Россиянин Борчин стал чемпионом мира в ходьбе на 20 км

Валерий отказался рассказывать, какие ощущения выпали на его долю за время дистанции в центре Тэгу

14:29, 29 августа 2011 Спорт
064b47f981e399b829d7389db6c220ae.jpg

Это в Осаке-2007 он был двадцатилетним и получил тепловой удар в середине дистанции. На следующий год стал олимпийским чемпионом, еще через год — чемпионом мира. Так что в Тэгу-2011 золотую медаль Валерия Борчина в ходьбе на 20 километров все ждали. Вторым стал Владимир Канайкин. Повторить триумф кенийских спортсменок в первый день — три медали за марафон и три медали на беговой дистанции 10 тысяч метров — наши ребята не смогли, зато смогли сразу задать темп для всей сборной. Ходоки это любят и умеют делать. Кто-то из них давно и хорошо сказал: главное в первые дни — пробить канал, дальше награды потекут.

Погода в день старта второго дня безобразий — ни тепловых, ни дождевых — не устраивала. Утро выдалось нежарким, хотя влажность воздуха и была высокой — почти 85% при температуре 20 градусов с небольшим. Борчин с Канайкиным очень радовались на финише. Обнимались снова и снова: Валерий — титул защитил, а Вова (как называет друга чемпион мира) завоевал первую для себя медаль чемпионата. Пока серебряную, но ведь впереди-то — сам олимпийский чемпион.

Чемпион мира Валерий Борчин отказался рассказывать, какие ощущения выпали на его долю за время дистанции в центре Тэгу. «Шел к финишу, все мысли выбросил из головы, знал, что надо идти, что бы ни случилось». Нервничал ли он? А «золото» особенно нервные не выигрывают. Говорит, что сразу с тренером решили, что быстро начинать не надо. Мы вот на трибуне нервничали, потому что отрыв, который вдруг организовал итальяно-японский дуэт, показался каким-то уж слишком обоснованным. Как-то совсем отчаянно рванули вперед эти двое: Рубино и Сузуки.

«Да нет, — успокоит потом Канайкин. — Перед стартом наш тренер Виктор Чегин дал установку: не дергаться до 10-го км. Мы понимали, что они все равно не выдержат такой темп, который задали сами себе. Так и получилось. А вот темп, который задал после 15-го км Валера Борчин, был очень быстрый, не каждый сможет так ходить. Я же до последнего боролся с колумбийцем Лопесом за второе место. Знал, что он просто так от меня не отстанет, но на последней петле соперник все-таки сдал».

А Чегин скажет потом, что Борчин очень хорошо чувствует дистанцию, как ее нужно разложить тактически. Правда, самому Чегину это не помешало заставить несколько повибрировать личную нервную систему: «Ведь говорю же: соперника можно отпускать максимум на 20 секунд! А тут — 35!»

Выиграл Валера, конечно, уверенно, по-чемпионски. Не сбавил темп даже при втором предупреждении за технику ходьбы — а было это всего за несколько километров до финиша. Говорит: на судью старался в этот момент вообще не смотреть, как шел, так и продолжал идти.


В Берлине-2009 его спросили, не готов ли причислить себя уже к великим — основные титулы выиграны, сила его известна. «Я не могу считать себя самым лучшим: есть великие ходоки, например поляк Роберт Корженевски или эквадорец Джефферсон Перес. Чтобы равнять себя с ними, мне еще работать и работать». В Тэгу я даже не стала повторять этот вопрос: Валерий всем разговором давал понять, что ему снова надо работать и работать.

И знаете, чем еще порадовал? Начал пресс-конференцию с того, что поблагодарил российских журналистов за работу: «Спасибо, что вы нас прославляете, спасибо за ваш труд!» Уникальный случай. Такого мы еще не слышали. Обычно наши герои про наш труд молчат или мы всегда что-то «не так понимаем».

* * *

«Америка!» — кричит нам хозяин маленького магазина и выставляет вверх большой палец. «Россия», — сопротивляемся мы напору. И зря. «Россия!» — тут же кричит дядька, и тот же палец на другой руке взмывает чуть не до потолка.

