Приморье: Скептический взгляд на "суперверфь"

Информация в местных СМИ прошла почти незамеченной, хотя несла позитивный заряд: "Шесть танкеров типа "афрамакс" для Венесуэлы будут постро

15:50, 22 ноября 2010 Общество
53aba9b905336bbbf9621d4745e6a980.jpg

Информация в местных СМИ прошла почти незамеченной, хотя несла позитивный заряд: "Шесть танкеров типа "афрамакс" для Венесуэлы будут построены на будущей верфи "Звезда-DSME" в Большом Камне. Представители Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и венесуэльской госкомпании заключили соглашение о поставке в Венесуэлу до 2016 года десяти танкеров типа "афрамакс". По информации ОСК, схема производства танкеров будет следующей: три танкера построят в Южной Корее на заводах фирмы "Дэу" (Daewoo), три - на совместном предприятии "Звезда-DSME" с участием корейских специалистов, четыре танкера полностью будут созданы на "Звезда-DSME" российскими специалистами, пишет газета «Утро России»

То есть налицо позитив, с конца прошлого года такого не было. Если помните, "звездный час" "Звезды" выпал как раз на конец 2009-го: сначала Владимир Путин в КНР подписал соглашения о строительстве двух суперверфей в Приморье (в бухте Чажма, на базе бывшего 30-го СРЗ, и в Большом Камне, на базе "Звезды"). Затем на месте будущих строек зарыли капсулы, привинтили таблички, разрезали ленточки... Государственные "мужи" обещали, что будем строить на суперверфях гигантские танкеры, газовозы и химовозы, буровое оборудование, нефтегазодобывающие платформы (И. Сечин), "мистрали" (Р. Троценко), крупнотоннажный рыболовецкий флот (С. Дарькин), уникальные плавучие краны грузоподъемностью 20 тыс. тонн (А. Рассомахин) и т.д. И даже публичное "заложение" буровой платформы "Большая Медведица" стоимостью более полумиллиарда долларов провели на заводе "под занавес"...

Затем всё стихло, информпространство лишь изредка прорывали "заметки" о достижении соглашений, договорах, проектах и прочей виртуально-бумажной возне. Ни один реальный "кирпич" (если не считать таковым капсулы) не нарастил "активы" суперверфей.

Скажем больше, бесследно исчезло и основание заложенной якобы в декабре буровой. Той самой, на которой винтили табличку в присутствии самого премьера. В федеральных СМИ тогда появились кадры, запечатлевшие, как экс-президент "Роснефти" Богданчиков (заказчик) и президент ОСК Троценко (генподрядчик) дружно орудовали отвертками под вспышками фотокамер. Лучше б они не фотографировались: всеведущий Интернет живо откликнулся на увиденное. Бывалые судостроители на сайте делового издания "Морское обозрение" утверждали: Путина "развели"! На самом деле табличку винтили "на бортовую секцию док-понтона, который будет использоваться при утилизации аварийной АЛЛ (пр. 675), рванувшей в 1985 году в бухте Чажма", - наябедничали очевидцы из Приморья. Вокруг фотодокумента развернулась дискуссия, "профи" спорили о деталях, но сходились в одном - в присутствии премьера банальный понтон объявили уникальной арктической буровой платформой. Так может, и не было никакой "медведицы", тем более "большой"?

Таинственно растворилась не только заложенная буровая, вырыли и утащили неизвестно куда и заложенные на месте будущей верфи "капсулы", рассказывают аборигены "на берегу пустынных волн" Чажмы. Сроки начала строительства (а соответственно, и пуска будущих суперверфей) всё время переносятся и откладываются - весна, лето, осень нынешнего, начала будущего года.

"Свежие" сроки озвучил представитель "застройщика", комментируя удачную сделку с танкерами для венесуэльских друзей. В частности, заявив, что работы по модернизации на заводе "Звезда" начнутся в ноябре 2010 и полностью завершатся к 2013 году, после чего будет запущено производство танкеров типа "афрамакс" (там же и теми же сообщалось, что строительство самой суперверфи уложится в 2012-2015 гг.). Непонятным остался один вопрос: при таком строительном графике успеем ли до 2016 года построить "возложенные" на "Звезду" шесть танкеров по 120 тысяч тонн, из которых четыре штуки - сугубо своими силами? Не обернется ли прилетевший из ОСК "позитив" конфузом?

