Драма о любовниках, которые договорились всю жизнь встречаться только один раз в году

9:41, 19 августа 2011 Культура
e3bb45480601cddb4bcb6d8d12b0abb2.jpg

 С новой кинокартиной Лоне Шерфиг «Один день», только что вышедшей в российский прокат, все оказалось не так просто, как можно было ожидать, судя по обманчивой промокомпании. Мы определенно ждали романтическую историю с непременным хэппи-эндом, в которой звезда «Дьявол носит Прада» из гадкого утенка будет выделываться в элегантную французскую писательницу, а циничный светский хлыщ пройдет суровую школу жизни и выделается в личность, способную полюбить. Но получили мы не розовую пузырящуюся патоку, полную пошлых штампов из усредненной лавстори, а вполне вдумчивую европейскую драму о двух хороших людях, у которых долгие годы на душе скребут кошки.

Справка: «Один день» (One Day; США, 2011) — история двух выпускников колледжа, которые после знакомства решают встречаться каждый год в один и тот же день, пока 20 лет спустя этот дружеский ритуал не перерастет в бурный роман, закончившийся трагедией. Фильм снят по одноименному английскому бестселлеру Дэвида Николлса. Режиссер: Лоне Шерфиг («Итальянский для начинающих», «Воспитание чувств»). В ролях: Энн Хэтэуэй, Джим Стерджесс, Патриция Кларксон, Рейф Сполл, Кен Стотт, Ромола Гарай. 108 мин.

Шерфиг — режиссер европейского формата, и в фабулах голливудского кинематографа ей тесно. В Европе она была известна скорее в арт-хаусных кругах, благодаря своим лентам «Тоска по дому» и «Итальянский для начинающих», снятых в стиле манифеста датского проекта «Догма». А широкую популярность ей принесла кинокартина «Воспитание чувств», произведя фурор в мировом прокате — далекий от мейнстрима сценарий Шерфиг удалось адаптировать для массового зрителя.

Голливудские деньги, на которые был создан «Один день», не заставили Шерфиг забыть о том, что она европейский режиссер. В своем решении снимать в Англии и только в Англии, ни в коем случае не перенося действие в Нью-Йорк, она была тверда до конца, невзирая на финансовые распри между студиями и риск остаться вообще без бюджета. Даже Энн Хэтэуэй, прилетевшей в Лондон умолять Шерфиг взять именно ее на роль главной героини, пришлось для этого учиться говорить с йоркширским акцентом — настолько важно было сохранить английский дух этой истории.

Приторный слоган фильма «Не упусти свою любовь», который придумали российские прокатчики с понятной целью выбить умильную слезу, а заодно и звонкую монету у девичьей аудитории, едва ли отражает сюжет даже поверхностно.

Главные герои, Эмма и Декстер, познакомились в конце 80-х на выпускном в колледже, изрядно напились, свалились на скрипящую студенческую койку и так в ней и уснули, решив остаться друзьями. Постель в данном случае послужила хорошим поводом для продолжения знакомства — с тех пор в течение 20 лет они ежегодно встречались в определенный день, что бы ни происходило в жизни каждого.

Он — самодовольный потаскун, ставший известным телеведущим, «королем г…оэфира», любитель обдолбаться и сменить одну блондинку в костюме розового зайца на другую. Она — девочка из хорошей семьи, интеллектуалка в больших круглых очках, мечтает стать писательницей, но работает то официанткой, то учительницей, а ее гардероб — классическая катастрофа из 90-х. «После работы я хочу набухаться и порыдать», — заявляет она своему очкарику-ухажеру, к которому вскоре переедет и узнает, что он не просто безработный тупой комик, но еще имеет привычку сидеть на унитазе, задорно помахивая рукой в распахнутую дверь.

Ссоры, запои, развалившиеся карьеры, дети, ненужные браки, пускающий газы муж и занудная жена, первая седина — 20 лет должно было пройти для того, чтобы герои поняли, что между ними нечто большее, чем просто «потрахаться в жилетку» в минуты жизненной тоски.

Казалось бы, вот он, финальный поцелуй в диафрагму и переливающийся стразами слоган русских прокатчиков. Но Шерфиг не любительница хэппи-эндов, она скорее исследователь человеческих трагедий.

Именно после катастрофической развязки Джим Стерджесс, играющий роль Декстера, проявит себя как серьезный драматический актер. Бегущая слеза из остекленевших от горя глаз, разбитая в кровь рука, которую его белокурая дочка брезгливо убирает с плюшевого зайца — таким мы, кажется, Стерджесса еще не видели. Энн Хэтэуэй, актриса крайне разноплановая (вспомним хотя бы «Рэйчел выходит замуж» Димма, где она играла аутсайдера-наркоманку), в своей роли безупречна: с наивной серьезностью играет комичные сцены, иронично держится в серьезных — в основном она задает трагикомичный тон фильма. Стерджесс же играет более импульсивно и оттого менее ровно.

В очередной раз Шерфиг доказала, что она — мастер взламывать самые затасканные фабулы, наполнять их новыми смыслами и лишать их предсказуемого финала. Пожалуй, это то, чего так не хватало Голливуду.

Источник: Cофья Гольдберг Фото — kinopoisk.ru

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!