Марксисты не смогли объяснить, что такое совесть

При входе в монастырь Святейшего Патриарха Кирилла облачили в мантию

12:09, 17 ноября 2011 Общество
1dd5bc45841a4f946b11ff0e2d772385.jpg

Предстоятель Русской Православной Церкви выступил перед ливанскими студентами, он в частности сказал: «Марксистская философия рухнула только потому, что не могла убедительно объяснить, что такое человеческая совесть».

Вчера, 15 ноября, в последний день своего официального визита в Антиохийский Патриархат, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский Баламандский монастырь, сообщает Патриархия.ru. Возле обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали множество детей и взрослых, братия обители, учащиеся Богословского института. По пути следования Предстоятеля Русской Церкви висели транспаранты на русском языке: «Добро пожаловать», «Семья Баламанда приветствует Патриарха Московского и всея Руси на нашей земле».

При входе в монастырь Святейшего Патриарха Кирилла облачили в мантию. Благословляя крестом собравшихся богомольцев, Его Святейшество проследовал в храм, на пороге которого его встречал Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий. Предстоятель Русской Православной Церкви был возведен на Патриаршее место.

В храме был совершен молебен, в ходе которого Патриарх Игнатий возгласил ектению с прошениями о здравии Патриарха Кирилла. За богослужением молились иерархи Антиохийского Патриархата, а также преподаватели и студенты Богословского института святого Иоанна Дамаскина, российские соотечественники, проживающие в близлежащих районах Ливана, арабские православные верующие. По завершении молебного пения ректор Богословского института приветствовал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святейшему Владыке были поднесены памятные подарки.

Поблагодарив за приветствие, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Я имею возможность в третий раз посетить Баламандский университет, но то, что я увидел сегодня, сильно отличается от того, что я видел многие годы тому назад: то семя, которое посеял Блаженнейший Владыка Игнатий, принесло обильный плод. Непростой была политическая ситуация в стране, непростыми были условия для жизни и трудов, и нужно было иметь огромное мужество, нужно было иметь пророческое видение, чтобы положить начало создания здесь духовной школы – богословского института и университета, который стал важным интеллектуальным явлением в жизни современного Ливана. Во всей Православной Церкви с признательностью относятся к этому подвигу Блаженнейшего Игнатия, а также всех тех, кто был вместе с ним, кто сейчас вместе с ним. Вы делаете все вместе большое дело, очень важное не только для Ливана, но и для всего Вселенского Православия. Современная богословская школа, существующая в Антиохийском Патриархате, являет собой пример того, как, сочетая церковную традицию благочестия, веры, можно развивать интеллектуальные знания, в том числе и для того, чтобы разумно поддерживать миссию Церкви».

«Мир рационализируется, и ни одно явление сейчас не принимается, если оно не будет достаточно логично представлено, если оно не будет иметь интеллектуальную поддержку, и это имеет отношение, в том числе, и к церковной проповеди, к свидетельству о Христе. Современное общество устроено так, что огромное значение имеют логика и сила интеллектуального убеждения. И для того, чтобы священник обладал такой способностью, он должен получить высшее образование, он должен быть человеком современным, потому что самая главная задача Церкви — словами актуализировать все то, что Христос сделал и сказал для спасения рода человеческого. Актуализация христианского послания есть наша огромная задача. Оно не может принадлежать только прошлому, оно не может принадлежать только культурной традиции; только когда христианское послание будет актуальным, оно будет мотивировать поступки людей в их личной, семейной, общественной, государственной жизни. Это очень непросто – представлять вечные, неизменные, Божественные истины в тех категориях мысли и тем языком, которые убеждают современного человека», - отметил Патриарх Кирилл, призвавший своих слушателей помнить, что именно через их слова «должно жить христианское послание в сердцах людей». «Только тогда будет возгораться пламя веры, когда современный человек будет способен принять все то, о чем говорит ему Церковь», - подчеркнул он.

Затем Предстоятель Русской Церкви направился в Баламандский университет, где его приветствовал ректор этого учебного заведения Эли Салем. В ходе беседы, которая прошла в кабинете ректора, он рассказал об истории и современной жизни университета. Затем состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с преподавателями и студентами Баламандского университета. В актовом зале собралось около пятисот слушателей, среди которых также были заместитель председателя Национальной ассамблеи Ливанской Республики Фарид Макари, посол России в Ливане А.С.Засыпкин, посол Украины в Ливане В.А.Коваль, иерархи и клирики Антиохийской Православной Церкви, члены делегации Московского Патриархата.

