Экс-полпред Камиль Исхаков: Жизнь на Дальнем Востоке заторможена

12:11, 17 июня 2011 Общество
36ae81a5587dad4251a06a57ee5c2b26.jpg

 Камиль Исхаков - ныне постоянный представитель РФ при Организации Исламская конференция, спустя шесть лет после ухода с поста мэра Казани рассказал какую роль в его карьерных перемещениях сыграли Путин и Шаймиев. В ходе интернет-конференции с читателями «Бизнес Online» Камиль Шамильевич также рассказал о своей работе на Дальнем Востоке.

- Камиль Шамильевич, давайте вернемся в прошлое, в 2005 год. Вы, наверное, знаете, что вокруг причин вашего ухода с поста мэра Казани было много слухов – говорили про конфликт и с президентом РТ Минтимером Шаймиевым, и с премьер-министром Рустамом Миннихановым, и с первым вице-премьером Равилем Муратовым… Что же все-таки было на самом деле?

- Никакого конфликта с Минтимером Шариповичем у меня не было, нет и никогда не будет. Это мой учитель, я его очень высоко ценю. И это во мне навсегда.

У нас были споры с Равилем Фатыховичем, но мы с ним давние друзья – еще до его работы в кабинете министров и моей в мэрии. У нас и по сей день хорошие отношения. Но были разные позиции - это да. Как вице-премьер он частенько нелицеприятно высказывался в адрес города. Но это всё – рабочие моменты. А с Рустамом Нургалиевичем у нас никогда не было ни разногласий, ни конфликтов. В личном плане - дружеские отношения. Я очень высоко ценю ту помощь, которую он оказывал мне как мэру, да и всей Казани. Это не публичная сторона, особенно в бытность моей работы мэром. Сейчас-то можно сказать, что в самые сложные моменты я обращался именно к Рустаму Нургалиевичу, и находил понимание и поддержку.

А сама по себе ситуация была очень простая. Возглавляя государственную комиссию по 1000-летию города Казани, Владимир Владимирович Путин не раз видел меня на заседаниях, причем я всегда на них докладывал. И видел меня во всех делах, которые происходили в Казани. Может быть, последнюю точку в его решении поставил метрополитен, который мы закладывали в один день с Башкортостаном. Там до сих пор «камушек» лежит, как его заложили, а у нас уже действующий метрополитен. И самое главное он не просто живет, а умудряется развиваться даже во времена экономического кризиса. По всей видимости, я, что называется, «приглянулся» Владимиру Владимировичу, и он обратился к Минтимеру Шариповичу с предложением. Президент республики пригласил меня вечером погулять по Матюшино, мы долго с ним беседовали на эту тему – как быть, отказываться или не отказываться. Посоветовавшись, мы решили, что надо соглашаться. Хотя и не сразу – Минтимер Шарипович посоветовал, чтобы я «на месте» сориентировался.

Разговор с Владимиром Владимировичем у меня был двухдневный. В итоге я согласился и сейчас об этом нисколько не жалею. В должности полпреда президента я получил колоссальный опыт! Я считал, что объехал весь мир, но оказалось, я свою страну не видел. Многие россияне обижены судьбой – не знают прелести Камчатки и всех тех краев. Я даже, как-то, находясь под впечатлением, звоню жене в Казань и сердечно говорю спасибо Владимиру Владимировичу, что он меня сюда направил… Обычно, о таком с женами не говорят, но меня «прорвало» и на этом.

- Что успели сделать на Дальнем Востоке?

- Работая полпредом на Дальнем Востоке, я тоже сделал огромное дело. Край очень отсталый, люди его покидают. Объем финансирования целевой федеральной программы «Дальний Восток и Забайкалье» был запланирован в объеме 4 миллиардов рублей, а я поработал так, что объем стал 500 миллиардов рублей. Разница, как видите, большая! Даже сейчас есть ностальгия по тем местам. Хотелось посмотреть, что же из запланированного там без меня претворяется в жизнь. Взял четыре дня отпуска и проехал по всем этим местам – Камчатка, Владивосток. Мне же там все пообъектно известно, я же всё «защищал» в правительстве.