Вообще-то недоумение в первые часы пребывания в Тэгу: зачем чемпионат мира отправили именно сюда? — присутствовало. Городок такой... не очень ярко выраженный. Архитектурных красот не видно, спортивными традициями не блещет. На стадионе, принимающем легкую атлетику, шел мировой футбол-2002. Вот, собственно, и все. Но буквально несколько дней в Тэгу подталкивают к выводу: все правильно. Когда видишь, что на каждом углу висит реклама чемпионата, а симпатичные фигурки звезд из картона открывают самые «ходячие» улицы, когда навстречу человеку с аккредитацией может броситься пожилая кореянка и с поклоном протянуть упаковку бумажных салфеток — не потому, что европеец так уж измучен жарой, а потому, что это знак внимания, или когда волонтеры готовы вести тебя за руку, куда надо, — понимаешь: Тэгу очень нужен этот чемпионат. Жители им гордятся. Этим жителям легкая атлетика интересна.

Потому и раскуплены билеты на все соревнования. Потому и встречали они Усэйна Болта как своего парня. И крутят по телевизору образовательные программы — смотреть безумно интересно даже без перевода. Как человек бежит, какие мышцы задействованы, что объединяет бег собаки и человека, как надо ставить стопу и сколько секунд правильный бег может сэкономить даже непрофессионалу.

* * *

Первое разочарование чемпионата — Асафа Пауэлл заявил о том, что стометровку не побежит. Убил своим заявлением интригу: сможет ли он, наконец, классно выступить на столь крупном турнире, а заодно и победить Болта?

Но что-то роковое происходит все время с бегунами. Пауэлл-то еще оставил себе шанс выступить в последний день чемпионата в эстафете — говорит, что коварно травмированный пах, может, и даст возможность пробежать за страну. А вот Тайсон Гэй травмирован давно и как-то уже безостановочно. Майкл Роджерс чего-то съел, в подобном же замечен и еще один ямаец Стив Маллингс. А вот Джастин Гэтлин за две недели до начала чемпионата мира то ли опозорился, то ли рассмешил народ. Отморозить ноги, конечно, не каждому спринтеру дано. А все просто — зашел в мокрых носках в криогенную камеру. Чего вот носки не снял, спрашивается?

* * *

Первое потрясение чемпионата — южноафриканский бегун Оскар Писториус, выступающий на протезах обеих ног, вышел в полуфинал чемпионата мира в Тэгу на дистанции 400 м. Он финишировал третьим в своем забеге с результатом 45,39. (А лучшее время дня показал американец Лашон Мерритт — 44,35, что стало и лучшим результатом сезона в мире.) На своих ногах Оскар не ходил никогда. В одиннадцать месяцев из-за врожденного дефекта берцовых костей ему ампутировали обе ноги. Родители поставили его на протезы и научили на них делать все, что делают мальчишки. В 2004 году он выиграл Паралимпийские игры. Победив там, наметил новые горизонты. Писториус рвался на чемпионат мира в Осаке, затем — в Пекин. Многие специалисты все же склонны рассматривать бег на протезах как технический допинг.

И все же он прорвался!

Правда, вынужденное сдаться руководство Международной федерации легкой атлетики (IAAF) заранее порекомендовало Федерации легкой атлетики ЮАР поставить Оскара Писториуса на первый этап эстафеты 4×400 м на чемпионате мира в интересах безопасности других бегунов, так как на первом этапе спортсмены бегут на своих дорожках без перехода.

«Как нам быть с искусственными суставами, которые изготовлены из прочных материалов? Или с порванной связкой, сшитой нитью, сделанной на основе передовых нанотехнологий? Или что делать с Тайгером Вудсом, который всю жизнь страдал близорукостью, а потом сделал операцию на глазах? Можно или нет рассматривать все это как некие преимущества и классифицировать как допинг?» Это все спрашивают специалисты. Не знаю, конечно, как быть с искусственными суставами, — смотрите, как бежит Писториус в Тэгу на чемпионате мира, господа. Он такой один.


Источник: Московский Комсомолец

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!