Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Политика и экономика

Судоремонтные заводы Приморья сигналят SOS

Материал
Владивосток, вторник, 15 февраля , РИА Vladnews.
Материал «В» «ТОФ попал в реанимацию» («В» № 8 от 20 января), в котором мы рассказали о планах правительства по возрождению Тихоокеанского флота, вызвал живой отклик среди читателей. Именно эти отклики стали поводом для подготовки к публикации данного материала. Итак, сегодня речь пойдет о ситуации в судоремонтной отрасли региона. Нам кажется, что опасения относительно того, что новые корабли, которые будет получать ТОФ, попросту негде будет ремонтировать, вполне обоснованны.

Итак, факт на лицо: в Приморье сокращается судоремонтная база – заводы ликвидируют технологические участки и увольняют персонал. Причиной называют прежде всего снижение объемов оборонных госзаказов.

Войти в ОСК... и умереть

Сотрудники ОАО «178й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» ожидают, что в июне–июле специализированное предприятие по ремонту кораблей Тихоокеанского флота прекратит свое существование. Этот завод включен в дочернюю структуру ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) – «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта ОСК». Согласно концепции развития предприятий ОСК территорию 178го завода планируется освободить под строительство объектов АТЭС2012, а его мощности перебазировать на территорию ОАО «92й ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод», расположенного в районе бухты Диомид.

Ранее у каждого судоремонтного завода была своя, как называют маркетологи, ниша. Комплексный ремонт самых мощных и больших кораблей ТОФ, а также плавбаз «от клотика до киля» выполняло одно из крупнейших в СССР судоремонтных предприятий – Дальзавод.

В 2001 году он был признан несостоятельным: введено внешнее управление, затем объявлено конкурсное производство. На сегодня весь профильный имущественный комплекс ОАО «Дальзавод» – собственность 178го завода на основании договора куплипродажи. Сам 178ой специализировался на ремонте кораблей рангом пониже — это эсминцы, буксиры, тральщики. 92ой выполнял поддерживающий ремонт малотоннажного флота. И сегодня он не готов ремонтировать большие корабли ТОФ – причальная инфраструктура на них не рассчитана, поскольку бухта там мелководная. К тому же вся набережная 92го на полную «катушку» задействована на приемке грузов АТЭС.

Тем временем в 178м заводе уже ликвидировали единственный в Приморье цех по ремонту малых дизелей, освободив участок под строительство пятизвездочной гостиницы. Оборудование разобрали и вывезли на территорию 92го завода, но установить не смогли: не соответствуют фундаменты, на которые первоначально планировалось монтировать станки. Необходимо делать новые, но средства на эти работы не предусмотрены и будут ли выделены, также неизвестно. Ближайший участок, где можно произвести такого вида ремонт находится в Хабаровске, а специалисты 178го завода опасаются за сохранность своего оборудования и сомневаются, что эта обязательная при ремонте всех классов плавсредств технологическая линия вновь заработает.
– Мы не знаем, что с нами будет дальше. Сейчас завершаем корпуснодоковый ремонт по заказам, оставшимся с прошлого года, – сетует начальник отдела внутреннего контроля и аудита ОАО «178й завод» Виктор Зверев. – Есть небольшая надежда получить новые заказы, хотя и в этом случае объемы будут невеликие. Работы, если и прибавится, то на пару¬тройку месяцев.

Обратной дороги нет?

Возможности некогда большого предприятия, действительно, уже не позволяют рассчитывать на значительные масштабы. Два десятка лет назад в его штате числилось 4,5 тысячи сотрудников, а сегодня их чуть более трех сотен. Последнее сокращение прошло 1 февраля 2011 года, тогда уволили 146 человек. И хотя квалификация этих специалистов позволяет выполнять самые сложные судоремонтные операции, не для всех из них найдется работа в 92м заводе, равно, как и в ОАО «Дальзавод», или в простонародье «малом» Дальзаводе. Эта компания в свое время выкупила часть производственных цехов, оборудования и техники «большого брата», часть взяла в аренду. Теперь пытается выкупить арендованные активы, оцененные, кстати, в сумму порядка 460 миллионов рублей. Но это не означает, что ОАО «Дальзавод» уверенно смотрит в завтрашний день. Большинство сотрудников предприятия работают по срочным договорам, которые заключаются на год: 31 декабря 2010 года они были уволены и, по некоторым данным, не со всеми был заключен новый договор. К тому же своевременное финансирование федеральными структурами военных заказов оставляет желать лучшего. Например, в прошлом году поступление средств за выполненные работы задержалось на несколько месяцев, были сложности с выплатой зарплаты работникам предприятия.

