Зачем Навальный подставил под общую свалку граждан

Для честолюбца некоторое количество разбитых морд не может представлять существенного препятствия

19:06, 9 мая 2012 Общество
4ddb129ba54012ddca1849e6a77908be.jpg

Причина тому, что народный борец А. А. Навальный подставил под общую свалку граждан, совсем о мордобое не договаривавшихся, но всего лишь вышедших похулить В. В. Путина, довольно проста.

Уже как минимум три месяца идет, говоря биржевым языком, устойчивое падение протестного тренда. Не то, чтобы до 6 мая тренд падал совсем резко – падение было довольно пологим, – но в политической борьбе и устойчивое пологое снижение успеха очевидным образом не сулит. После зимнего натиска, внушавшего освободителям немалые надежды – «Близок час победы! Ура! Мы ломим!», наступило весеннее увядание. Одно дело – всевозрастающий напор, который дает шанс на решительную викторию, другое дело – ритуальное мероприятие вроде первомайской демонстрации или, как это называется в Японии, дня весеннего наступления трудящихся, каковой ритуал ни к какой виктории не ведет, а совершается более для порядка. Надо же как-то структурировать календарный год и организовывать досуг сознательных граждан.

Такой организацией досуга уже много лет занимается Г. А. Зюганов. И досугующие, и организующие – вроде как все при деле, но для честолюбца, желающего домогаться власти, таковая зюганизация протеста есть черная энтропия и тепловая смерть вселенной. Все, что угодно, но только не это, тем более что финал зюганизации очевиден, тогда как в результате резкого телодвижения возникает хотя бы теоретически отличная от нуля возможность переломить тренд и перейти от увядания к движухе.

Для честолюбца некоторое количество разбитых морд (а для жестокосердого честолюбца – и некоторое количество проломленных черепов) не может представлять существенного препятствия, ибо зачем так уж сентиментальничать с навозом истории. Тем более что провокаций теперь особенно не принято стесняться. Приятная во всех отношениях дама К. А. Собчак так и сообщает открытым текстом: «Вчера я приняла очень непростое решение для себя – первый раз с 24 декабря не пойти на митинг. Приняла это решение, скажу откровенно, так как знала заранее, что основная цель будет стояние на мосту, прорыв и сидячая забастовка». То есть поберегла физическую целостность своего лица, что до чужих лиц, то не больно и жалко. Равно как и честный журналист О. В. Кашин открытым текстом (хотя все-таки post factum) сообщает, что провокация есть дело хорошее: «Удальцов, Навальный и прочие сели на асфальт, и, благодаря этому, мне теперь стыдно за то, что меня не было рядом с ними». Рукопожатность последовательным образом перешла в ту фазу, когда теперь уже все можно. В том числе и обманом подставлять людей под бой.

С точки зрения сугубо макиавеллической можно ободрять себя тем, что победителей не судят, а кто не рискует, тот не пьет шампанского. Не говоря уже о том, что, как разъясняет та же К. А. Собчак, «В нарастании жесткости протеста виновата власть и только она одна» («Господа присяжные, да кто бы из вас не зарезал соперницу?», «Господа присяжные, да кто бы из вас не бросил детей в свалку с мордобоем?»).

Но даже и для макиавеллиста проблема здесь в том, что рискующий тоже не всегда пьет шампанское. Рискованная провокация дает некоторый шанс, но гарантию дает только страховой полис. Иногда она срабатывает. Б. Муссолини, возглавив поход на Рим («марш миллионов» образца 1922 г.) въехал в Вечный Город на горячем коне и открыл двадцатилетнюю фашистскую эру. Строго говоря, въехал он в спальном вагоне ночного поезда «Милан – Рим», а в коня вагон был преобразован в последующей фашистской иконографии, но в общем-то какая разница. Равно как и М. Н. Саакашвили в 2003 г. въехал в здание грузинского парламента, где немного поломали мебель – и уже девятый год бессменно правит, и никто его особенно не судит.

Иное дело, что наряду с Муссолини и Саакашвили встречаются и менее удачливые политики, к числу которых, похоже, относится и А. А. Навальный. Его беспрестанные твиты о помощи, датированные вечером 6 мая, более всего напоминают телефонные переговоры (твиттера тогда еще не было) А. В. Руцкого, датированные утром 4 октября 1993 г. и выдержанные в жанре «К нам на выручку идет сам Иосиф Кобздон!» (сохранена подлинная орфография расшифровки). Не было пока твита на тему «Валера! Ты же христианин, ептыть!», но, возможно, это будет при следующем прорыве.

Если, конечно, таковой вообще состоится. После Навальной акции от 6 мая на следующий день, 7 мая, миллионы редуцировались до 100 борцов, включая репортеров. Так что бывают и сильно неудачные провокации, исход которых более напоминает финал «Пиковой дамы» –

«– Туз выиграл! – сказал Германн, и открыл свою карту.

– Дама ваша убита, – сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама...

– Старуха! – закричал он в ужасе.

Чекалинский потянул к себе проигранные билеты. Германн стоял неподвижно. Когда отошел он от стола, поднялся шумный говор. – Славно спонтировал! говорили игроки. – Чекалинский снова стасовал карты: игра пошла своим чередом».

Окажется ли народный герой в Обуховской больнице в 17 нумере, мы не знаем. Полечат, вылечат авось.

Источник: vz.ru

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!