"Единороссы" увидели пути решения проблем развития Дальнего Востока

Важным событием минувшей недели стала четвертая межрегиональная конференция

17:29, 13 декабря 2010 Общество
31867f786ffce9855d4f0c3aa6f047a0.jpg

Важным событием минувшей недели стала четвертая межрегиональная конференция «Единой России». Предыдущие три были посвящены стратегически важным проблемам развития регионов Сибири, Северного Кавказа и Поволжья, завершающим мероприятием в 2010 г. стала конференция по вопросам повышения качества жизни на Дальнем Востоке. Тем самым «партия власти» продолжает курс на демонстрацию «реальных дел», включая в повестку обсуждения не отвлеченно-идеологические вопросы, а масштабные проблемы социально-экономического характера, затрагивающие все территории восточной части России.

Ключевые проблемы регионов Дальнего Востока обусловлены социально-политическими процессами, характерными для постсоветского периода и усилившими существовавшие исторически негативные тенденции, и, в отличие от многих других регионов, напрямую не связаны с преодолением последствий экономического кризиса. Общий комплекс проблем можно разделить на два взаимосвязанных «блока» - инфраструктурный и миграционный.

Экономика Дальнего Востока: проблема интеграции

В первом случае речь идет о развитии транспортной инфраструктуры и обеспечении экономической интеграции восточной и западной частей РФ.Фактически, на данном этапе восточная часть страны имеет больше экономических связей со странами азиатско-тихоокеанского региона, чем с западной частью самой России. С этим связаны особенности региональной экономики: ориентация на импорт, необходимость государственного регулирования тарифов на перевозки и электроэнергию и пр. Стоит отметить, что первые целенаправленные шаги уже предприняты Центром: государство субсидирует пассажирские перевозки на Дальнем Востоке (в частности, на софинансирование авиационных перевозок в 2011 г. из федерального бюджета планируется выделить 2,5 млрд. руб.). Однако, как отметил в ходе конференции «ЕР» премьер-министр, это решение «точечное, а не системное», и работу в направлении регулирования стоимости перевозок нужно продолжать: соответствующие поручения даны Минтрансу и Минфину. Еще один крупный транспортный проект связан со строительством автотрассы «Якутск - Магадан». Проблема снижения транзакционных издержек напрямую связана с повышением привлекательности дальневосточного региона для инвесторов и созданием благоприятной бизнес-среды, поэтому долгосрочные решения, обеспечивающие адекватное ценообразование, весьма востребованы.

Другим приоритетным направлением развития экономики регионов ДФО выступает разработка ресурсной базы в рамках реализации Восточной газовой программы и создание перерабатывающих мощностей (в том числе, в других отраслях). Владимир Путин озвучил амбициозные планы: через 7-8 лет «практически весь» добываемый на Дальнем Востоке лес должен перерабатываться в регионе. Что же касается углеводородов, то планируется последовательное наращивание добычи. «В 2006 г. в восточных регионах страны добывалось всего 8 млрд. куб. м. газа, в 2009 г. - уже 22 млрд., а к 2020 г. здесь будет производиться от 70 до 100 млрд. куб. м. газа», - описал Путин прогресс в этой сфере. Однако на данном этапе экономическая рентабельность остается под вопросом: в условиях замкнутой энергосистемы и недостаточно развитой инфраструктуры, а также сложных климатических условий, требующих современных технологий и увеличивающих затраты на добычу, цена на газ в регионе выше, чем в среднем по стране. Для компенсации этого негативного эффекта правительство предлагает механизм субсидирования: за счет федерального бюджета планируется дотировать поставки газа по трубопроводу Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Эту меру также стоит рассматривать лишь как временное решение проблемы. Полномасштабную же основу для экономической интеграции разных частей страны призвано обеспечить развитие газотранспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке.

От экспорта к переработке

В этом контексте показательно, что основным направлением в процессе разработки ресурсной базы регионов ДФО на федеральном уровне считается выход на внутренний рынок: речь идет о создании высокотехнологичных комплексов в сфере газо- и нефтехимии. «Газификация будет проведена везде, где это технологически возможно и экономически обосновано», - сообщил Путин на конференции «ЕР». Развитие экспортных маршрутов немаловажно, так как позволило бы усилить позиции России на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако акцент на создании новых производственных мощностей в субъектах ДФО вполне оправдан: на повестке регионального развития стратегически важный вопрос о смене основной бизнес-модели. Обеспечение перехода от преимущественного экспорта дальневосточного сырья к его переработке выступает ключевым условием развития экономики региона, в противном же случае вполне реальна угроза превращения дальневосточных территорий в сырьевой район стран АТР, в первую очередь, крупнейшего потребителя природных ресурсов в лице КНР.

