Что такое хорошо и что такое плохо

Поиск работы по законам делового этикета

14:34, 8 мая 2011 Общество
e88581b74142e1a64319388d1fe4fefd.jpg

Нельзя опаздывать, одеваться на собеседование как в спортзал и надоедать рекрутеру постоянными звонками... Эксперты рынка труда постарались расписать процесс поиска работы согласно всем правилам делового этикета.

Общение между эйчаром и кандидатом требует от обеих сторон проявления особой тактичности и деликатности. Ведь двум малознакомым людям приходится активно контактировать и при этом находиться в полном неведении относительно характера, воспитания и привычек собеседника.

Что же может помочь соискателю в такой ситуации?

Значительно облегчить взаимопонимание и сделать общение комфортным позволяет соблюдение норм делового этикета. Следование сборнику готовых подсказок «Что можно, а что нельзя» способно существенно сократить количество досадных недоразумений, из-за которых соискатели часто получают отказ.
Подготовка к собеседованию: без второго шанса на первое впечатление

С правилами делового этикета соискателю желательно ознакомиться еще на стадии размещения резюме. Ведь непосредственно за ним последуют отклики работодателей и первые переговоры. И несмотря на кажущуюся незначительность и быстротечность этого этапа, этикетом ни в коем случае не стоит пренебрегать.

Оксана Чирко, HR-директор рекрутинговой компании Antal Russia, рекомендует всем тем, кто находится в поиске, первым делом уделить внимание подготовке к телефонной беседе с рекрутером: «Кандидат должен понимать, что ему в любой момент (чаще всего, конечно же, в рабочее время) может позвонить потенциальный работодатель, и быть готовым адекватно ответить на звонок и назначить встречу».

Непосредственно в ходе телефонного разговора консультант по подбору персонала направления «Логистика» холдинга «АНКОР» Полина Воронкина советует уточнить все нюансы относительно места и времени встречи и заранее рассчитать время с небольшим запасом на форс-мажор.

«Приехать чуть раньше всегда лучше, чем опоздать. Если возникли непредвиденные обстоятельства и нет возможности приехать к назначенному времени или же кандидат передумал рассматривать этот вариант, то ему необходимо перезвонить тому представителю компании, с кем он договаривался, и обязательно предупредить о смене планов», — резюмирует эксперт.

«Если встреча назначается в переписке, стоит подтвердить свое намерение прийти на интервью, ответив на письмо HR-менеджера, — продолжает Оксана Чирко. — Часто бывает, что кандидат не отвечает на письмо, в котором указаны дата и время встречи, и работодателю приходится еще раз перезванивать, чтобы подтвердить назначенное интервью».

Эксперт Оксана Чирко рассказала еще об одном весьма распространенном заблуждении соискателей, которое эйчары воспринимают исключительно как недостаток знаний этикета:

«Очень часто (и вполне справедливо) говорят, что опаздывать на собеседование — грубейшее нарушение делового этикета. Стоит также отметить, что не вполне корректно приезжать в офис компании за 20–40 минут, а то и за час до назначенной встречи. У интервьюера наверняка есть другие дела, возможно, встречи, которые он планировал завершить до прихода кандидата. В итоге кандидат будет терять время на ожидание, менеджер по персоналу — нервничать и торопиться, что явно не будет способствовать созданию приятной атмосферы на встрече».

Вредные советы от Ильгиза Валинурова, президента корпорации Business Connection

— Рассылая резюме, отправляйте его по несколько раз одному и тому же человеку. Рекрутер оценит вашу настойчивость. Плюс есть шанс, что хоть одно ваше резюме не попадет в спам. Для надежности отправьте еще факсом и заказным письмом. Вдруг в компании перебои с интернетом?

— Согласовывая с рекрутером встречу, небрежно скажите: «Так и быть, приеду к вам в это время, а ведь хотел уже быть в Нью-Йорке. У меня там важный проект...»

— По возможности постарайтесь опоздать. Это придаст вам значимости в глазах рекрутера, и вы сможете претендовать на большую зарплату.

— Супер-кандидату ни в коем случае не надо готовиться к собеседованию. Пусть работодатель сам расскажет о своей компании и потратит на вас больше времени. Чем больше он потратит времени, тем больше вероятность, что вам сделают предложение. Раз уж потратили на вас время... Время — это деньги! А разбрасываться деньгами работодатель не может.

Собеседование: главное — знать подход

Имеете привычку перебивать эйчара в ходе беседы? Нередко забываете имя менеджера по подбору персонала? Хамите рекрутеру в ответ на личные вопросы?

Помните: собеседование — самый сложный и значимый момент во всем процессе трудоустройства, поэтому любое проявление невоспитанности может прямо повлиять на решение о приеме на работу.

Так уж повелось, что этикет сегодня прочно вошел в деловую жизнь. Первое, по чему судят о культурном уровне человека на собеседовании, — это манера одеваться и умение легко и непринужденно вести беседу.