Представив присутствующим свою книгу «Свобода и ответственность», изданную на арабском языке, Патриарх Кирилл сказал: «Баламандский университет начал свою историю как православная богословская школа. Инициировал создание этой школы Блаженнейший Патриарх Игнатий, и мой первый визит в Баламанд был в 1991 году, вскоре после создания этого учебного заведения. Сегодня, увидев это место, я понял, какое огромное развитие произошло за эти годы. Возникло многопрофильное высшее учебное заведение, призванное готовить интеллектуальную элиту – тех людей, от деятельности которых во многом будет зависеть судьба Ливана и, наверное, не только этой страны. Сейчас очень многие страны идут по пути жесткой секуляризации своей жизни и считают, что только секулярный подход к организации общества способен снять проблему межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Этот подход развивает принципы светской нерелигиозной этики. И вот эта светская внерелигиозная этика сталкивается с огромными вызовами, с огромными проблемами».

Остановившись на проблеме кризиса современной светской морали, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Вы хорошо знаете, что в Советском Союзе была поставлена цель построить безрелигиозный мир, безрелигиозное общество. Для того, чтобы осуществить этот грандиозный проект, требовалась философия, и она была создана – философия марксизма-ленинизма. Над ее созданием работали целые научные институты. Была построена очень стройная философская система, которая объясняла вроде бы все – от начала творения и до эсхатологии. Все стороны жизни были объяснены убедительно, логично, кроме одного пункта – этики. Марксизм, будучи нерелигиозной философией, считал, что такие понятия, как совесть, нравственные ценности, являются относительными: никакого Бога нет, никакого Абсолютного начала для этики не существует, этические концепции возникают под влиянием окружающей среды. Центральная идея этой философии заключалась в следующем: бытие, жизнь определяет сознание. Из этого делался вывод, что нет абсолютной морали, есть морали частные, и самой правильной моралью является мораль рабочего класса. Был сформулирован лозунг: хорошо то, что хорошо для рабочего класса. Но на самом деле мораль либо одна, либо ее не существует вовсе – ведь и в Германии в XX веке тоже говорили, что хорошо то, что хорошо для великой Германии. Если этика относительна, то ее не существует. И вся марксистская философия рухнула только потому, что не могла убедительно объяснить, что такое человеческая совесть, почему эта совесть одинаково работает в любой точке земного шара, почему есть общее понимание добра и зла в масштабах всей человеческой цивилизации. Это невозможно было объяснить с точки зрения эволюции, с точки зрения естественного происхождения морали».

«Почему я позволил себе этот экскурс в прошлое моей страны? Потому что общество, которое создавалось на основе относительной морали, оказалось нежизнеспособным. Но что теперь происходит в мире сегодня? Повторяется то, что было в Советском Союзе, только без всякого марксизма-ленинизма. Современное секулярное общество провозглашает относительность морали, ссылаясь на свободу и права человека: нет абсолютного критерия различения добра и зла, каждый человек сам в себе носит этот критерий, и то, что добро для меня, может быть не добром для другого. Отсюда и относительность морали. И это считается достижением эпохи, в которой мы живем. Той самой эпохи, которая у философов получила именование постмодерн. Выбирай любую модель поведения, есть только одно условие: твоя свобода не должна ограничивать свободу другого человека. Совершенно безразлично, во что ты веришь, каковы твои идеалы, совершаешь ты грех в жизни или ты борешься с грехом, присутствует в твоей жизни нравственное развитие или деградация. Это не интересует никого. Твоя свобода не должна ограничивать свободу другого. И еще присутствует система общественного договора, который выражается в законодательстве: не делай то, что запрещено законом. А как же добро и зло? А как же грех? Нет греха – есть плюрализм взглядов, есть свобода личности. И понятие греха уходит из современного секулярного общества. Что тогда означает нравственное совершенство личности? Не ясно. К чему приводит такое понимание свободы, оторванное от объективного критерия различения добра и зла? Оно приводит к глубокому кризису человеческой личности», - отметил Предстоятель Русской Церкви.

«Сегодня очень много говорят об экономическом кризисе, о кризисе еврозоны, об экологическом кризисе, о культурном кризисе. А я спрашиваю: что это за эпоха кризисов? Может быть, речь идет только об одном кризисе – о кризисе человеческой личности? Кстати, слово "кризис" переводится с греческого как "суд". Может быть, современный кризис – это Божий суд над человеком, который потерял понятие греха, способность различать добро от зла», - добавил он.

«Традиционные религии – и Христианство, и ислам – сохраняют основанный на Божественном Откровении критерий различения добра и зла. И в этом смысле и у Христианства, у христианских Церквей, и у исламского сообщества есть сегодня некая общая задача сказать современному человеку, что без способности отличать добро от зла человеческая личность деградирует, а вместе с ней – общество, и мы не выйдем из перманентного кризиса. Исцеление от кризисов имеет в основе своей обновление нравственной ответственности человеческой личности. Вот почему, говоря о правах и свободах, я предлагаю говорить и о нравственной ответственности человека», - отметил Патриарх Кирилл.


Источник: ruskline.ru

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!