На экраны вышел 3D-мультик про бешеные автомобильные гонки от Токио до Лондона

Российский зануда-аналитик, наконец, с удовольствием вообразит наш аналог

10:50, 24 июня 2011 Культура
b77200b85e0bda8656c67ff05f315683.jpg

В раннем детстве страшно радует открытие, что у каждой машины есть собственное, куда более выразительное, чем у иных людей и зверей, выражение морды. Судя по умилению, которое вызывает лупоглазая наивность «лиц» ретро-автомобилей, с годами новые поколения машин становятся злее и хитрее. Впрочем, эта теория опровергается в «Тачках-2» — продолжении вышедшего пять лет назад мультипликационного блокбастера о мире, целиком населенном человекоподобными — душой и мимикой — автомобильчиками.

Справка: «Тачки-2» (Cars 2; 2011, США) — 3D-мультфильм студии Pixar («Рататуй», «ВАЛЛ-И»), продолжение фильма 2006 года об Америке, населенной разумными машинами. Гоночный автомобиль Молния Маккуин берет с собой на супер-гонку в Токио своего друга Мэтра — провинциальный ржавый тягач. Агенты британской разведки принимают Мэтра за своего связного… Есть 3D и IMAX-версии. 113 мин.

Первые «Тачки» (2006 год) были кино истинно американского духа — о романтике большой дороги, рассекающей Штаты от океана до океана. Приключившийся на ночном перегоне с амбициозным гоночным автомобилем Молнией Маккуином поворот не туда стал началом его прекрасной дружбы с ржавым тягачом Мэтром. Ну, а в новом фильме Молния, отправляясь в Токио на самую престижную в мире гонку, берет Мэтра с собой.

В футуристической японской столице простой как ведро Мэтр осрамится не раз: разволновавшись, напустит под себя прилюдно масляную лужу. И от смущения внезапно процитирует неведомого американскому провинциалу русского поэта Джозефа Бродски («Чтобы лужу оставлял я, не бывало»).

Сбежав от позора в туалет, Мэтр будет прямо там, — как советский турист в страшилках КГБ, — завербован иностранной разведкой. Шикарный серебристый британец Финн Маккуин (помесь BMW и Volvo с Аston Martin), настоящий Джеймс Бонд автомобильного рынка, по ошибке принимает Мэтра за своего американского связного. Тем временем, на трассе, где, не жалея покрышек, бьется за первенство Молния, происходит серия загадочных аварий, которые окажутся частью мирового заговора. Расследование мирового заговора, в котором Мэтр участвует, не слишком понимая, что вообще происходит, приведет героев на трассы Парижа и Лондона.

Сиквел — история на этот раз не про красавчика Молнию, а про его несуразного спутника. История вдохновляется не столько автогонками, сколько шпионскими боевиками. В сюжете обыграны золотые клише, которые отливал еще Хичкок и полировали в бондиане. Тут есть и зловещий немецкий профессор с моноклем (нарисованный в виде микроавто из ФРГ конца 50-х годов), и совершенно хичкоковская интрига, в которой недотепу принимают за важную персону, и заговор жадных нефтяников…

Из всех мультфильмов студии Pixar в «Тачках» — самая высокая степень условности. Это мир, вроде бы заточенный под людей (и судя по всему — построенный людьми, во всяком случае, он неотличим от нашего). В том, что он целиком населен машинами, въедливый аналитик без труда обнаружит зловещий или сатирический подтекст.

А у «Тачек-2» еще и необычный конфликт — хороших парней в нем чаще изображают новенькие навороченные авто. Плохих же парней (явно смахивающих на восточневропейскую мафию, да и имя «Иван» поминается) — разбитые старые авто, мстящие за то, что их дразнят «ведром с гвоздями». Все тот же въедливый зануда-аналитик с удовольствием усмотрит тут как минимум пропаганду потребительства.

Российский зануда-аналитик, наконец, с удовольствием вообразит наш аналог «Тачек» — в котором «Лады» сплетут заговор против праворуких японцев. Но вся прелесть «Тачек» в том, что подтекста в них нет — ими движет только детская, не рассуждающая любовь к машинкам. Ради них целого мира не жалко — чтобы было, где погонять от души.

По тонкости прорисовки мелких деталей и гоночным сценам в первых и вторых «Тачках» видно, как далеко ушла анимация всего за пять лет. Впрочем, как и первые «Тачки», продолжение встает во второй ряд в шеренге мультфильмов Pixar. Речь не о кассовых сборах, а о том, что лучшие мультфильмы студии («ВАЛЛ-И», «Вверх») все-таки воспринимаются как настоящее кино. И серия про «Тачки» на их фоне выглядит несколько легковесно: это просто забавная история с кучей визуальных конфеток для наблюдательного зрителя. Мир «Тачек» при этом устроен непросто и намекает на серьезные вопросы (явное неравенство, которое закладывается еще на конвейере, например, выглядит не по-детски трагично). Однако от серьезных вопросов «Тачки» отшучиваются, переключая внимание на очередную прикольную подробность автомобильного быта и нравов.

Например, матерная ругань машинок — это когда поминают «твоего конструктора». А проходя досмотр в аэропорту, автомобили жалобно и униженно цокают по холодному полу голыми дисками, сняв шины.

«Тачки-2» стали первым мультфильмом студии Pixar, брюзгливо принятым американской критикой: как цирковой зритель, втайне желающий увидеть, как падают канатоходцы, кинолюбители ожидали, что фабрика шедевров (что противоестественно) Pixar должны, наконец, выпустить неудачный мультфильм. Но «Тачки-2» же, хотя и не шедевр уровня «ВАЛЛ-И», — но уж точно не хуже первых «Тачек» и подавляющего большинства мультфильмов в прокате.

Источник: Елена Полякова Кадр из фильма — kinopoisk.ru

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!