Социальная политика России способствует люмпенизации населения

19:17, 17 августа 2011 Общество
1fea6191140d128867c2c6742af750a6.jpg

 Правительственные эксперты, корректирующие стратегию развития России до 2020 г., представили промежуточный доклад (есть у «Ведомостей»). Он уже рассмотрен на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, а в конце августа должно пройти совещание у председателя правительства Владимира Путина. Шувалов поручил министрам экономразвития Эльвире Набиуллиной, финансов Алексею Кудрину, образования и науки Андрею Фурсенко, здравоохранения и соцразвития Татьяне Голиковой при участии Банка России до 25 августа выработать позиции по докладу.

Подумать министрам есть над чем: эксперты фактически признали социальную и экономическую политику правительства несостоятельной.

Доклад экспертов называется «Новая модель роста — новая социальная политика» и предлагает осуществить маневр за счет высокого качества человеческого капитала, а не только за счет природных ресурсов и большого внутреннего рынка. Такой маневр подразумевает изменение системы экономических стимулов, изменение макропараметров, но главное — обновление социальной политики.

Новая социальная политика должна поддерживать не только незащищенные группы населения, но и те, что способны к инновациям, т. е. средний, или, как его называют эксперты, креативный, класс, доходы и социальные установки которого позволяют выбирать модели трудового поведения и потребления. Это не означает отказа от борьбы с бедностью — нужно сохранять социальную стабильность.

Люмпенизация населения

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г., но социальная острота проблемы сохраняется. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, предупреждают эксперты. Минимальная зарплата заметно выросла, но примерно у трети работников зарплата менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого — ниже прожиточного минимума.
Еще один повод для тревоги — среди бедных трудоспособного возраста растет доля экономически неактивного населения. «Началось воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности», — говорится в докладе. В 2009 г. 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать; в 2000 г. таких было 5,9 млн. Это означает рост числа получателей социальной помощи и люмпенизацию населения, предостерегают эксперты. Носителей субкультуры бедности в России 5 млн человек — без учета бомжей и нелегальных мигрантов; в крупных городах она формирует городское дно, прежде отсутствовавшее в российском обществе в таком виде и масштабе.

Дать волю креативному классу

Новая модель роста должна быть ориентирована на постиндустриальную экономику — сервисные отрасли, связанные с развитием человеческого капитала: образование, медицину, информтехнологии, медиа, дизайн, «экономику впечатлений». В развитых и развивающихся странах возникает креативный класс — люди творческого труда, создающие инновации в ходе своей обычной работы. Именно эти люди будут обеспечивать решающие конкурентные преимущества в соревновании экономик XXI в., указывают эксперты.

Новая социальная политика должна опираться на самодеятельность профессиональных сообществ. Инженеры, ученые, учителя, врачи, юристы выступают гарантом качества социальных и государственных услуг, профессионального уровня производства. В этом десятилетии правительство должно передать профессиональным сообществам контрольно-надзорные полномочия и оценки качества, дать им шанс участвовать в выработке и оценке политики.

В России отсталая организация среды — урбанистика, экология, транспорт, информпространство, медицина, социальная помощь, ЖКХ; нужны города, удобные для жизни. Среда должна способствовать проявлению инициативы у людей, а не убивать ее.

Страны будут конкурировать за людей больше, чем за природные или финансовые ресурсы, учат эксперты, сейчас Россия неосмотрительно растрачивает себя, будучи поставщиком идей и мозгов.

Успешное развитие человеческого капитала несовместимо с унификацией и уравнительностью. Невозможно решать проблемы местных сообществ из центра, поэтому надо усиливать региональные и местные власти.

