ДВМП попало в финансовые торосы

Пока неизвестно, кто и когда возместит пароходству 180 миллионов рублей, затраченных на проведение спасательной

17:49, 3 февраля 2011 Политика
2a5fea2ca954d2fd854f01ae3496f663.jpg

1 февраля в главном офисе Дальневосточного морского пароходства подвели предварительные итоги работы по выводу рыболовных судов из ледового плена. В пресс-конференции приняли участие Сергей Генералов, управляющий директор ОАО «ДВМП» Владимир Корчанов, а также ведущий инженер-гидролог департамента флота Николай Шаталин, начальник отдела безопасности мореплавания Борис Шабанов, директор департамента специального флота Вячеслав Наганюк, директор правового департамента Виктор Помелов.

– Главное для нас, и мы этим гордимся, что спасательная операция в Сахалинском заливе завершилась благополучно, без потерь людей и судов, – заявил Сергей Генералов. – А сейчас настало время подсчитать расходы и совместно с Росрыболовством, Минтрансом и рыболовными компаниями разобраться, кто, в какой пропорции и в какие сроки будет их возмещать.

– Разбирательство, видимо, продлится долгое время, но надеемся успеть к следующей навигации, – добавил Виктор Помелов.

Об итогах — чуть позже, а пока напомним основные моменты операции:

26 декабря прошлого года в Сахалинском заливе резко обострилась ледовая обстановка. На тот момент там находилось 17 судов, из них 14 удалось выбраться на чистые воды. А плавбаза «Содружество», научно-исследовательское судно «Профессор Кизеветтер», транспортный рефрижератор «Берег Надежды» были зажаты льдом и не смогли самостоятельно выбраться из торосов, толщина которых доходила до четырех метров. 30 декабря компания БИФ «ТИНРО-Центр» и ОАО ХК «Дальморепродукт» направили официальный запрос об оказании услуг по проводке судов, блокированных льдом, руководству ДВМП. 31 декабря 2010 года Росморречфлот объявил о спасательной операции – ледоколы «Магадан» и «Адмирал Макаров» отправились в зону бедствия.

– Я сразу понял, что спасательная операция затянется больше чем на две недели, – заметил Владимир Корчанов. – Ледовая река, пришедшая в Сахалинский залив из района Шантарских островов, представляла собой слои пресного льда, скрепленные слежавшимся снегом. Это самое тяжелое препятствие даже для мощного ледокола: такой «бутерброд» не колется, как морской лед, а прижимается и налипает на корпус, и судну приходится тащить еще и эту тяжесть.

3 января сигнал SOS подал зашедший в этот район рыболовный траулер «Мыс Елизаветы», на борту которого находились около 80 человек. Судно зажало дрейфующими льдами и понесло на камни. Ледокол «Адмирал Макаров» поспешил на выручку траулеру, приостановив спасение других судов.

5 января «Мыс Елизаветы» вывели на чистую воду, а через день – «Профессора Кизеветтера».

11 января ледокол «Красин», пришедший на замену менее мощного «Магадана», и «Адмирал Макаров» начали околку, буксировку и проводку самого проблемного судна — плавбазы «Содружество». Ее корпус на два метра шире корпуса ледокола.
– К тому времени резко ухудшилась погода, суда застряли в ледовом припае, сильным ветром их относило все дальше от чистой воды со скоростью одна миля в сутки, – продолжает Владимир Корчанов. – Возникло сжатие льда силой три балла. Например, корпус плавбазы испытывал давление, как будто его сжимали пассатижами с силой 100 тысяч тонн.

19 января по распоряжению Минтранса и спасательно-поискового центра Южно-Сахалинска ледоколы прекратили буксировку плавбазы, оставив ее в безопасном месте, и занялись рефрижератором «Берег Надежды». Однако спасательная операция в Сахалинском заливе была приостановлена из-за непогоды: в месте нахождения судов шел снег, была плохая видимость, дул шквалистый ветер. Ледоколы «Красин», «Адмирал Макаров» и буксируемый «Берег Надежды» приостановили движение, ожидая ослабления ветра.

– Тогда обсуждался такой вариант: эвакуировать ледоколами людей, а рыболовные суда оставить зимовать во льдах, – уточнил Сергей Генералов. – Была опасность, что и сами ледоколы застрянут во льду. Пришлось бы вызывать из Мурманска атомные — самые мощные. Но высокий профессионализм экипажей ледоколов, их опыт работы во льдах, в том числе и в этом районе, позволили успешно завершить спасательную операцию.

24 января ледоколы вывели на чистую воду транспортный рефрижератор, на борту которого находились 35 членов экипажа, вернулись за «Содружеством», и 26 января караван из ледоколов и плавбазы начал движение в тяжелом льду Сахалинского залива. Проводка плавбазы оказалась самой протяженной и сложной и составила в общем более 150 миль.

31 января в 11 часов по владивостокскому времени «Адмирал Макаров» и «Красин» вывели «Содружество» на чистую воду. Таким образом, спасательная операция по выводу судов из ледового плена, длившаяся ровно один месяц, была завершена.

Сейчас «Адмирал Макаров» и «Красин» заправляются топливом и уже 4 и 6 февраля соответственно приступят к своей основной работе в Татарском проливе – проводке танкеров, задействованных в сахалинских нефтегазовых проектах.

В ДВМП уже посчитали расходы — по предварительным расчетам, спасательная операция обошлась компании в 180 миллионов рублей. За месяц работы ледоколы, работавшие на пределе своих возможностей, сожгли 6,5 тысячи тонн флотского мазута (более дорогого, чем топочный), а это два железнодорожных состава. Более 10 часов работали вертолеты, проводившие ледовую разведку с воздуха. Буксирные стальные тросы рвались, как нитки, приходилось заказывать новые и доставлять дополнительно.

Тем временем чиновники начали разбор полетов. Почему в заведомо неблагополучном районе находились 17 рыболовных судов, при этом три не успели уйти, а четвертое еще и сознательно зашло в опасные воды, уже зная о напряженной ситуации, складывающейся в Сахалинском заливе? Остро встал вопрос и о том, кто сейчас должен вести ледовую разведку и своевременно сообщать судоходам оперативную информацию (в советские времена этим занимались государственные структуры).

«Совместно с Минтрансом мы будем разбираться, по каким причинам рыбаки оказались в ледовом плену», – заявил журналистам в Москве глава Росрыболовства Андрей Крайний после известия о завершении спасательных работ в Сахалинском заливе. Вполне возможно, что появится положение, позволяющее ведомству в короткий срок закрывать опасные для мореплавания районы.

Ну а ДВМП ждет окончательного решения чиновников: кто и когда возместит расходы компании, затраченные ею на организацию и проведение операции по выводу рыболовных судов из ледового плена. Похоже, это случится не скоро, отмечают в Дальневосточном пароходстве. Главные документы для составления финансовой сметы – судовые журналы ледоколов – заинтересованными организациями еще не затребованы.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!