Театр оперы и балета во Владивостоке: между Ла Скала и ДК

Ближайшие 10 лет театр оперы и балета во Владивостоке будут сохранять для редких гастролей

12:55, 17 мая 2012 Общество
2cb0291a4e00bfae54cc7eca200b6fb7.jpg

Помню, первые иностранцы, прибывающие во Владивосток в 90-х, живо интересовались: а есть ли у вас театр оперы и балета? Мы пожимали плечами: а зачем? У нас есть филармония, театр Горького, молодежный, флотский, кукольный театры… Оказалось, что по нормам потребления культурных услуг в цивилизованном обществе театр, где дают оперу и балет, т.е. интернациональное высокое искусство, – это показатель цивилизации. Есть оперный театр в регионе – мы культурные.

Нет, тогда можно говорить, что по улицам тигры ходят, а мы за ними с дубьем бегаем.

«Чтоб не хуже других»… за 2,5 млрд рублей

Прошло двадцать лет. Театр, чтоб не хуже всех, построили. Идея бывшей первой леди Приморья Ларисы Белобровой про высокое искусство была, безусловно, здравой и перспективной. Но мы, приморцы, при всем уважении к Ларисе Дмитриевне, так и не поняли, что дальше. Кого мы там услышим: Доминго, Нетребко? Что посмотрим? «Лебединое озеро» в постановке лондонского театра Ковент­-Гарден или нашего Большого театра? Впрочем, теперь-то что рассуждать?..

Государство – притом что проблем в стране немерено – выложило из федерального бюджета на высокую культуру для Приморья 2,5 млрд рублей. Правда, из перечня объектов саммита АТЭС театр оперы и балета то исчезал, то появлялся фениксом. Победили настойчивость и пробивные способности экс-губернатора Сергея Дарькина, который готов был строить храм музыки и танца даже на насыпном острове посреди Амурского залива.

Остановились проектанты нашего светлого будущего на сооружении по типу самого современного южнокорейского оперного театра Коян «куб в кубе». Его омские градостроители адаптировали и привязали к местности мыса Чуркина во Владивостоке. Теперь он красуется как раз напротив краевого драматического театра. В будущем храме искусств два зала – на 200 и на 1500 мест и современнейшее сценическое оборудование.

Сейчас строительная компания умоляет-требует назвать имя художественного руководителя театра, потому что больше половины мощностей уже надо принимать. Кому-то нужно подписывать акты. Сколько и какого размера гримуборных надо театру, какой численности будет балетная труппа, хор, оркестр? Это все технические условия, которые надо соблюсти при отделке сооружения, чтобы потом не пришлось ломать и переделывать инфраструктуру под другие творческие задачи.

Приговор: 180 млн рублей в год

В управлении культуры Приморья посчитали, что на такой объем посадочных мест и кубатуры сцены театру надо по 40-50 человек оперной труппы, балета, хора, и 100 человек оркестра. Итого – 250 творческих единиц. А если ничего не ставить? Можно и так. Но чтобы только сохранять построенное – отапливать помещение, смахивать пыль, содержать все коммуникации в функциональном режиме – нужен персонал почти в 400 человек. Их зарплата и коммунальные платежи обойдутся в 180 млн рублей в год. Стоят эти амбиции того или нет – уже давно решили и за нас, и за ныне действующую власть, которой придется «из этого лимона делать лимонад».

По расчетам управления культуры Приморья в течение 10 лет театр будет выходить на самоокупаемость. А 180 млн рублей в год тяжким бременем лягут на приморского налогоплательщика. Но сразу надо сказать, что на самоокупаемость «опера и балет» не выйдут никогда, как, впрочем, и другие виды искусства. Приморцы уже нечто подобное знают. Кинофестиваль Pacific Meridian каждый год уносил из бюджета значительные суммы и никогда ничего не возвращал. Впрочем, «Меридианы Тихого» народу полюбились. И все свято верят, что кинофестиваль поднимает статус Владивостока. Может быть, так и есть. И оперой и балетом, наверное, будем гордиться.

Владивосток оперный, но не балетный

Как прокатная площадка приморский театр оперы и балета рассматривался на прошлой неделе на совещании у Владимира Миклушевского. Губернатор собрал представителей творческих кругов города и спросил: что делать?

Известный во Владивостоке импресарио, исполнитель на классической гитаре Виктор Баранов сообщил губернатору Миклушевскому, что в 80-е годы во Владивостоке был расцвет оперного искусства. Академический театр им. Горького под руководством Ефима Звеняцкого осуществил постановки «Иоланты», «Травиаты», «Риголетто». Нашлись творческие силы, был неимоверный труд, но и оперы получились, по мнению Виктора Баранова, блистательные. Живы и еще в творческих силах первые оперные солисты Владивостока.