Вообще ФЦП - это не есть полномочия полпреда. Когда я программу довел до определенного «ума», она в правительстве «растворилась», она погибала в коридорах различных министерств на согласованиях. Это заметил и Владимир Владимирович и образовал специальную должность – заместитель министра регионального развития по Дальнему Востоку. Ни один заместитель ни в одном министерстве не имел и не имеет по сей день функции по территориальному признаку. Должность была создана под меня, чтобы я эту целевую программу довел до конца. И в итоге она работает.

- То есть назначение вас на должность замминистра было логическим продолжением?

- Конечно.

- А отсюда некоторым казалось, что вы или не справились, или слишком активно там поработали, кому-то «на пятки» наступили…

- То, что активно, да. Недавно слышал, в народе говорили – пришел к нам какой-то татарин полпредом президента, и все забегали, заработали, ушел – опять все тихо… Но это просто к слову пришлось. А вообще этого требовали интересы дела.

- Николай Колесов был назначен губернатором Амурской области с вашей подачи?

- Да. Когда я был первым секретарем Советского райкома партии, Николай был секретарем партийной организации одного из цехов казанского оптико-механического завода. Я приезжал на завод, мы встречались. Оттуда я его и запомнил. В его биографии немало и моего труда…

- За ним в Амурскую область поехала большая команда из Казани, в том числе ваши бывшие сотрудники. Но все как-то бесславно закончилось… Почему – или это был против них «заговор», или и с их стороны оплошность была?

- И оплошность была – не без этого… Действительно, поехали люди из моей команды, но я сам никого Николаю Александровичу не предлагал – это его выбор. Правда, после его предложения многие звонили мне, спрашивали совета, как быть. Я им рекомендовал принять предложение. Поэтому полностью несу за них ответственность и до сегодняшнего дня занимаюсь их судьбой.

У них довольно серьезная ошибка была по отношению к правоохранительной системе, которая там действует. В силу того, что те края очень удалены от центра страны, они живут своей клановой жизнью. И приход туда людей со стороны очень болезненный. Тем более, когда приходят и начинают внедрять в их жизнь подходы и темпы центра. А жизнь там заторможена, там ничего никому не надо - лишь бы как-нибудь прожить. А когда надвигается такая крутая волна… Если бы все новшества казанской команды внедрились, регион значительно быстрее бы начал развиваться. А получилось очень сильное сопротивление во всех эшелонах, даже среди тех, кто ушел. И был соответствующий настрой правоохранительной системы. Начались неприятные процессы, выдержать которые можно только имея огромную силу воли. А ее хватило только до определенного момента… Не надо было усугублять - это могло быть уже вредно для области и населения. Поэтому и уехали.

А самолет, на котором слетали на Камчатку поделиться опытом, просто «крючок», за который зацепились, чтобы «раскрутить машину». Суть там совершенно не в этом, это просто маленькая зацепка, которую «красиво» разыграли. Людей, увлеченных своей работой, фактически подвели свои же подчиненные. Но факт есть факт.

Если бы Колесов был бы неугоден руководству страны или к нему были бы претензии, он не занял бы такой высокий пост в Москве, который имеет сегодня.

- Как же «расшевелить» Сибирь и Дальний Восток? Может быть, столицу страны перенести на Урал? А то и наших жителей уже там не остается, одни китайцы…

- Нет, конечно, там решение вопроса не в этом. Но если простую экономику вести, без всякой государственной заинтересованности, то оно к этому и идет. Полеты туда дорогие, себестоимость товаров высокая. Всё на умирание настроено... Последняя мера относительно субсидирования полетов определенным категориям людей – это уже должно сыграть положительную роль.

А ведь если вспомнить историю, русские цари для пассажиров корабля путь от Черного моря, огибая Африку, до Дальнего Востока делали совсем бесплатным. Мало того, по прибытию туда людям давали корову, дом, землю – только чтобы осваивали те края. Государство субсидировало очень много, понимая, что сама по себе жизнь там оторванная.

Государство, имея такую огромную территорию, должно своим гражданам создавать одинаковые условия для жизни и экономики. Чем быстрее мы запустим такой механизм, тем будет лучше. Но пока отток населения оттуда не прекращается, в среднем на квадратный километр там приходился один человек, а сейчас и того меньше.

Источник: Бизнес Online

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!