Идеологические монументы тоталитарного прошлого. Долго ли еще стоять?

Со времени крушения тоталитарного режима пошло двадцать лет, а символы, прославляющие прошлый, преступный образ произвола и насилия над че

12:01, 4 марта 2011 Общество
522bf98e6f2ecda3b1e2599d46ede785.jpg

С самого своего исторического основания Владивосток всегда являлся важным, стратегически-геополитическим, военно-морским центром Дальневосточного региона России. Jн стал форпостом коммерческого, научно- образовательного и культурного центра на Дальнем Востоке.

Во время прошедшего постсоветского двадцатилетнего периода город пережил многие проблемы с разделом бывшей государственной собственности и одновременно большой подъем в коммерческой, предпринимательской деятельности. В социально-культурной сфере Владивосток также один из самых развитых городов Дальневосточного региона.

Сегодня Владивосток представляет разнонаправленность многих культурных течений, классическая культура соседствует с разнообразными молодежными субкультурами и модными тенденциями. В городе активно работает театральная, художественно- выставочная, концертная деятельность, уже давно возрожден и вернут к жизни широкоэкранный общественный кино-комплекс. Уверенно развивается международный туризм и индустрия гостеприимства.

Жители города уже привыкли к постоянным гостевым визитам огромных, иностранных круизных лайнеров ведущих трансконтинентальных туристических компаний мира. Многочисленные иностранные туристы с большим интересом осматривают достопримечательности нашего города, в большей части они совершают прогулки по историческому центру, где, как и в любом городе по его центру можно узнать о судьбе этого города.

Но, что иностранные гости видят в нашем историческом центре, какие памятники сразу бросаются им в глаза? О, это те же многочисленные памятники советского тоталитарного прошлого, которые прославляют прошлый режим. Которые все мы до сих пор видим, помним и вроде бы уже смерились с их идеологическими символами и смыслами.

Многие прогрессивные представители нашего общества хорошо понимают, что это временное явление и что возможно им осталось не так много стоять на своих местах. Да, возможно это и необходимо, не допускать социальной напряженности в обществе и не стоит нервировать фанатичных коммунистов, поколение которых с каждым годом стремительно исчезает.

Как говорил известный либеральный философ Сократ, - дайте исчезающей и теряющей свою энергию религии исчезнуть самой и с ней исчезнут её символы.

Однако не видится ли сейчас, что период значительно затянулся?
Со времени крушения тоталитарного режима пошло двадцать лет, а символы, прославляющие прошлый, преступный образ произвола и насилия над человеком, как и целыми народами все ещё стоят на наших площадях.

В одном только историческом центре нашего города на удалении пятисот метров друг от друга стоят три памятника этому страшному и позорному периоду нашей истории. Первый памятник на привокзальной площади политическому авантюристу, лидеру террористических кружков, призывающего к вооруженному свержению государственной власти, главному идейному вдохновителю и богу всех коммунистов – В. Ульянову Ленину. Характерно, что именно у этого монумента меньше всех шансов быть убранным в самые ближайшие годы. Так как сам его, не захороненный мумифицированный труп, всё ещё продолжает лежать на главной площади нашей столицы.


Примечательно также, что гробница вождю и главному божеству коммунистов построена большевиками по традиционному типу пирамидальных гробниц – древней цивилизации Майя. Сопоставимо, что религиозные основы цивилизации Майя требовали человеческих жертвоприношений, также как и коммунистическая, большевистская религия требовала весьма значительных жертвоприношений от народных масс!

Коммунистическая партия, постоянно боровшаяся с религиозным фактором, не заметила, как сама превратилась в религию, со своими канонами, табу, запретами, жрецами и духовными лидерами. Монументы своего бога были установлены ими во всех городах и поселках, многочисленные улицы до сих пор также носят его имя.

Второй – идеологический, воинствующий монумент классовой борьбы, памятник борцам за власть советов на Дальнем Востоке, - власть советов двадцать лет как сгинула в прошлое, и история перевернула новую страницу, но памятник все еще стоит.
Неизвестно то ли прославляя все то светлое будущее, которое в кровавом становлении своём всё так и не было достигнуто, то ли напоминая новому поколению об ужасах которые следуют за идеологическими заблуждениями.