Полина Воронкина советует: «Одеться на собеседование нужно в деловом стиле, по возможности учитывая дресс-код фирмы, так как в некоторых компаниях как раз очень официальный вид может стать камнем преткновения. И перед началом встречи необходимо выключить мобильный телефон».

По мнению экспертов, телефонные звонки — даже самые важные — способны в один момент свести на нет ранее достигнутые результаты. Как известно, комфортное, доверительное общение возможно только при полном вовлечении всех участников в разговор.

Согласно правилам этикета, в переговорной не стоит сразу усаживаться на первый попавшийся стул. Подождите, пока эйчар сам вас пригласит. В случае, если пауза затянулась, надо вежливо поинтересоваться, где вам разрешат присесть.

Предложили чай, кофе или прохладительные напитки? Не стоит скромно отказываться. Эксперты напоминают, что отказ — это всегда немного невежливо. Более того, во время собеседования вам может потребоваться сполоснуть пересохшее от волнения горло.

При переходе к разговору очень важно предоставить рекрутеру возможность высказаться, ни в коем случае нельзя перебивать. При этом нужно стараться демонстрировать интерес к собеседнику и компании.

«Перед собеседованием необходимо изучить сайт работодателя, публикации, опросить знакомых. Всегда располагают к себе кандидаты, которые владеют информацией о компании, знают продукт, который она производит, и элементарно хотят работать, — советует Юлия Пахомова, начальник отдела подбора, оценки и адаптации персонала ОАО «Пивоваренная компания "Балтика"».

Невежливо слушать эйчара молча — он может начать всерьез сомневаться в искренней заинтересованности своего собеседника.

«Хороший тон — подготовить список вопросов. Менеджеру по подбору персонала сразу станет понятно, что намерения у соискателя самые серьезные. Только не надо ставить на первое место вопрос о зарплате! Чем позже он будет задан, тем больше времени у соискателя на демонстрацию своих сильных сторон», — комментирует Юлия Пахомова.

Необходимо помнить, что при ведении деловой беседы умение слушать так же важно, как и умение говорить. Именно поэтому Полина Воронкина предлагает заранее подготовить собственную презентацию:

«Это краткий и четкий рассказ об основных вехах профессионального развития: что входило в обязанности, структура подчинения и т. п. Важно также подготовить примеры из опыта (в первую очередь те, что иллюстрируют знания и навыки, которые будут наиболее востребованы на искомой позиции).

Всегда хорошим иллюстрирующим моментом являются конкретные цифры и факты. И наоборот, нелогично выглядит, если кандидат путается в структуре своего отдела, не может вспомнить то, что относилось к выполнению его прямых обязанностей».

По окончании собеседования необходимо поблагодарить интервьюера за проявленный интерес и уделенное время. По мнению Полины Воронкиной, в конце встречи также полезно спросить о возможных сроках обратной связи и уточнить, кто и с кем должен будет связаться.

Вредные советы от Ильгиза Валинурова

— Если совершенно случайно на встречу вы пришли вовремя, не расстраивайтесь: еще не все потеряно. Постарайтесь теперь проявить полное безразличие к фирме. Тогда эйчар сам начнет вас мотивировать и хвалить свою компанию. А компания, которая себя хвалит, не может платить сотруднику мало. Это факт! Значит, вам предложат хорошую зарплату и премии.

— Запомните: дресс-код соблюдают только неуверенные в себе люди! Оденьтесь так, чтобы работодатель понял, кому тут надо прогибаться. Если прямо в офисе вы закурите, то впечатление о вашей уверенности и способности проходить любые преграды увеличится на 100%!

— Если во время собеседования вам предложат кофе, обязательно спросите, из какой страны и какая обжарка. А сделав глоток, поморщитесь и скажите, что это полный «ацтой». Ваш экспертный статус станет принципиально выше. Компаниям нужны эрудированные кандидаты.
После собеседования: а напоследок я скажу

Нередко после собеседования, так и не дождавшись положительного ответа, соискатели резко обрывают связь с эйчаром. Но следует помнить, что именно после встречи у рекрутера начинается процесс размышления и оценки кандидата. И в этот момент не менее важно, чем во время собеседования, показать себя воспитанным и вежливым человеком.

Хорошим тоном считается по итогам встречи написать рекрутеру благодарственное письмо. Сделать это необходимо в течении трех дней после собеседования, пока вы помните подробности, а рекрутер не забыл вас. В тексте письма можно еще раз поблагодарить эйчара за внимание к вашей кандидатуре и уделенное время, а также повторно высказать свой интерес к предложенной работе. Не лишним будет написать и несколько приятных слов относительно работы менеджера по персоналу.

Если после письма ответа от работодателя так и не последует, Юлия Пахомова советует: «Не стесняйтесь после встречи звонить и просить дать ответ. Это нормальная практика. Однако не будьте слишком назойливы, уважайте себя».

Конечно, все приведенные выше правила — не свод непоколебимых законов, а рекомендации. Ведь этикет — это условность, и каждый человек вправе сам решать, соблюдать его или нет. Однако помните, что следование этикету еще никому не мешало найти работу, а вот его игнорирование навредило многим.

Источник: Гуля Ягудина

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!