Мощности ОАО «Дальзавод», в том числе три сухих дока, рассчитаны на выполнение больших объемов военного судоремонта, но получить госзаказ напрямую невозможно – ОАО «ХК Дальзавод» не входит в структуру ОСК. По словам председателя дальзаводского профкома Николая Бомко, контракт на проведение ремонта кораблей ТОФ Минобороны заключило с Дальневосточным заводом «Звезда», расположенном в городе Большой Камень. Те, в свою очередь, подписали агентский договор с малым Дальзаводом на оказание услуг по ремонту больших кораблей. Однако сейчас самих судоремонтников «Звезды» ожидает массовое сокращение. Планируется, что нынешней весной работы лишатся 200 специалистов. В последующем не исключается увольнение еще 700 человек. Если учесть, что сегодня на заводе трудится около 3600 сотрудников, то получается, что штат будет урезан на четверть.

– Сигнальный лист от администрации завода о предполагаемом сокращении мы получили еще в начале февраля, – рассказывает «В» председатель профкома завода «Звезда» Ольга Скрипко. – В документе не указаны конкретные специальности, но говорить о том, что речь идет только о вспомогательном персонале, нельзя. Ведь в январефеврале даже рабочие основного производства не были обеспечены работой. Чтобы не отправлять сотрудников в вынужденные отпуска администрация направляет их на ремонтные работы и благоустройство территории. Задержек с выплатой зарплаты нет – средняя зарплата по заводу составляет около 22 тысяч рублей, и эту сумму они получают. Пока.
Хотя временно исполняющий обязанности гендиректора Владимир Аверин заверил профсоюзный комитет, что все сокращенные будут трудоустроены на заводе. Но я не понимаю, как можно одновременно сокращать рабочие места и набирать персонал.

Не нужные спецы

Представителям профсоюза в местном центре занятости сказали, что у них нет возможности принять такое большое количество людей.

В профкоме вспоминают печальный опыт массового сокращения персонала в 1997 году из¬за отсутствия госзаказа.

– Мы с трудом пережили то время, – признается Ольга Скрипко. – Устроиться вне завода было практически невозможно. Мужчины подались в другие города в поисках работы, многие семьи остались без средств к существованию.

Чтобы избежать повторения той ситуации большекаменцы обратились к полпреду Виктору Ишаеву с просьбой вмешаться и помочь заводу.

– В письме, направленном профкомом завода «Звезда» в Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе говорилось, что ситуация складывается критическая, – заметил пресссекретарь полпреда Евгений Аношин. – Виктор Ишаев распорядился провести проверку и разобраться, насколько обоснованы планы сокращения персонала, предусмотрены ли меры социальной защиты попавших под сокращение. В ближайшее время в Большой Камень прибудет комиссия в составе главного федерального инспектора по Приморскому краю, сотрудников полпредства, прокуратуры.

Ситуацию, которая складывается на судоремонтном заводе в Большом Камне, в полпредстве обещают держать под особым контролем. Полпред Виктор Ишаев уже не раз в своих выступлениях высказывался за необходимость сохранения на Дальнем Востоке центра военного судостроения и судоремонтных баз. «На каждой территории важно сохранить и дальше развивать судоремонт. Обслуживание и ремонт судов должен быть и на Камчатке, и в Благовещенске, и в Приморье, во Владивостоке. Обслуживать суда можно только там, где есть базы ремонта – отводить их на другую территорию за тысячи километров нецелесообразно», – заявил на недавней прессконференции в Хабаровске Виктор Ишаев. На заводе «Звезда» выражают надежду, что слова полпреда обернутся действенными мерами по поддержке и развитию судоремонта в Приморье, иначе все построенное в рамках ныне декларируемого масштабного строительства разных плавсредств ремонтироваться будет за границей.
Похожие новости
«РАО ЭС Востока» направит 27 миллиардов на реализацию инвестпрограммы 2011 года
11:35, 15 февраля 2011 «РАО ЭС Востока» направит 27 миллиардов на реализацию инвестпрограммы 2011 года

В соответствии с проектом скорректированной инвестиционной программы Энергохолдинга

Журналисты вручили Ишаеву грамоту доверия
19:45, 14 февраля 2011 Журналисты вручили Ишаеву грамоту доверия

Полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев получил награду от

Контрактная армия в России продолжает сниться
17:21, 14 февраля 2011 Контрактная армия в России продолжает сниться

В пятницу было опубликовано постановление правительства, по которому финансирование федеральной целевой программы (ФЦП) по комплектовани

Монгольские бизнесмены заинтересовались возможносятми Транссиба
13:52, 14 февраля 2011 Монгольские бизнесмены заинтересовались возможносятми Транссиба

Во Владивостоке прошла встреча железнодорожников Дальневосточной магистрали с монгольскими бизнесменами

Основные продукты питания за год подорожали на 200–300 %, и останавливаться не спешат
Ишаев: в регионе не выполняется ряд поручений президента
12:49, 14 февраля 2011 Ишаев: в регионе не выполняется ряд поручений президента

Так, по словам Ишаева, не исполнено поручение главы государства по финансированию инженерной защиты левого берега протоки Казакевичево на

Sollers начнет производство Toyota Land Cruiser Prado во Владивостоке
12:15, 13 февраля 2011 Sollers начнет производство Toyota Land Cruiser Prado во Владивостоке

СП Sollers и Mitsui получит статус инвестора в рамках режима промышленной сборки, то есть будет обладать правом беспошлинного импорта компоненто