Самое противоречивое в этом главном монументе советской эпохи, который также имеет краевую культурную ценность то, что в правой скульптурной композиции, под ногами большевистских бойцов изображен свергнутый двуглавый орёл – символ царского монархического наследия. Именно тот с исторических времён государственный символ, герб царской России, который и сейчас является государственным гербом Российской Федерации, изображенный на всех органах государственной власти, тот самый двуглавый орёл, который граждане России видят и в своих паспортах.

Такое противоречивое как казус идеологическое скульптурное изображение, не раз ставило в тупик некоторых иностранных гостей и интересующихся нашей историей.
Которые при спуске с круизного судна у морского вокзала, видели на флаге Российской Федерации герб в виде двуглавого орла, и одновременно пройдя несколько метров до центральной площади – могли увидеть тот же двуглавый орёл лежащий под ногами у фанатично-воинствующих революционеров в монументальном камне!

Третий – памятник С. Лазо в театральном сквере напротив краевого драматического театра, в исторической действительности у этого места особая история, немногие жители города знают, что на этом месте раньше находился памятник не менее выдающемуся соотечественнику и герою прославившегося героической обороной Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны адмиралу В. С. Завойко. При чем на том же самом пьедестале, на котором сейчас стоит С. Лазо, то есть при коммунистическом режиме вот так быстро и бесцеремонно всё делалось, убирали одни памятники и ставили другие.

Этот стиль тоталитарного правления многие еще не забыли, тогда менялись не только исторические монументы, названия улиц и городов, менялась собственная история, вычеркивая с неё намного ценное и героическое!

Глядя на оставшиеся идеологические монументы, до сих пор еще занимающие почётные места в центральной части города, иностранным гостям видится, что Владивосток исторически был основан коммунистами и ранее их, истории города не существовало,
что мы по-прежнему верим в обманчивую утопию страшного прошлого и не хотим от этого отказаться. Так же как не можем расстаться со старыми вещами, потому что к ним привыкли, но ставшим давно бессмысленным хламом. Не дающим новым поколениям узнавать полноценную историю своей страны, исторических, национальных героев и гениев которых в нашей стране было не мало!

Многие спросят, какой же памятник должен стоять в центре Владивостока?
Памятник Александру II – царю освободителю, реформатору, выдающемуся герою и патриоту своего времени победителю войн с Турцией и освободителю Балканских народов, при котором также был основан Владивосток, наиболее актуален!
Необходимо определится продолжателями, какой истории мы являемся, тысячелетней Российской или семидесятилетней Советской?

Некоторые местные политики и деятели культуры города, не раз подымали вопрос о возвращении прежних исторических монументов на их исконные места, где они находились со времен основания Владивостока. К примеру, возвращения памятника В. С. Завойко на прежнее место, в театральный сквер, но пока вопрос так и остался открытым.

Тем не менее, многие давно понимают, что идеологически-устаревшие монументы прошлой эпохи не соответствуют новым реалиям жизни, тем более не смогут долгое время занимать исторический центр. Определенно очевидно, что молодому поколению не понятны эти памятники и их огромное количество по всей стране. Выросли новые поколения, кумиры которых далеко не те идолы, которым поклонялись поколения послевоенные! Всё определяется только временем, когда именно наше общество политически освободится от непривлекательного наследственного прошлого и решится на демонтаж утопичных символов, ставших к тому времени чуждыми и не нужными.

Владивостоку как самому первому и прогрессивному городу Дальнего Востока, более всех связанным с международным туризмом и бизнесом, а также культурным развитием, возможно открывающим свою новую эпоху с предстоящим саммитом АТЭС - просто необходимо сменить неактуальное советское лицо в монументальных символах!

Возможно, тогда восстановится историческая справедливость, и почётные места в исторических центрах наших городов займут достойные выдающиеся личности, политики, деятели культуры и науки всех исторических периодов нашего отечества - которые намного большими благородными заслугами заслужили эти места.

Источник: Александр Мельник

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!