На данном этапе для Китая как ведущего игрока в экономике региона российская территория является, в первую очередь, ресурсной базой (при этом объем незаконного «освоения» лесных, рыбных и иных ресурсов весьма значителен) и рынком сбыта собственной продукции. По данным Минрегионразвития, крупнейшим инвестором в экономику дальневосточных субъектов в 2009 г. стала Япония, при этом о значительном объеме иностранных инвестиций в регионе можно говорить лишь применительно к экономике Сахалинской области (получила порядка 70% всех иностранных вложений), что связано с реализацией масштабных проектов по освоению углеводородных месторождений континентального шельфа. Таким образом, поддерживаемые российским правительством проекты по строительству предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимической и угледобывающей промышленности, по развитию дальневосточных портов, созданию генерирующих мощностей на территории Забайкалья и Дальнего Востока (проект «Сахалин-2», нефтегазопровод ВСТО, строительство дорог, линий электропередач и пр.), предусматривающие создание совместных предприятий с иностранными бизнес-структурами, реальных экономических результатов пока не принесли. Они рассчитаны скорее, на долгосрочную перспективу.

Поступление иностранных инвестиций в экономику ДФО в 2009 г:

Всего инвестиций: 8 млрд. 439,3 млн. долл. США

Сахалинская область - 68,4%
Республика Саха (Якутия) - 13,2%,
Чукотский АО - 11,1%,
Хабаровский край - 3,1%
Амурская область - 2,5%
Приморский край - 1,0%
Камчатский край, Магаданская область и Еврейская АО - 0,7%

Основные страны-инвесторы в экономику ДФО в 2009 году (в млн. долл. США)

Япония - 2661,4
Нидерланды - 1915,4
Кипр - 910,3
Великобритания - 905
Люксембург - 735,9,
Багамские острова - 620,9,
Индия - 395,9.

Миграционные проблемы региона

Со спецификой социально-экономической ситуации тесно связан и комплекс миграционных проблем регионов Дальнего Востока. Речь идет, с одной стороны, об устойчивой тенденции к оттоку населения в крупные города и, далее, в центральную часть России (этот процесс активно развивается в течение последних 15 лет), а с другой - о росте нелегальной миграции из стран АТР (в основном, Китая). Для того, чтобы предотвратить утрату контроля над отдаленными от «большой земли», но геополитически значимыми территориями, на федеральном уровне принята концепция создания «точек роста». Так, в южной Якутии планируется сформировать крупный промышленный район, связанный с глубокой переработкой полезных ископаемых, природного газа, апатитов, угля, железных и урановых руд; на территории Забайкальского края - индустриальную зону, где планируется развивать горно-металлургические комплексы, деревообрабатывающую промышленность, строительную индустрию, а также мясное скотоводство; в Камчатском крае - биоресурсный кластер Авачинской агломерации. Все эти проекты предусмотрены целевой программой развития регионов Дальнего Востока и Забайкалья (рассчитана на период до 2013 г., вероятно, будет продлена до 2025 г.). Ключевым проектом для ускорения развития Приморского края остается модернизация инфраструктуры в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. Напомним, к этому времени во Владивостоке должен быть построен аэропорт, мост на остров Русский, дороги, университетский комплекс, объекты энергетики и коммунального хозяйства, новые жилые районы (общая стоимость программы подготовки к саммиту превышает 200 млрд. руб.).

ПРОГНОЗ:

Лишь создание благоприятных условий для жизни людей позволит предотвратить дальнейшую депопуляцию Дальнего Востока. При этом реализация «ресурсоемкой» федеральной программы по развитию регионов Дальнего Востока и Забайкалья может повлечь качественный социально-экономический «сдвиг» в том случае, если приток инвестиций будет сопровождаться восполнением дефицита профессиональных управленцев и специалистов высокой квалификации. Проекты же приграничного сотрудничества пока выглядят, скорее, «декларациями о намерениях» и вряд ли могут принести реальные экономические результаты в обозримом будущем. Так, руководство КНР поддерживает идею создания зон приграничной торговли с льготным таможенным и пограничным режимом, однако нет гарантий того, что реализация этого проекта будет способствовать большей «прозрачности» экономических отношений.

Источник: Использованы материалы Дальневосточного консалтингового центра и Центра политической коньюнктуры России

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!