно, чтобы все найденные предметы находились в едином комплексе. Это даст возможность установить, какая вещь какому времени принадлежит. Так, на раскопках в Гвоздево-4 нами были обнаружены одно-культурные постройки и материалы. Это позволило максимально полно охарактеризовать людей, живших в тот период - зайсановскую неолитическую культуру.
- Памятник интересен также обилием материала, - продолжает Евгений Крутых. – Во время экспедиции, проведенной в августе 2012 года, здесь были обнаружены десятки тысяч находок.

О чем говорит безногая косуля?

Перед корреспондентом «В» на столе разложены наконечники стрел, бифасы (каменные обоюдоострые ножи), черепки посуды с причудливым орнаментом. Особняком лежат глиняная фигурка оленя с четырьмя отверстиями для вставных ножек, и черный, как антроцит, камень, глядя на который вспоминается группа «Черный обелиск».

- Это крупный нуклеус из обсидиана, - показывает Евгений Крутых. – Иными словами, вулканическое стекло. Нуклеус имеет некоторые потертости, которые свидетельствуют о его переноске. Предположительно, добыт у горы Пектусан, расположенной на границе Северной Кореи и Китая. Хотя говорить о границах применительно к неолиту – полная абстракция. Обсидиан там очень качественный, не обводненный (то есть с малым содержанием воды), крепкий и хорошо поддающийся обработке. Людям ради такого обсидиана было не сложно пройти 200 километров. Для опытного охотника – несколько дней пути. С помощью отжимника от нуклеуса отбивали подолговатые пластины, обрабатывали их, делали наконечники для стрел и ножи.

Уникальнейшей находкой неолита Приморья стала глиняная фигурка косули.

- В истории есть целый раздел первобытного искусства, - отмечает ученый. – Историки работают с тем, что есть. Где-то это камень, на котором нацарапано несколько черточек, и их пытаются как-то интерпретировать. Бывают камни с искусственно отколотыми краями или камни, формой напоминающие животных, которые в принципе могли служить человеку как предметы искусства. А тут - очевидная фигурка. Возможно, это была детская игрушка, какие и сейчас лепят из глины. Или же она имела какое-то сакральное значение. Сейчас мы занимаемся поиском ее аналогий. В Приморье таких нет в принципе. Ищем по всей России и за рубежом.

Также в числе находок - сосуды со сложно-фигурным арнаментом.

- Следует отметить тонкое качество выделки, - говорит Евгений Крутых. - Подобные орнаменты имеют сходство с античными меандром. Название этого мотива орнамента происходит от одноименный реки в Малой Азии, которая имеет очень извилистое русло.
Все это позволяет говорить о том, что зайсановская культура была для своего времени достаточно развитой. Подтверждают это и зерновки культурного проса, найденные при раскопках.

- Вероятней всего, жители имели какое-то знакомство с земледелием, - рассказывает ученый. - Выращивали культурное просо. Не факт, конечно, что они сами его выращивали. Возможно, это были их современники, жившие по близости и ведшие культурный обмен. Абсолютный переход к производящему хозяйству не требовался, потому что можно было просто пользоваться богатствами дальневосточной природы.

Далекий предок чукчи?

Зайсановцы названы в честь деревни Зайсановки, рядом с которой в 50-е годы прошлого века было найдено первое поселение этих древних людей. Оно, кстати, расположено вблизи от Гвоздево-4. Не сложно дойти пешком. Оба поселения существовали приблизительно в одно время и, возможно, имели между собой контакты.

Гвоздево-4 было небольшим поселением. Жило там от 20 до 40 человек. Правда, сейчас там начато исследование большого жилища. Размеры его позволяют жить семье в 12-15 человек. А таких, по всей видимости, будет открыто не одно.

- Вместе жило несколько крупных семей – о племени даже говорить не стоит - которые образовывали один поселок. Таких поселков было много и они общались между собой, - подчеркивает Евгений Крутых.

Можно представить себе примерный облик зайсановского поселения. Дома строились из дерева. Сперва вырывался котлован – глубиной до метра, по сторонам которого вкапывали четыре основных столба. Создавался своего рода каркас здания. Сверху настилалась крыша из жердей, дерна или шкур. Были временные постройки вроде летней кухни, которые возводились без котлована. Имелся двор, где жители занимались примитивными ремеслами вроде выделки шкур. Тут же на веревке, протянутой меж двух жердей, сушилась рыба. Была площадка для колки камня. Скорее всего, были помещения для хранения зерна. Его хранили в керамических сосудах, защищая от мышей.

Поселения зайсановцев имели автономный характер, то есть могли обеспечивать себя сами. Жили мирно, укреплений вокруг жилищ не возводили. Конфликты между поселениями могли возникать из-за женщин, которые переходили из семьи в семью, или из-за мест добычи. Что, в общем, характерно и для нашего времени.

Ориентировочно, зайсоновцы были представителям монголоидной расы. В Интернете можно прочитать интересный слух, якобы зайсановец является дальним предком современного чукчи. Что, конечно, лишено любых оснований, кроме юмористических.

- Как они выглядели, мы сказать не можем, - говорит Евгений Крутых. - Достоверно говорить о характере антропологии человека можно только имея результаты исследования могильника, где есть человеческие останки. Таких находок зайсановской культуры пока нет. К сожалению, могильники в Приморье плохо сохраняют костные останки. Кости распадаются буквально за несколько сотен лет. Но, даже если костей найти не удастся, а будет найден просто могильник, это тоже будет удачей. Можно будет установить обряд захоронения, какие вещи клали вместе с покойником.

Бежали второпях

- Что же случилось с культурой зайсановцев?

- Есть версия, что они могли просто ассимилироваться с пришедшим сюда в результате миграции населением, которое символизировало собой эпоху палеометалла – первоначального освоения железа. Это население, у которого совершенно иной уровень материальной культуры, более бедный и примитивный по сравнению с зайсановцами: не орнаментированная керамика, какие-то простейшие орудия. Но есть и другая версия. Возможно, это новое население своей массовостью выдавило или перебило зайсановцев. Некоторые их поселения – например, Реттиховка-Геологическая - имеют следы пожаров. Такое ощущение, что огромное количество нищих людей пришло, все пограбило и ушло. Или осталось здесь, начав медленно развиваться.

- Гвоздево-4 тоже было сожжено?

- Следов горелостей там нет. Но материала - огромное количество. Создается впечатление, что поселение было просто оставлено. Возможно, жители сильно торопились. Обычно, когда нужно быстро ретироваться, бросают тяжелые и неудобные вещи – горшки, кувшины и прочее. Культовые или статусные вещи, вроде того же нуклеуса или фигурки оленя, как правило, забирают с собой. Может быть, случился мор или внезапный набег. Ответить пока не представляется возможным. Серьезное изучение людей зайсановской культуры только начинается. Сейчас идет накопление информации и каждый год приносит новые детали. Может быть, последующие экспедиции прольют свет.

Источник: Сергей Петрачков «VladNews»

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!