Скептики сомневаются, и в своем интервью нашему изданию один из опытнейших "танкеристов", председатель Совета директоров ПМП (PRISCO) Александр Кириличев рассказывал:

- Авианосец "Адмирал Горшков" уже шесть лет для индусов модернизируем и завершим лишь через два года (сдача назначена на декабрь 2012 г. - Ред.). Первоначально контракт заключили на 900 миллионов долларов, сейчас он уже под два с половиной миллиарда шкалит - вот темпы и стоимость нашего судостроения (о качестве не говорю)... Что же касается танкеров-газовозов, то сложнее судов нет, их строят всего три-четыре верфи мира, остальные даже и не берутся, поскольку работа требует высочайшей квалификации и ответственности. И если решение принято всерьез, то уже сегодня нужно садиться за стол переговоров с японцами или корейцами, пора на их верфи направлять специалистов на стажировку - если, конечно, они позволят. Технологии нынче дорого стоят, кто ж ими будет делиться фактически с конкурентами? Единственный путь - это отдать им землю, позволить построить здесь свой завод, но при железных гарантиях, - считает эксперт.

Похоже, на этом споткнулись: в бухте Чажма, кроме двух асфальтированных вертолетных площадок для приема VIP-гостей, на месте будущей суперверфи до сих пор ничего нет. Официальная версия: стройка отложена по причине неурегулированности "земельного вопроса", якобы Минобороны не передает ОСК площадку, сингапурские специалисты не могут попасть на закрытую территорию, докладывал весной Троценко любознательному премьеру Путину. Неофициальная версия звучит несколько иначе, ведь было бы желание, а формальности всегда можно обойти (как это происходит на стройках АТЭС на острове Русском). На самом же деле сами сингапурцы не сильно рвутся строиться в бухте с видом на действующий могильник для утилизированных атомных субмарин (бухта Разбойник).

Не спешат разворачиваться с верфями и корейские корабелы. На состоявшемся летом Международном инвестиционном форуме "Сочи-2010" представители фирмы Daewoo Shipbuilding нажаловались Путину на возникающие проблемы. В ходе обсуждения строительства верфи на Дальнем Востоке они отметили несоответствие российских стандартов мировым, а также "отсутствие стимула для строительства промобъектов". Что корейцы подразумевали под "стимулами", точно не скажем, но, по словам иностранных партнеров, "такие ограничения вызывают удорожание проекта на 30-50 процентов" (эксперты тут же отметили, что процент идеально укладывается в традиционную ставку "откатов"). Путин пообещал: "Будем работать над устранением этих барьеров", правительство подготовит пакет мер, облегчающих получение разрешений для строительства (сокращение сроков и стоимости экспертиз, упрощенные процедуры и т.д.).

В этом контексте позитив ОСК по поводу венесуэльских заказов кажется даже слишком оптимистичным. Уже понятно, что три танкера "вчистую" получат верфи соседней страны со всеми сопутствующими бонусами. Вторую тройку, похоже, разделят: корпуса склепают на приморской "Звезде", а капиталоемкую "начинку" - на верфях партнеров. А вот что будут делать с четырьмя полноценными танкерами, которые предстоит построить на "Звезде" за три с небольшим года (в идеале - с 2013 по 2016-й)?

- Не удивлюсь, если все десять танкеров в конечном итоге построят корейцы, причем частично на китайских (судя по цене) верфях. А Россия тут выступит исключительно в роли политической "прокладки" между Венесуэлой и Южной Кореей, - говорит глава Морской инженерной компании Юрий РЫБАЛКИН. - Схема простая: если не в курсе, год назад наш банкрот Дальзавод выиграл тендер на строительство солидного научно-исследовательского судна (80 м длина) и, несмотря на все обрушивавшиеся на него "невзгоды", успешно справляется. Технический проект купили у норвежцев, китайцы сделали технорабочий проект, они же и строят судно на своей верфи. В результате, когда корабль спустят на воду, можно будет рапортовать: Дальзавод построил судно.

"Это самая популярная нынче схема "посредника", без которой не делается ни один проект, - считает Рыбалкин. - Генподрядчик может ничего за душой не иметь, но по каким-то причинам (не будем уточнять каким) получает серьезный заказ государства и становится "оператором" бурных финансовых потоков. Так работают почти все схемы по осваиванию бюджетных средств: так строят пятизвездочные отели, мосты и федеральный университет... Нынче время такое - посредников. ОСК в нашем случае - точно такая же "фирма-прокладка". - Нет сомнений, что в первую очередь в этом контракте выигрывают корейцы, получив на исходе кризиса такой завидный заказ. Наверняка свое получат и чиновники, и "посредники", Троценко сможет рапортовать: судостроительная корпорация построила десять танкеров... Что от венесуэльских контрактов получат завод "Звезда" и Приморье - покажет время. Но что-то подсказывает - немного", - грустит эксперт.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!