Елена, ее дети и ее мечты

13:07, 1 июня 2011 Общество
6967ba53ffebb0541c1a3a3b712acfa6.jpg

Честно говоря, когда я ехала к этой женщине на бухту Щитовую, то представляла ее совершенно иной: замотанной жизнью, с блеклым лицом – шутка ли, шестерых детей в одиночку поднять… В общем, типичная многодетная мать-одиночка. Ничуть не бывало: высокая, красивая, нарядная, выглядит гораздо моложе своих 45-ти лет.

Елена встречала нас пирогами, расстегаями с сельдью (неимоверно вкусными!). Дома не пылинки, и в начисто вымытых половицах даже отражались мои кроссовки: сразу, у порога не сняла - хозяйка не позволила, а потом стало за это стыдно.

Ее семью образцовой не назовешь, потому что неполная. Хотя куда полней? Четыре дочери, два сына. Самой старшей Наталье – 24 года, самой младшей Александре – шесть. А между ними еще четверо. И все удачные. Старшие образование получили, своими семьями живут. Средние учатся. И младшая уже при деле - к репетитору ходит, к школе готовится…

Ради детей нырнешь и в ледяную воду

Муж ушел, когда младшему - четвертому - годик был.

– Почему люди расходятся? Потому что или пьют, или гуляют. А порой и то, и другое. По-моему, чем терпеть такое, уж лучше одной быть! Говорили мне: что делаешь, где ты со своим «богатством» лучшего найдешь? Так ведь уходят друг от друга не в поисках лучшего, а потому что дальше так жить просто невозможно. Да, материально стало жить тяжелее, тем более, что бывший муж ушел и как вводу канул, ни копейкой не помог. Но лучше без денег жить, чем детей в нервотрепке растить.
Говоря, что стало жить «материально тяжелее», Елена поскромничала. Представьте, девяностые годы с разрушенной системой социальной защиты, на руках четверо малышей - мал мала меньше. Тут с одним-то постоянно на больничных, а когда их столько?! Работу она, слава богу, нашла – поваром в воинской части. Почти по образованию, поскольку в свое время закончила педучилище по специальности «черчение и труд», а там и шить, и готовить учили…

– Честно говоря, не понимаю, когда описывают трудности матери-одиночки, растящей одного ребенка. Можно легко одного поднять. И двоих. А вот четверых сложно, хотя и это возможно. Когда мне нужно было их прокормить, я в ледяную воду за металлом ныряла. Ой, только про это не пишите, – спохватилась женщина, но простите меня великодушно, Елена, не смогла я упустить этот эпизод.

Тем не менее, когда племяннице была нужна ее защита, она и пятую взяла в семью. Даже не так. Взяла она в дом свою престарелую тетку, с которой была особо близка, а с той и девочка пришла. Вскоре бабушка умерла, а девочка так и осталась. Хотя Елена ее честно предупредила: «Имей в виду: легко не будет!»

Ой, как младший поначалу ревновал, вспоминает Елена: «Ты не ее, ты наша мама». И учителя пугали: «А не боитесь сына лишиться?» «Боюсь! Но не могу я выгнать ребенка на улицу». Ничего, обошлось.

– Но зато без их поддержки я бы на младшую дочку не решилась, - признается Елена. - Они меня буквально шантажировали, заставляли ее родить. И вынянчили, выходили ребенка. Нет, нисколько в них нет эгоизма, и это притом, что многого они в своей жизни недополучили.

– Больше всего жалко, что не хватало времени на детей. Да и не понимала многого по молодости, думала: накормить, обстирать, одеть, спать уложить – этого достаточно. Нет, этого было мало, причем как им, так и мне. Это я уже с возрастом поняла, когда младшую родила. Ребенка ведь надо обнимать, целовать, разговаривать с ним. Представляете, Александре всего несколько месяцев от роду, она в кроватке лежит, а я с ней разговариваю, часами разговариваю. Она меня, наверное, и не понимает, а я ей что-то говорю, рассказываю. Это же другое ощущение ребенка! Впрочем, осознавать то я все это осознаю, а времени по-прежнему не хватает: я на работу ухожу, она еще спит, прихожу домой, а она уже спит…

Но по признанию самой Елены, детей ей Бог дал понимающих. Они очень рано повзрослели, научились самостоятельно справляться со всеми сложностями.

