Рапунцель: совсем окосела

17:47, 3 декабря 2010 Культура
876933c36ebc8381a1d4cd06e1e6ec63.jpg

Старая добрая (для некоторых — даже чересчур добрая) студия Disney продолжает ловко модернизировать свой фирменный стиль — века двадцатого — под требования нового времени. Времени, когда русалочки стонут под немытой пятой Шрека, а компьютерная анимация вытеснила ручную работу. Вслед за успешными «Зачарованной» и «Принцессой и лягушкой» коммерчески бессмертный бренд выпустил «Рапунцель» — еще одну сказку о принцессе для детей и их ностальгирующих по классическому «Диснею» родителей. Даже по меркам нынешних мультипликационных блокбастеров «Рапунцель» вышла дорогущей — бюджет около 260 миллионов долларов. Трехмерная (хотя бы ради финала, где тысячи фонариков парят в ночном небе, ее стоит смотреть в 3D-версии) высокотехнологичная «Рапунцель» тщательно стилизовалась под классическую диснеевскую рисованную анимацию.

Справка: «Рапунцель» (США) — мультфильм студии Disney по мотивам сказки братьев Гримм. Похищенная злой ведьмой принцесса, запертая в высокой башне, отращивает косу до земли. Режиссеры: Байрон Ховард («Вольт»), Натан Грено. Жанр: мультфильм, сказка, мюзикл, семейный. Бюджет — около 260 млн долл. Время: 100 мин.

Рапунцель, большеглазая блондинка с двадцатиметровой косой, к своему восемнадцатилетию имеет кучу полезных хобби (шьет, рисует, подметает, лабает на гитаре и к тому же юный натуралист с ручным хамелеоном в кармане). И нулевой жизненный опыт — девочка так и созрела, никогда не покидая комнату на самом верху высокой башни, затерянной посреди леса. Строгая мама (противоестественно моложавая брюнетка, смутно похожая на певицу Шер) объясняет, что выходить наружу в наше лихое время слишком опасно. И умело подтачивает дочкину самооценку («Посмотри в зеркало! Ах, что за юная смелая красавица… стоит рядом с тобой! Ха-ха-ха!»). Зритель, возможно, встречал на околосветских тусовках такие парочки: принцесса-дочка с длинными ухоженными волосами и отчаянно желающая выглядеть чуть свежее чада хищная мама. Впрочем, в «Рапунцель» дело совсем плохо: девица в башне на самом деле — похищенная из колыбели королевская дочка. А та, кто выдает себя за чересчур заботливую мать, — собственно укравшая ее ведьма.

Ведьме принцесса нужна, как укол ботокса: золотые волосы Рапунцель имеют волшебное свойство дарить вечную молодость.

Сама Рапунцель, похожая на заводную Барби, вначале, скорее, действует на нервы, чему способствуют ее вокальные номера. Музыка — вообще единственная ощутимая слабость мультфильма, в остальном весьма удачного. Мелодии изначально скучноваты, а в русскоязычной версии песни еще и дублирует Виктория Дайнеко, добавляя духа «Фабрики звезд». Отягощенная «фабричным» голосом, героиня будет завоевывать симпатии зрителя постепенно — и к финалу за нее уже не на шутку переживаешь. Впрочем, самым обаятельным персонажем фильма так и останется белый конь с гладиаторским именем Максимус, на котором до поры до времени гоняет начальник королевской стражи.

У Максимуса по-лошадиному дурной характер (кусач и брыклив), амбиции полицейской овчарки (заставляющие его вынюхивать преступников ползком) и душа Дживса — находчивого и верного слуги.

Девушкам свойственно верить, что раз уж на пороге нарисовался с глупым ржанием какой-то конь, значит, где-то бродит и принц. «Рапунцель» заранее излечивает девочек от неоправданных ожиданий: принц так и не появится. Вместо него в башню влезает воришка с большой дороги, смазливый и скользкий тип с внешностью Хью Гранта. Воришка получит по голове сковородкой и — в статусе внезапного трупа — будет дико комично запихиваться испуганной блондинкой в шкаф. Очнувшись, он выведет Рапунцель в большой мир: там будут и разбойничий трактир, где наша барышня будет вести себя как благовоспитанная героиня Джульетт Льюис в вампирском баре «Веселые титьки», и смертельные опасности, и финальный романтический поцелуй.

«Рапунцель» снята по сказке братьев Гримм — а сказки братьев Гримм, прочитанные внимательно и с минимальной фантазией, по «недетскости» сопоставимы разве что с фильмом «Пила» (о чем как-то не задумываются родители, вечно ждущие подвоха от современной массовой культуры и ленящиеся вчитаться в классику).

В оригинальной сказке отец, воровавший у ведьмы с огорода лакомства для беременной жены, попавшись, откупился нерожденным ребенком. Выросшую в башне книжную Рапунцель однажды нашел и стал навещать принц — а выдала парочку (в разных версиях) то ли оговорка, то ли беременность затворницы. Диснеевская версия не слишком стремится воспроизвести жестокие быт и нравы средневековой Германии — и вместо этого концентрируется на двух вещах.

Во-первых, ясно, что принцесса как морально вялое существо из кринолина — для современной девочки устаревшая ролевая модель. И «Рапунцель» повторяет путь «Блондинки в законе»: можно иметь сколь угодно длинные ресницы, но неплохо бы обзавестись активной жизненной позицией. А финал «Рапунцель» — с символическим отрезанием длинных волос, которые и стягивали героиню на позицию пассивной жертвы чужих амбиций, — и вовсе феминистский манифест.

Во-вторых, в «Рапунцель» есть еще и тема отношений дочери и матери, которая делает милый детский мультик слегка жутковатым. Воспитавшая героиню ведьма — страшный портрет эгоистичной матери, для которой потомство является способом достижения цели (будь то социальный статус «нормальной женщины» или вечная молодость).

Диалоги, в которых она равнодушно и раздраженно отмахивается от лепета Рапунцель: «Ты же совсем меня не слушаешь!», похожи на то, что иногда можно услышать в магазине или на остановке, удивившись — как может быть так неприятен и неинтересен собственный ребенок?

Что ж, сказки, даже самые идиллические, имеют свойство на взрослый взгляд обнаруживать жутковатую изнанку. А «Рапунцель» — сказка при этом очень славная. Роскошной красоты диснеевский фильм-торт (пышно украшенный роскошными пейзажами, старинными замками, бабочками-цветочками, пением и танцами с широко распахнутыми глазами), в котором слащавость хорошенько разбавлена крепкими захватывающими приключениями.



Источник: Елена Полякова

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!