Конференция «Формирование образовательного пространства АТЭС» во Владивостоке

Это первое мероприятие в рамках председательства России в АТЭС, которое проводится в Приморской столице

11:18, 10 июля 2012 Политика
d7f8da33953953cc28970578ec27c9c9.jpg

9 июля открылось первое мероприятие в рамках председательства России в АТЭС, которое проводится во Владивостоке – международная научно-практическая конференция «Формирование образовательного пространства АТЭС».

Основная тема конференции – укрепление регионального и трансграничного сотрудничества по вопросам высшего образования в АТЭС. Встреча проводится в контексте приоритетов председательства России в АТЭС, российских инициатив в АТЭС, а также итогов встречи министров образования экономик АТЭС 21-23 мая 2012 года в Корее.

Основной целью проведения конференции организаторы ставят содержательное наполнение приоритетов председательства и инициатив России в АТЭС. По итогам встречи экспертов во Владивостоке планируется разработать предложения по ответам на глобальные вызовы, стоящие перед вузами, а также механизмы академической мобильности и укрепления академической репутации российской системы высшего образования.

Открывая в понедельник международную конференцию, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский отметил важность образовательной сферы для современной экономики:

– Сегодня темпы глобализации образования отстают от темпов глобализации экономики. Но ведущие экономики все чаще и чаще обращаются к образовательной теме, поэтому сейчас очевидно: та страна, которая сумеет правильно использовать образование – и выиграет в конкурентной борьбе.

Главная образовательная инициатива России в рамках АТЭС касается создания университетской сети – с этим предложением осенью прошлого года выступил ДВФУ. Проект представляет собой единое информационное пространство, объединяющее высшие учебные заведения АТР. Проект нацелен на последовательное формирование механизма взаимодействия университетов АТР, обеспечивающего мобильность студентов, преподавателей и научных сотрудников, разработку совместных программ и курсов. Реализация инициативы ДВФУ по созданию университетской сети в АТР – один из ключевых аспектов интеграции системы российского образования в образовательное пространство АТР.

– Мы не говорим о создании одного глобального университета – это не нужно, – добавил Владимир Миклушевский. – Мы видим это, как сотрудничество университетов в части создания гибких образовательных траекторий. Например, несколько вузов в мире имеют сильные программы по биологии моря, в том числе и ДВФУ. Мы могли бы создать гибкую образовательную траекторию, когда студент слушал бы лекции у лучших профессоров в разных университетах, где преподают этот курс. Задача образовательного пространства АТЭС на первом этапе – найти такие гибкие образовательные траектории для того, чтобы мы могли воспитывать уникальных специалистов.

На практике реализация этой инициативы вырисовывается как сотрудничество в области разработки и реализации магистерских и докторских программ и общих курсов, обеспечение непрерывного образования в формах повышения квалификации, переподготовки и специализированной подготовки, содействие визитам преподавателей для чтения лекций, а также совместной научно-исследовательской деятельности.
Также, создавая сетевой университет, по мнению Владимира Миклушевского, необходимо учитывать и то, что вузы всегда находятся в конкурентной среде. – Тем не менее, я уверен: такое может получиться. Мы знаем примеры сотрудничества среди авиаперевозчиков, которые позволяют в самой жесткой экономической среде создавать такие альянсы, которые как улучшают экономические показатели, так и повышают пассажиропоток. В образовательных программах сотрудничество такого рода тоже вызывает интерес, – считает Владимир Миклушевский.

Говоря на конференции о механизмах реализации инициативы Федерального университета в части создания сетевого университета, заместитель директора Департамента международного сотрудничества Министерства образования и науки РФ Виктор Смирнов отметил:

– Изначально наша идея базировалась на создании интернационального взаимодействия вузов на государственном уровне. Теперь мы видим, что здесь необходим индивидуальный подход к разным странам. Инициатива Федерального университета много обсуждалась и эта конференция поможет понять экономикам АТЭС, как мы сможем реализовать эту идею и что нам нужно для этого сделать. В России такое понимание уже есть.

– Уже сегодня страны региона делятся на два блока: на заинтересованные в открытии рынка образовательных услуг и незаинтересованные. Главный принцип АТЭС – учет мнений всех экономик по итоговым решениям. АТЭС – это всегда консенсус, потому мы ищем вариант, который будет учитывать интересы и тех, и других. Разным странам мы предлагаем разноскоростное участие в сотрудничестве, – дала пояснение руководитель инновационного направления Российского центра исследований АТЭС Наталья Стапран. – Многие экономики готовы к интернационализации своего образовательного рынка, а открытую поддержку с самого начала выразили такие страны как Китай, Новая Зеландия, Австралия, Вьетнам, Таиланд и другие.

Первая секция работы конференции была посвящена требованиям к образовательной сфере, которые ставит перед обществом современность. В своем докладе советник вице-президента Фонда «Сколково» академик Алексей Семенов особо отметил изменения, которые претерпевает система российского образования в последнее время:

– Двадцать два года назад трудно было представить, чтобы мы вот так собрались и обсуждали глобализацию образовательного пространства. Система образования в СССР была очень ограниченной: она базировалась на отраслевых, можно даже сказать, корпоративных университетах, которые готовили узкоспециализированные кадры для конкретных предприятий. В последние годы система российского образования проходит через коренные изменения, основой для которых стал переход на двухуровневое образование и присоединение к Болонской системе. Все это повлияло на вузы кардинальным образом и позволило сегодня нам обсуждать с инициативы России вопросы глобализации образовательной сферы и создания сетевого университета в огромном регионе.

Среди участников конференции – представители секретариата АТЭС, рабочей группы по развитию человеческого потенциала, образовательной сети (EDNET) АТЭС, международных организаций, министерства образования и науки РФ, профильных министерств экономик АТЭС, российских и зарубежных университетов, профессиональных изданий.

В конференции принимают участие такие эксперты в области глобализации и интернационализации образования, как председатель Австралийской ассоциации деканов бизнес-школ профессор Макс Бесселл (Университет Аделаиды, Австралия); крупный специалист по реформам в сфере образования и развитию образования в странах АТР профессор Ян Жуй (Университет Гонконга); директор программ Секретариата АТЭС (курирует взаимодействие Секретариата АТЭС с рабочей группой по развитию человеческого потенциала) Лу Чживэй. Из российских участников следует отметить профессора Исака Фрумина – научного руководителя Института развития образования Государственного университета (Высшая школа экономики); советника вице-президента Фонда «Сколково» академика Алексея Семенова; исполнительного директора Российского центра исследований АТЭС Павла Кадочникова.

Во второй день конференции, 10 июля, ожидается визит генерального секретаря Ассоциации тихоокеанских университетов (АПРУ) Кристофера Тремевана. Напомним, что АПРУ – это объединение 42 ведущих исследовательских университетов 16 стран АТР. Единственным членом этой ассоциации от России является Дальневосточный федеральный университет.














Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!