Конфликты на работе: как правильно ссориться

Именно умение идти на компромиссы специалисты считают самой сложной, но весьма продуктивной тактикой

15:48, 19 января 2012 Общество
06c271f73ef54c411d097b0de5203ab7.jpg

В рабочем коллективе мы проводим немало времени, а потому любой конфликт сильно осложняет нам жизнь. Как вести себя, если размолвка все-таки произошла, или если любимая работа перестала радовать? И бывают ли конфликты во благо? Исследования на эту тему провели крупнейшие порталы по поиску работы.

Прогресс возможен, если не переходить на личности

Об этом пишет в своем исследовании портал SuperJob.ru. Несмотря на то, что офисные конфликты принято осуждать, специалисты-конфликтологи давно доказали: без размолвок и ссор не может существовать ни одна общественная система, в том числе рабочий коллектив. Более того: нередко именно конфликт становится двигателем прогресса.

К примеру, один отдел в компании постоянно конфликтует с другим из-за того, что необходимые сведения не передаются вовремя. Результатом разрешения такого конфликта вполне может стать установка нового программного обеспечения для быстрого обмена данными. Однако не всякий конфликт в рабочем коллективе можно разрешить конструктивно.

Особенно опасны в этом плане те конфликты, участники которых переходят на личности, задевая чувство собственного достоинства сослуживцев. Поэтому конфликтологи рекомендуют по возможности предупреждать конфликты в рабочих коллективах, а если они появляются – учиться разрешать их с пользой.

При этом, по данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, подавляющее большинство россиян (86%) привыкло разрешать конфликты самостоятельно. Лишь 5% работников привлекают к решению проблемы коллектив и только 2% обращаются к начальству.

Вообще конфликты в рабочих коллективах делят на два типа: вертикальные (не ладят начальство и подчиненные) и горизонтальные (ссорятся равные по положению сотрудники). Причин для рабочих ссор, конечно, может быть множество. Например, недостаточно четко прописанные обязанности сотрудников, разного рода нововведения или несовместимые психотипы коллег, работающих "в связке".

Настоять на своем или "превратиться в страуса"?

Как вести себя при этом? Уступить, спокойно и аргументированно настаивать на своем, выбрать "политику страуса" (внешне уходить от открытого разрешения конфликта) или пытаться найти компромисс?

Именно умение идти на компромиссы специалисты считают самой сложной, но весьма продуктивной тактикой разрешения конфликтов. Хотя, конечно, это в каждой ситуации выбор человека в зависимости от его психотипа, места, которое он занимает в коллективе и многих других факторов.

Между тем, психолог-консультант, ведущий специалист Психологического центра на Волхонке Илья Шабшин считает, что стратегия поведения в конфликте, которую человек обычно выбирает, в большинстве случаев связана с особенностями его характера и привычками, нежели с конкретикой самой конфликтной ситуации. Такое мнение он высказал в исследовании, проведенном порталом Rabota.ru.

По мнению специалиста, знания о разных стратегиях поведения в конфликтах необходимы, так как они помогают понять действия других людей. "То есть определить, какой стратегией пользуется прямо сейчас ваш оппонент и, соответственно, ответить более точно и адекватно", - считает Шабшин.

А вот старший партнер компании Tom Hunt Владимир Якуба рекомендует опасаться ухода в крайнюю степень каждой стратегии. "Вступая в конфликт, не обязательно принимать какую-то одну стратегию поведения, лучше использовать их сочетание. И, конечно же, смотреть на конфликт со всех сторон. Нет правильной и неправильной стратегии, есть правильное или неправильное ее применение", - считает Якуба.

Причины драк и ссор коллег

Однако не всегда в конфликтных ситуациях побеждает здравый смысл. Даже на работе. Чуть ли не каждый четвертый российский работник хоть раз, да применял физическую силу по отношению к своим коллегам. Причем большинство "агрессоров" (88%) совершенно не сожалеют о содеянном. Об этом свидетельствуют результаты интернет-опроса, проведенного порталом по поиску работы Joblist.ru.

Что побудило драчунов применять силу? Самый распространенный ответ на этот вопрос (41%): "По-другому коллега не понимал". Чуть меньше (33%) ответили, что причиной стала "тупость и непонимание элементарного". А вот несправедливость в словах и поведении (по данным этого исследования) считают достаточным основанием для драки 32% респондентов.

Однако тех, кто открыто идет на конфликт с коллегами все-таки не так много. По крайней мере, как свидетельствуют данные еще одного всероссийского опроса, проведенного порталом Joblist.ru, постоянно ссорятся с коллегами на работе только 6% россиян. Из них 78% россиян ссорится с коллегами только из-за рабочих вопросов, а вот личные отношения становятся причиной ссор в 33% случаев.

Источник: glamur.us

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!