Чтобы изменить социальную политику, нужны деньги, признают эксперты: потребуется увеличение бюджетных расходов на 4% ВВП к 2020 г. Но чтобы сохранить макроэкономическую стабильность, можно на 2% ВВП сократить другие статьи расходов. Поэтому наращивание затрат может вылиться в 2% ВВП.
На пенсию в 63 года

Экономические преобразования без пенсионной реформы бессмысленны, уверены эксперты, а в России пенсионная система остается, несмотря на постоянно идущую реформу, слегка модифицированной советской. Начавший формироваться после 2002 г. накопительный компонент все еще слабо развит.
Сейчас пенсионная система не приспособлена для удовлетворения потребностей среднего класса, он выполняет фактически роль донора — администрируемая государством пенсионная система охватывает работников с доходами ниже 463 000 руб. в год. В программах добровольного пенсионного обеспечения на индивидуальной, не корпоративной основе участвовал 1% трудоспособного населения, говорится в докладе.

Кажется, будто средний класс сам накопит себе на пенсию, но в большинстве своем он не располагает финансовыми ресурсами для этого. Даже в относительно благополучные экономические периоды в среднедоходных социальных группах доля домохозяйств, имеющих сбережения, составляла 30-40% (для всего населения — 20%).

Необходима комплексная пенсионная система для групп с разными доходами, с опорой на накопительный сегмент, советуют эксперты. Солидарная пенсионная система должна распространяться на средний класс. Для этого предлагается повысить порог зарплаты для отчислений в пенсионную систему до 720 000 руб. в год. Пенсионные взносы, которые сейчас вводятся для зарплат выше предельно установленного уровня, должны направляться в накопительную часть и учитываться на пенсионном счете работника. Программа софинансирования пенсий должна быть сохранена и расширена. Надо создать квазидобровольные корпоративные пенсии и ввести стимулы для дополнительных индивидуальных пенсионных накоплений, рекомендовано в докладе.

Тарифы взносов в пенсионную систему надо снижать с 26 до 20%, а персонифицированный взнос на страховую и накопительную части пенсии — с 16 до 14%.

Около трети работников небюджетных секторов, имеющих право на досрочное назначение пенсии по старости, трудятся в нормальных условиях, пишут стратеги. Список профессий, имеющих право на досрочную пенсию, надо сокращать.

От повышения пенсионного возраста никуда не деться, констатируют эксперты, это главный ответ на демографический вызов старения населения. Уже сейчас на 1000 работников приходится почти 600 пенсионеров. Высока (около трети) и растет доля работающих пенсионеров. Получается, что реальной утраты трудоспособности с достижением общеустановленного и досрочного пенсионного возраста не происходит. Эксперты предлагают формулу: повышение пенсионного возраста до 63 лет для обоих полов к 2030 г. (для женщин — на 6 месяцев за год, для мужчин — на 3 месяца за год) и соответствующее повышение нормативного стажа работы.

Пенсионную реформу надо проводить комплексно, пишут эксперты: нельзя повышать только тарифы и не налаживать работу института негосударственного пенсионного накопления.

Сопротивление элит

Заинтересованные группы будут сопротивляться изменениям, предупреждают эксперты, но это можно игнорировать, потому что вовлекаются широкие социальные группы.

Увеличение расходов на 2% ВВП требует обсуждения, оно неизбежно вызовет в правительстве вопросы, считает высокопоставленный чиновник Минфина. Хотя в целом он считает доклад экспертов хорошим. Члены правительства пока не выработали позиции по докладу, сказали «Ведомостям» два высокопоставленных чиновника правительства. «Правительство с уважением относится к колоссальному труду экспертов, там есть много разумных идей, но очевидно, что вряд ли они будут воплощаться буквально», — говорит один из них. Другой назвал доклад впечатляющим срезом претензий активных людей: «Очевидно, новому правительству с ним придется считаться, потому что возмущение бедных людей чревато социальной нестабильностью, а возмущение среднего класса гораздо опаснее — оно может остановить экономический рост и развитие страны».

Социальная политика обеспечивает рейтинги нынешнему тандему и вряд ли его представители смогут кардинально сменить курс, говорит политолог, гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, всем понятно, что социальные реформы неизбежны, неясен формат. Следующий президент будет вынужден заниматься непопулярными преобразованиями, продолжает Минченко, и Путин демонстрирует внутреннюю готовность к переменам: он уже совершил несколько нестандартных поступков, например создал Общероссийский народный фронт и Агентство стратегических инициатив.

Источник: Ведомости

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!