После реорганизации в 90-х оркестр телевидения и радио был передан филармонии. С ним отошла и классическая опера со всеми солистами, декорациями и костюмами. Но в филармонии ее благополучно разогнали: уволились известные артисты Игорь Волков, Елена Минина, Лариса Шалина, Елена Миклушенко. Никаких отечественных постановок не было, но случались иностранные интервенции в виде Дрезденской оперы с «Волшебной флейтой» и «Фигаро».

Конечно, Тихоокеанский симфонический оркестр, которым еще полгода назад руководил известный дирижер и яркая творческая личность Михаил Аркадьев, сегодня вполне боеспособен, но слаба духовая группа. Говорят, духовиков можно занять у военных: музыканты перебежали из одного коллектива в другой на более высокооплачиваемые должности (с пайковыми). И если военный оркестр укрепить струнниками, то тоже, по мнению музыканта Баранова, получится достойно.

– Мне удалось в самые тяжелые для высокого искусства годы, когда это вообще никого не интересовало, организовать и осуществить пять опер на сцене Пушкинского театра, – напомнил он. – В прибежище оперного искусства блистали Игорь Волков, Елена Минина, Лариса Шалина – все заслуженные артисты России.

Виктор Баранов предлагает наметить к постановке в будущем театре несколько опер, которые не требуют большой сценографии и дорогостоящих костюмов. Это могут быть «Кармен» и «Чио-Чио-сан» с привлечением корейских коллег, а потом по силам и на «Севильского цирюльника» замахнуться. Пушкинский театр может стать творческой лабораторией, где будут обкатываться постановки. Главное, чтобы молодежь талантливая из Владивостока не уезжала.

Ефим Звеняцкий, напротив, считает: при всем уважении к Дальневосточной академии искусств и музыкальному училищу города они могут в год поставлять театру оперы и балета (очевидно, того уровня, на который замахивался бывший губернатор) не более одного воспитанника, чей талант был бы приемлем и соответствовал среднему российскому уровню. Значит, на местную труппу оперных солистов можно рассчитывать лет эдак через десять. Такой же срок потребуется и для подготовки балетной труппы театра. Однако при условии, что будут выписаны педагоги из признанных балетных центров РФ – Перми, Москвы, Санкт-Петербурга.

Отдельно стоит вопрос о жилье для привлеченных творческих сил. Если взять в пример Красноярский театр оперы и балета, то при его открытии в 70-е годы прошлого века рядом с театром построили 300-квартирный дом для труппы. Из центральных альма-матер высокого искусства целыми курсами, как на комсомольскую стройку, отправляли в Красноярск артистов, музыкантов, хореографов. Это было время громких советских лозунгов об освоении Сибири. В наше время подобное, согласитесь, вряд ли возможно.

Кого слушать-то будем?

Кажется, в творческом сообществе Владивостока наметился конфликт интересов. Одни считают, что нельзя превращать театр оперы и балета в прокатную площадку для поп-групп, а надо использовать ее по назначению, то есть для высокого оперного искусства, и растить свои кадры.

Другие уверяют: хороши все средства для сокращения расходов на содержание «дорогой игрушки». Вплоть до частичного аутсорсинга, то есть передачи ряда функций сторонним организациям. Например, пригласить оператора театра, который будет заворачивать к нам – как это делает Росгосцирк – гастрольные туры, проезжающие в Японию, Корею, пролетающие в США и т.д.

Есть и третья сторона, выступающая против самодеятельности в новом театре оперы и балета. По их мнению, постановки в исполнении местных коллективов и солистов могут дискредитировать саму идею высокого искусства. И тогда к нам никто из уважающих себя мировых оперных див уже не приедет...

Требуются ответственные и знаменитости

Что имеем? Губернатор Владимир Миклушевский поручил лично курировать амбициозный проект прежних властей новому вице-губернатору Приморья Ирине Васильковой. Она в содружестве с Ефимом Звеняцким и творческим сообществом Владивостока должна подобрать трех ответственных по театру. Срочно требуются: художественный руководитель, коммерческий директор и административно-технический управленец. Они будут принимать театр оперы и балета, разрабатывать творческую концепцию и отвечать за последствия… Кто готов?

Тем более что приемку здания краевые власти собираются осуществить уже в сентябре. По словам Васильковой, примерно в это же время у нас состоится первое представление, на которое позовут самый лучший творческий коллектив мира. Выбором и приглашением гостей займется специальная прокатная компания. Она-то и будет первое время возить артистов в приморскую столицу.





Источник: Нателла Терещенко, "Владивосток"

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!