– Хотя я их этому сознательно не учила. Более того, я и работала, и по дому старалась сама со всем управиться (дом с печным отоплением и с услугами на улице! - Прим. авт.), на кого мне было надеяться? Дети-то маленькие. Но они постепенно забрали на себя часть моих хлопот, а потом все больше и больше. И так получилось, что именно девчонки взяли на себя основную ношу домашней работы. У Маши (третьей по старшинству) мужской склад ума, она в тринадцать лет и гвозди прибить могла, и дома что-то отремонтировать, и решение принять по каким-нибудь семейным вопросам.

Знаете, я ни в детстве, не в более сознательном возрасте никогда не хотела и не мечтала иметь такую большую семью. У меня была установка – родить двоих, причем обоих – мальчишек. Но, как говорится, человек предполагает… И самое интересное, что наибольшее удовлетворение я получаю именно от девчонок.

Мария учится во ВГУЭСе на правоведении, на свою учебу сама зарабатывает, и это ее призвание – у нее обостренное чувство справедливости. Маше бы в детской комнате милиции работать - вокруг нее с ребячества дети крутились. Наталья, напротив – любимица местных бабушек. Кого перевязать, кому укол сделать – без проблем. Недавно закончила медицинский колледж, в планах – медуниверситет. Обе замужем, у обеих уже дочурки.

Кстати, чтобы старшая не прерывала учебу, Елена вместо нее ушла с внучкой в декретный отпуск, а это по нынешним временам дорогого стоит.

Только не мешайте…

Она ни у кого ничего не просила: вырастила пятерых детей, не требуя ни алиментов от отца, ни пособий от государства.
– Ведь мы детей рожаем не для государства, и даже не для мужей. По моему глубокому убеждению, нет такого мужчины, который, уйдя из семьи, продолжает любить ребенка. Ребенок ему дорог, пока он любит его мать. Ведь как мой бывший любил детей, особенно Машеньку, а разошлись - и не вспомнил, наверное, ни разу…

Елена в одиночку справилась, подняв на ноги пятерых, молча растит шестую, не предъявляя никому никаких требований. Даже когда год тому назад ее, мать несовершеннолетнего ребенка, сократили из штата воинской части, в которой она проработала десять лет, и то Елена никуда не побежала жаловаться.

Несколько лет тому назад она зашла в собес, бумагу какую-то выправить. И стала свидетельницей одной неприятной сцены: женщина – видимо, многодетная мать - о чем-то хлопотала, а чиновница ей в ответ выговаривала: а кто вас заставлял столько рожать?!

– Да не дай бог, чтобы мне так кто-нибудь ответил! Мне ничего не нужно от государства, кроме одного: чтобы государство мне самой дало заработать - на себя и своих детей!

Как-то вполне адекватно воспринимаются напористые гражданки, требующие от государства «свое, положенное». Но Елена, словно анархистка, живет по своим личным правилам: не с помощью, но вопреки. Просит только одно: «Не мешайте!».
Такое же отношение и к мужчинам. Один то ли в шутку, то ли всерьез сказанул ей: «Я стольких не потяну!». А она в ответ: «Да ты меня и одну-то не потянешь, а своих детей я сама обеспечу».

– И не нужны мне их деньги, и не из гордости это говорю, просто не в моем это характере - позволить себя содержать, прятаться за мужской спиной. Я ведь сколько лет была и бабой, и мужиком. А сейчас в одном лице жить, наверное уже, и не получится, - смеется эта удивительная женщина. - Знаете, мы как-то с девчонками собрались, я им и говорю: хочется, чтобы было крепкое мужское плечо, чтобы буквально на десять минут к нему прижаться и ничего не говорить, чтобы он сам все понял. Вот так посидеть и дальше идти. А они мне: еще чего захотела, такого не бывает, таких мужчин, наверное, нет в природе. Чувства - это самое сейчас дорогое…

А еще Елена мечтает, чтобы у нее был большой-большой стол (правда, под него нужен большой дом – вот незадача!) и что бы вокруг этого стола вся ее семья уместилась…



Источник: Анжелина Шилан, ЗАО "Владивосток-Новости"

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!